НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнеингашского районного суда (Красноярский край) от 04.12.2018 № 2-631/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующей судьи Бондаренко Г.В.,

при секретаре Юзефович Н.А.,

с участием истца Шевченко Е.А.,

представителя ответчика Шнитова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Е.А. к КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

Установил:

Шевченко Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом увеличения исковых требований, к КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат», в котором просит обязать ответчика начислить и выплатить ей недоначисленную и невыплаченную заработную плату за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 2000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что истец работает в должности дежурного по режиму у ответчика, однако заработная плата весь указанный период времени начислялась ей менее установленного размера оплаты труда, с учетом должностного оклада, персональной надбавки, региональных выплат, стимулирующих выплат, а также районного коэффициента и северной надбавки. Указывает также, что согласно целевого назначения средней заработной платы с "дата" составляет младшему медицинскому персоналу – 26290 рублей.

На исковое заявление представителем ответчика Шнитовой Е.А. (по доверенности) представлены письменные возражения, согласно которым заявленные исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года не признает, просит в этой части отказать ввиду необоснованности требований. Указывает, что региональным соглашением о минимальной заработной плате от "дата", заключенным между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организацией профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями товаропроизводителей установлен размер минимальной заработной платы. Для работников краевых государственных учреждений с "дата" составляет 10 592 рубля с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. КГБУ СО «Тинской ПНИ» финансируется из краевого бюджета, источник финансирования на обеспечение выплат до МРОТ, установленного на федеральном уровне, с учетом районного коэффициента, не предусмотрен. В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от "дата", размер минимальной заработной платы для работников краевых государственных учреждений, расположенных на территории Нижнеингашского района размер минимальной заработной платы с "дата" составляет 10592 рубля с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Кроме того, в исковом заявлении не обозначено, чем подтверждается факт причинения истцу нравственных или физических страданий, при том, что какая-либо вина ответчика в виду отсутствия финансирования на обеспечение выплат до МРОТ не усматривается. В соответствии с Указом Президента РФ от "дата" «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе. В Приказе Минздравсоцразвития от "дата" «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера...» содержится ряд конкретных факторов подлежащих поощрению, а именно: продолжительность и непрерывность стажа; итоги работы; достижения, связанные с напряженностью деятельности; качество труда. Законом обязательность начисления стимулирующих выплат не закреплена, что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты. Целевой показатель средней заработной платы младшего медицинского персонала отражает среднюю заработную плату медицинских работников в целом по отрасли с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной

плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. (В письме Министерства социальной политики Красноярского края от "дата" целевой показатель средней заработной платы младшего медицинского персонала по отрасли с "дата" составляет 26290 руб. Начисление заработной платы Шевченко Е.А. выполнено согласно табелю учета рабочего времени, оценочных листов, протоколов заседаний оценочной комиссии и приказов руководителя по установлению коэффициента, корректирующего стимулирующие выплаты.

Истец Шевченко Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме с мотивировкой, изложенной в иске.

Представитель ответчика – КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» Шнитова Е.А. (по доверенности) возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях; кроме того, истцом пропущен срок исковой давности за сентябрь и октябрь 2017 года.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:

-в соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

-согласно ст.130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников;

-в силу ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда;

-в соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При этом согласно ст.2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Согласно ст.1 Федерального закона от "дата" №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с "дата" установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7800 рублей в месяц.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от "дата"-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.

Как следует из содержания ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от "дата", а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от "дата" «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.

Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от "дата"-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов, согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.

Пунктом 3 Постановлением Верховного Совета РФ от "дата" «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от "дата", размер минимальной заработной платы для работников муниципального образования в Нижнеингашском районе составляет 10592 рубля. Соглашение вступает в силу с "дата" и действует по "дата".

Согласно письму государственной инспекции труда в Красноярском крае от "дата" N 6-745-

185-18-ПВ/286/1, в Красноярском крае до "дата" действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате (принятое в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ) - для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях края, размер минимальной заработной платы с "дата" по "дата" был установлен в сумме 10592 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключалось. Необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Шевченко Е.А., работающей в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае – районный коэффициент и процентная надбавка).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены трудовые права истца при начислении и выплате ей заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года. Ежемесячная заработная плата истца полностью отработавшего в спорный период месячную норму рабочего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства, должна составлять не менее 12480 рублей (7800 х 30% х 30 %) ежемесячно за указанный период..

КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» является юридическим лицом - бюджетным учреждением, имеет лицевой счет, и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, что подтверждается Уставом и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

В указанном учреждении Шевченко Е.А. работает в должности дежурного по режиму на 1 ставку. В соответствии с представленными суду копией трудового договора, копией трудовой книжки, выписками из лицевых счетов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года состоит из должностного оклада, региональных выплат, компенсационных и стимулирующих выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, персональной надбавки.

Как следует из выписок лицевых счетов за фактически отработанное истцом время с учетом должностного оклада, региональной выплаты, компенсационных и стимулирующих выплат, а также районного коэффициента и северной надбавки начисленная заработная плата: за сентябрь 2017 года составила 11018,04 рублей при полной отработке нормы рабочего времени; за октябрь 2017 года составила 20104,43 рублей, за ноябрь 2017 года составила 13593,59 рублей, за декабрь 2017 года составила 19410,78 рублей.

Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Шевченко Е.А. в её пользу с работодателя подлежит взысканию не начисленная заработная плата: за сентябрь 2017 года в сумме 1461,96 рублей: (7800 рублей (МРОТ) х 30% районный коэффициент х 30% процентная надбавка) – 11018,04 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата).

В силу ст.199 ТК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Представителем ответчика Шнитовой Е.А. заявлено о пропуске истцом предусмотренного ст.392 ТК РФ годичного срока на обращение в суд с иском в части требования, заявленного за сентябрь 2017 года.

В соответствии с положениями ч.2 ст.392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Начало течения годичного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Пунктом 2 ст. 1 ГК РФ предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно п. 4.2.4 правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных ответчиком от "дата" заработная плата выплачивается работнику Шевченко Е.А. два раза в месяц: 22 числа за первую половину месяца и 7 числа, следующего за расчетным, за вторую половину месяца

Истица обратилась с иском в суд "дата" (требование о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за сентябрь 2017 года) и с заявление об увеличении исковых требований "дата".

Таким образом, истцом пропущен предусмотренный ст. 392 ТК РФ годичный срок на обращение в суд с иском в части требования, заявленного за сентябрь и октябрь 2017 года. Доводы представителя ответчика Шнитовой Е.А. в суде о пропуске истцом предусмотренного ст. 392 ТК РФ годичного срока на обращение в суд с иском в указанной части обоснованы, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требования об обязании ответчика начислить и выплатить Шевченко Е.А. заработную плату за сентябрь 2017 года.

Заявленные требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с "дата" по "дата" с применением районного коэффициента от 1,8 до 2,6, до уровня целевого показателя средней заработной платы в размере 26290 рублей, суд считает несостоятельными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии указом Президента РФ от "дата" «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Положения Указа Президента РФ от "дата" и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от "дата"-р, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы.

С Шевченко Е.А..А. заключен трудовой договор (эффективный контракт) от "дата". Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Согласно письму Министерства социальной политики Красноярского края от "дата" и приложению целевой показатель средней заработной платы младшего медицинского персонала с "дата" в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» составляет 26290 рублей. Механизм повышения размеров оплаты труда медицинским работникам учреждения предполагает увеличение фонда стимулирующих выплат, путем установления повышенного коэффициента, корректирующего размер стимулирующих выплат. При расчете дополнительного фонда оплаты труда учтен подход по урегулированию средней заработной платы медицинским работникам в целом по отрасли и доведению средней заработной платы к одному целевому показателю с учетом компенсационных выплат, а также районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, повышение оплаты труда производится младшему медицинскому персоналу по уходу за больными в виде выплат стимулирующего характера с учетом установления повышенного коэффициента, корректирующего размер стимулирующих выплат.

Согласно п.4.5.1 трудового договора (эффективного контракта) одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных Положением об оплате и стимулирования труда работников КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат».

Истец ссылается на не выплату стимулирующей надбавки в целом, полагая ее заниженной, так как не доводит её заработок до среднего уровня заработной платы по региону до 26290 рублей.

Однако в соответствии с Положением об оплате и стимулирования труда работников учреждения, утвержденным директором КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат», стимулирующие выплаты осуществляются на основании показателей оценки деятельности работников учреждения, зависят от важности, количества и качества труда. Величина каждого показателя измеряется в баллах.

Расчет заработной платы истца был произведен исходя из количества баллов, подлежащих начислению с учетом фактически отработанного времени и коэффициента корректирующего размер стимулирующих выплат.

Сами оценочные таблицы по баллам составлялись в учреждении, где работает истец, при этом она ежемесячно могла знакомиться с данными таблицами, при не согласии с количеством баллов, поставленных именно ей, могла в установленном порядке их оспорить.

По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

При изложенных обстоятельствах суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Шевченко Е.А. к КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения (с 09.12.2018 года).

Председательствующая: