НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан) от 12.09.2018 № 2А-3552/18

По делу № 2а-3552/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 сентября 2018 года г. Нижнекамск

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.И. Гиззатуллина, при секретаре судебного заседания З.К. Мифтаховой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...» к Государственной инспекции труда в Республике Татарстан о признании незаконным пункта 3 предписания №... от ... и его отмене,

установил:

ООО «...» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Татарстан о признании незаконным пункта 3 предписания №... от ... и его отмене.

В обоснование требований указано, что в период с ... по ... на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Татарстан №... от ... была проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «...», по результатам которой составлен акт от ... об устранении нарушений трудового законодательства, протокол об административном правонарушении №... от ... и вынесено постановление о назначении административного наказания.

ООО «...» не согласно со следующими выводами, указанными в акте, а именно пункт 1 – «повышенная оплата 12% к тарифной ставке работнику ФИО4 не выплачивается, что является нарушением статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации»; пункт 2 – «согласно представленным расчетным листкам, работнику ФИО5 надбавки начислены не были, что является нарушением статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации». Также ООО «...» не согласно с пунктом 3 предписания, а именно – «произвести оплату работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда в повышенном размере, в частности ФИО4, ФИО5.

Выводы и требования Государственной инспекции труда в Республике Татарстан не соответствуют фактическим обстоятельствам. В ООО «...» расчет часовой тарифной ставки производится согласно Положению об оплате труда работников ООО «...» (пункт 2.1.3) (приложение ...) и Коллективного договора ООО «...» (пункт 3.1) (приложение ...). Повышенная надбавка за вредные и (или) опасные условия труда в ООО «...» включена в часовую тарифную ставку в виде коэффициента, учитывающего условия труда. Указанный в Положении об оплате труда расчет часовой тарифной ставки является не фиксированным размером оплаты труда, а расчетным, где коэффициенты являются компенсирующими надбавками. При решении вопроса о размерах и способах компенсации за вредные условия труда работодатель руководствовался информационным письмом Минтруда России от ... «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда», принятым в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 №870.

Расчет заработной платы с учетом надбавки за условия труда приведен в приложении ..., из которого следует, что надбавка за условия труда включена в расчетную тарифную часть заработной платы согласно Положению об оплате труда работников ООО «...».

Таким образом, административный истец считает, что нарушения в данном случае отсутствуют, права работников ООО «...» не были нарушены, работники получили все положенные им надбавки за вредные и опасные условия труда в полном объеме. Поскольку расчеты произведены полностью, то надбавки не должны быть начислены дважды, повторное начисление будет являться необоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «...» ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Отдела государственной инспекции труда в ...ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила оставить административное исковое заявление без удовлетворения, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены работники ООО «...» ФИО4 и ФИО5, которые в судебном заседании пояснили, что, по их мнению, расчет заработной платы произведен работодателем правильно, оплату труда они получают в повышенном размере, трудового спора не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 данного Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

На основании статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия, в том числе: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ... по ... на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в ...... от ... была проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «...».

По результатам проверки составлен акт от ...... о выявлении нарушений трудового законодательства. Одними из нарушений указаны: 1) ООО «...» не выплачивает работнику ФИО4 повышенную оплату 12% к тарифной ставке, в нарушение статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации; 2) работнику ФИО5 надбавки не начислены, в нарушение статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, в отношении ООО «...» составлен протокол об административном правонарушении №... от ... и вынесено постановление о назначении административного наказания.

Кроме того, в отношении ООО «...» вынесено предписание №... от ... об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В оспариваемом пункте 3 предписания указано, что ООО «...» необходимо в срок до ... произвести оплату работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, в повышенном размере, в частности ФИО4, ФИО5.

Между тем, как следует из материалов дела, работникам ФИО4 и ФИО5 начислены и выплачены надбавки за вредные и опасные условия труда.

Так, в пункте 2.1.3 Положения об оплате труда работников ООО «...» приведен порядок определения часовой тарифной ставки для начисления заработной платы, включающий в себя: фиксированную часовую тарифную ставку (РКОхБТС+ЧТСдоп.), которая приведена в приложениях ....4 Положения; а также компенсационные выплаты в виде коэффициентов Квр, Кнс, Конз.

Расчет фиксированной часовой тарифной ставки без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат приведен в приложениях ...,4 Положения об оплате труда работников ООО «...», и прописан в пункте 2.1.6 Положения, где указано, что тарифные ставки приведены без учета коэффициентов.

Административным истцом приведен расчет-пояснение:

1) по слесарю ремонтнику ФИО4, согласно трудовому договору работника. Трудовым договором работнику ФИО4 установлено РКО – 2,02 (пункт 5.2). Доплата за вредные условия труда в размере 12% от тарифной ставки (пункт 7.1). Расчет на примере декабря 2017 года. Согласно приложению ... ЧТС (часовая тарифная ставка) работника ФИО4 составляет – 58,01 рублей. Доплата за условия труда, согласно трудовому договору 12% от тарифной ставки. 58,01 (ЧТС)х167,2 (часы в декабре)х12%(по трудовому договору)=1163,91 рубля, что составляет расчетную доплату за условия труда работнику ФИО4 по трудовому договору, которая в обязательном порядке должна быть выплачена работнику.

Как следует из расчетного листа работника ФИО4, расчет оплаты труда на примере декабря 2017 года следующий: (... рублей (вид оплаты 0004), где ЧТС=(...) – приложение... Положения; Квр=1.24 (коэффициент вредности 24%, % установлен в размере, определенном для технологических цехов ПАО «... согласно наряд-допуску); Конз=1.1 (доплата за оформление нормированных заданий); 167,2 час. – фактическое время работы в часах.

Аналогичный расчет без учета коэффициента, учитывающего условия труда (без 24%): (...)х1,1х167,2=10669,20 рублей (вид оплаты 0004).

...=2561,34 рубль, фактическая доплата работнику ФИО4 за условия труда.

2) по мастеру участка ФИО5, согласно трудовому договору работника. Трудовым договором работнику ФИО5 установлено РКО – 3.18 (пункт 5.2). Доплата за вредные условия труда в размере 12% от тарифной ставки (пункт 7.1). Расчет на примере декабря 2017 года. Согласно приложению ... ЧТС (часовая тарифная ставка) работника ФИО5 составляет – 84,69 рублей. Доплата за условия труда, согласно трудовому договору 12% от тарифной ставки. 84,69(ЧТС)х167,2 (часы в декабре)х12%(по трудовому договору)=1699 рублей, что составляет расчетную доплату за условия труда работнику ФИО5 по трудовому договору, которая в обязательном порядке должна быть выплачена работнику.

Как следует из расчетного листа работника ФИО5, расчет оплаты труда на примере декабря 2017 года следующий: (...=15859 рублей (вид оплаты 0004), где ЧТС=(...) – приложение... Положения; Квр=1.12 (коэффициент вредности 12%; 167,2 час. – фактическое время работы в часах.

Аналогичный расчет без учета коэффициента, учитывающего условия труда (без 12%): (...)х167,2=14160 рублей (вид оплаты 0004).

...=1699 рублей, фактическая доплата работнику ФИО5 за условия труда.

Приведенные расчеты подтверждаются трудовыми договорами работников ФИО4 и ФИО5, Положением об оплате труда работников ООО «...», утвержденного ..., с приложениями, расчетными листками работников с ... 2017 по ... 2018 года.

Таким образом, как видно из указанного расчета, оплата труда работников ООО «...» ФИО4 и ФИО5, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, установлена в повышенном размере, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Повышающая надбавка за вредные и (или) опасные условия труда включена в часовую тарифную ставку в виде коэффициента, учитывающего условия труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 3 оспариваемого предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан противоречит закону, поскольку требует произвести повторную оплату труда работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, в повышенном размере, когда такая оплата уже произведена, что является основанием для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными и отменить пункт 3 предписания №..., вынесенного Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан от ... в отношении ООО «...».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Судья Р.И. Гиззатуллин