НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан) от 07.12.2023 № 2А-6243/2023

16RS0043-01-2023-006798-30

Дело № 2а-6243/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижнекамск РТ 7 декабря 2023 года

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.Ф. Хабибрахманова,

при секретаре судебного заседания С.Н. Харисовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №11 по Республике Татарстан к Нагимовой Розе Зуфаровне о взыскании страховых взносов, налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС России № 11 по РТ, административный истец) обратилась с административным исковым заявлением к Нагимовой Р.З. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

В обоснование требований, указано, что Нагимова Р.З. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 22 августа 2017 года по 17 июня 2022 года. Обязанность по уплате страховых взносов за указанный период в бюджет своевременно не была исполнена, в связи с несвоевременной оплатой налога были начислены страховые взносы:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) налог в размере 10711 рублей 66 копеек, пеня в размере 33 рубля 92 копейки,

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за (расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), налог в размере 6129 рублей 34 копеек, пеня в размере 85 рублей 91 копеек.

В связи с образовавшейся задолженностью, на основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика были направлены требования: ... от ..., ... от ..., об уплате налога и пени. Срок добровольной уплаты по данному требованию истек, требование административным ответчиком не обжаловано и в добровольном порядке не исполнено. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не оплачена.

Мировым судьей судебного участка №2 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан 8 декабря 2022 года вынесен судебный приказ ... о взыскании с ФИО1 задолженности по указанным налогам, который ... мировым судьей отменен, в связи с письменным возражением административного ответчика.

На текущую дату задолженность полностью не погашена и составляет 4072 рубля 23 копейки, из которых:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) налог в размере 3953 рубля 14 копеек, пеня в размере 33 рубля 50 копеек,

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за (расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), пеня в размере 85 рублей 59 копеек.

МРИ ФНС России № 11 по РТ просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам и пени в указанном размере.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, при подаче административного иска просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Нагимова Р.З. в суд не явилась, извещена надлежаще.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к убеждению, что административные исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу положений, закрепленных в статье 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса гласит, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ)

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, судебный приказ по административному делу ... от ..., о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени отменен мировым судьей ..., в связи с чем шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании обязательных налоговых платежей истекал 23 июня 2023 года.

В свою очередь, согласно штампа на конверте, административный иск направлен в суд 24 октября 2023 года, что свидетельствует о пропуске срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

В связи с чем, прихожу к выводу, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 23 декабря 2022 года, для обращения с административным исковым заявлением в установленном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27 марта 2018 года N 611-О и от 17 июля 2018 года N 1695-О).

Доводы, представителя налогового органа о том, что пропущенный срок обусловлен переходом на единый налоговый счет и уплату единого налогового платежа, формирование заявлений о вынесении судебного приказа, требований, ввод судебных актов, исключало возможность подачи искового заявления в установленный законом срок, не могут являться уважительной причиной пропуска срока обращения с административным иском о взыскании налогов и сборов. С учетом всех особенностей рассмотрения данной категории дел, законодатель дал достаточно время, для реализации права на судебный порядок взыскания задолженности по налогам и сборам.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 286 КАС РФ, пункта 3 статьи 48 НК РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №11 по Республике Татарстан к Нагимовой Розе Зуфаровне о взыскании страховых взносов, налога и пени – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ф. Хабибрахманов

Мотивированное решение изготовлено ....