НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнеилимского районного суда (Иркутская область) от 27.03.2017 № 2-1465/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Железногорск-Илимский 27 марта 2017 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Родионовой Т.А., при секретаре У., с участием старшего помощника прокурора Бобрик А.А., представителя ответчика администрации Нижнеилимского муниципального района Максимовой Е.Г., ответчика Драпеза Н.М., представителя третьего лица председателя Контрольно-счетной палаты Нижнеилимского муниципального района В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-43/2017 по иску Прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах муниципального образования «Нижнеилимский район» к администрации Нижнеилимского муниципального района, Драпеза Н.М., Татауровой А.И., Сергеевой С.В. о признании незаконным п.7.5 Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области обратился в Нижнеилимский районный суд с иском в интересах муниципального образования «Нижнеилимский район» к администрации Нижнеилимского муниципального района, Драпеза Н.М., Татауровой А.И., Сергеевой С.В. о признании незаконным п.7.5 Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района, в обоснование которого указал, что в прокуратуру района поступило обращение депутата Думы Нижнеилимского муниципального района И. об установлении неправомерной гарантии муниципальным служащим, установленной пунктом 7.5 Коллективного договора Администрации Нижнеилимского муниципального района. По результатам проведённой прокуратурой района проверки установлено следующее.

В соответствии с п. 7.5. Коллективного договора Администрации Нижнеилимского муниципального района работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счёт средств администрации. Расчёт среднего заработка для этих целей производится в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.

Согласно ст.40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В силу ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

При этом в соответствии со ст.11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (в том числе о праве на заключение коллективных договоров), распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

С учетом допустимости применения трудового законодательства к отношениям, связанным с прохождением муниципальной службы (ст.11 ТК РФ), иной оплачиваемой работы в бюджетном учреждении, коллективный договор может быть заключен в органе местного самоуправления только при отсутствии статусных ограничений. В законодательстве о муниципальной службе запрета на заключение коллективного договора нет (ст. ст. 11 - 14 ФЗ №25). Однако особый статус работников и работодателей, являющихся сторонами коллективного договора в органах местного самоуправления должен определять его содержание.

Так, в соответствии со ст.23 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

По своей правовой природе предусмотренная п.7.5 Коллективного договора доплата работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, до их среднего заработка за счёт средств администрации является дополнительной мерой социальной поддержки, которая не зависит от участия работника в трудовой деятельности.

Согласно части 3 указанной статьи Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Однако, ни Законами Иркутской области, ни Уставом муниципального образования «Нижнеилимский район» предоставление для работников администрации Нижнеилимского муниципального района такой льготы, как осуществление доплаты работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, до их среднего заработка за счёт средств администрации – не предусмотрено.

В соответствии со ст.43 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии со ст.70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

-оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

-закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

-уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

-возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК РФ), будучи правовым актом, не входит в систему муниципальных правовых актов, определенную ст.43 ФЗ №131-ФЗ, и, следовательно, не может устанавливать, дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему (ч.3 ст.23 ФЗ № 25) или иному работнику бюджетного учреждения; выплаты муниципальному служащему, не входящие в состав его денежного содержания (иные выплаты в смысле ст.70 БК РФ).

В силу ст.183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Таким образом, коллективный договор органа местного самоуправления может являться производным от федерального законодательства, законодательства субъекта РФ и муниципальных правовых актов, но не может служить самостоятельной правовой базой для установления дополнительного финансирования пособия по временной нетрудоспособности, которое гарантируется Трудовым кодексом Российской Федерации и выплачивается застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст.34 БК РФ).

Выплата указанных денежных средств из бюджета муниципального образования «Нижнеилимский район» является неправомерной, ведёт к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, что недопустимо.

Кроме этого, установление дополнительных материальных преимуществ муниципальным служащим, не предусмотренных региональными и муниципальными правовыми актами противоречит ст.7 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов.

Согласно отчёту Контрольно-счётной палаты Нижнеилимского муниципального района ***о от ***. «По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчётности главного распорядителя бюджетных средств – администрации Нижнеилимского муниципального района за 2015 год» установлено, что в соответствии с п.7.5 Коллективного договора Администрации Нижнеилимского муниципального района «…работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счёт средств администрации», так как в соответствии с правилами расчёта больничных листов, ФСС не возмещает суммы страхователю пособие которых превышает установленный размер на *** в сумме *** руб.

Руководствуясь ст.24 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с целью устранения указанных нарушений закона в адрес мэра Нижнеилимского муниципального района прокуратурой района 09.09.2016г. внесено представление с требованием отменить в Коллективном договоре Администрации Нижнеилимского муниципального района пункт 7.5. и принять меры к недопущению применения указанного пункта Коллективного договора.

Однако, требования прокуратуры района до настоящего времени не исполнены, согласно информации мэра Нижнеилимского муниципального района от ***. норма, закреплённая в п.7.5 Коллективного договора, не противоречит действующему законодательству и оснований для отмены данного пункта не имеется.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Указанное исковое заявление подано в защиту муниципального образования «Нижнеилимский район», в связи с тем, что ответчиками, путём принятия и утверждения п.7.5. Коллективного договора Администрации Нижнеилимского муниципального района, необоснованно созданы условия расходования бюджетных средств муниципального образования «Нижнеилимский район» на цели, которые не предусмотрены действующим законодательством, что не допустимо, и противоречит бюджетному законодательству (ст.ст. 34, 70 БК РФ) и законодательству о муниципальной службе (ст.23 ФЗ № 25-ФЗ).

Просил суд признать п.7.5 Коллективного договора Администрации Нижнеилимского муниципального района в редакции: «7.5. Работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счёт средств администрации. Расчёт среднего заработка для этих целей производится в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.» недействительным, противоречащим ст.ст.34, 70 БК РФ, ст.23 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и недействующим с ***. – с момента регистрации Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района.

Впоследствии прокурор представил заявление об изменении исковых требований, в обоснование которого указал, что в ходе судебного разбирательства установлено, что работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счёт средств администрации.

Исходя из материалов дела (реестров больничных листов, расчётов больничных листов, штатных расписаний работников администрации Нижнеилимского муниципального района), исходя из свидетельских показаний главного бухгалтера Администрации Нижнеилимского муниципального района Е. установлено, что вышеуказанная доплата до среднего заработка за счёт средств администрации производится муниципальным служащим высших и главных должностей муниципальной службы, что не оспаривается Администрацией Нижнеилимского муниципального района.

При этом в соответствии со ст.11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (в том числе о праве на заключение коллективных договоров), распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

С учетом допустимости применения трудового законодательства к отношениям, связанным с прохождением муниципальной службы (ст.11 ТК РФ), иной оплачиваемой работы в бюджетном учреждении, коллективный договор может быть заключен в органе местного самоуправления только при отсутствии статусных ограничений.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу ч.3 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Однако, ни Законами Иркутской области, ни Уставом муниципального образования «Нижнеилимский район» предоставление для муниципальных служащих администрации Нижнеилимского муниципального района такой льготы, как осуществление доплаты указанным работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, до их среднего заработка за счёт средств администрации не предусмотрено.

С учетом измененных требований просит суд признать п.7.5 Коллективного договора Администрации Нижнеилимского муниципального района в редакции: «7.5. Работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счёт средств администрации. Расчёт среднего заработка для этих целей производится в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.» незаконным, противоречащим Федеральному закону от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействующим с ***. – с момента заключения Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Нижнеилимского района Бобрик А.А. предъявленные требования поддержала, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации Нижнеилимского муниципального района Максимова Е.Г., действующая на основании доверенности №1 от 11.01.2016г., в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Названный Федеральный закон не содержит каких-либо особенностей, ограничений по заключению и содержанию коллективного договора.

Глава 7 Трудового кодекса РФ определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками. Действие коллективного договора распространяется как на муниципальных служащих администрации, которые, в свою очередь, являются прежде всего работниками администрации, так и на технический персонал.

Коллективный договор и заключается с целью установления дополнительных гарантий, предоставляемых как муниципальному служащему, так и работнику администрации Нижнеилимского муниципального района.

Законодательство о муниципальной службе не содержит каких-либо особенностей, ограничений по заключению и содержанию коллективного договора, и тем более не содержит норм, регламентирующих основания признания недействующим пункта коллективного договора, улучшающего положение работника.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч.3 ст.23 Федерального закона №25-ФЗ).

Вместе с тем, также в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч.3 ст.41 ТК РФ).

Считает, что данные нормы не противоречат друг другу, а дополняют, предоставляя право работникам пользоваться дополнительными льготами.

Полагает, что поскольку действующее законодательство ни на федеральном, ни на областном уровнях, не содержит запреты и ограничения при заключении коллективных договоров, норма, закрепленная в п. 7.5 Коллективного договора, не противоречит действующему законодательству, не содержит ухудшающих положений для работников администрации района, в связи с чем оснований для признания данного пункта недействующим не имеется.

Ответчик Драпеза Н.М. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, в обоснование возражений указала доводы, аналогичные доводам, приведенным представителем администрации.

Ответчики Татаурова А.И., Сергеева С.В. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица председатель Контрольно-счетной палаты Нижнеилимского муниципального района В., действующий на основании прав по должности, исковые требования прокурора поддержал. Пояснил суду, что оспариваемый п.7.5 Коллективного договора противоречит федеральному законодательству, законодательству Иркутской области, а также Уставу муниципального образования, которыми не предусмотрено предоставление дополнительных гарантий должностным лицам органа местного самоуправления. Считает, что в связи с необходимостью производить выплаты, предусмотренные п.7.5 Коллективного договора, на бюджет муниципального образования, который являет дотационным и не сбалансированным, ложится дополнительная нагрузка. Тогда как бюджет должен использоваться эффективно. Также указал, что п.7.5 Коллективного договора действует избирательно, поскольку установленной им гарантией могут воспользоваться только муниципальные служащие главных должностей, у которых более высокая заработная плата. Однако установление Коллективным договором дополнительных гарантий для муниципальных служащих действующим законодательством не предусмотрено.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Статьей 9 ТК РФ установлено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В силу ст.40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В соответствии со ст.41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций и т.д. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Судом установлено, что 30.03.2015г. между работниками администрации Нижнеилимского муниципального района и работодателем - администрацией Нижнеилимского муниципального района, в лице мэра Нижнеилимского муниципального района, заключен Коллективный договор №******.г. Коллективный договор подписан от работодателя – мэром муниципального образования «Нижнеилимский район» Х., от работников – Драпеза Н.М., Татауровой А.И., Сергеевой С.В. (т.1 л.д.18-21).

Пунктом 7.5 Коллективного договора предусмотрено, что «Работкам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счёт средств администрации. Расчёт среднего заработка для этих целей производится в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.».

Предъявляя требования о признании п.7.5 Коллективного договора незаконным, прокурор указывает на то, что он противоречит Федеральному закону от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что штатными расписаниями администрации Нижнеилимского муниципального района предусмотрены следующие должности: мэр муниципального образования, муниципальные служащие администрации, муниципальные служащие администрации, исполняющие отдельные государственные полномочия, муниципальные служащие администрации, исполняющие полномочия, переданные поселениями района, технические исполнители администрации, технические исполнители администрации, исполняющие отдельные государственные полномочия, технические исполнители администрации, исполняющие полномочия, переданные поселениями района, вспомогательный персонал администрации (т.1 л.д.133-142,149-159).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с п.7.5 Коллективного договора доплата до среднего заработка работкам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, согласно реестру больничных листов за период с ***. по ***. и с ***. по ***. производилась заместителям мэра С., З., начальникам отделов А., Б., К., Т., Е., мэру Р.. В *** в соответствии с п.7.5 Коллективного договора было выплачено *** руб., в *** руб. (т.1 л.д.196-197).

Факт работы С.З. в должности заместителей мэра, А., Б., К., Т., Е. в должности начальников отделов подтвержден представленными в материалы дела трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним (т.1 л.д.204-247, т.2 л.д.1-9).

Иным работникам администрации Нижнеилимского муниципального района доплаты в соответствии с п.7.5 не производились.

Постановлением администрации Нижнеилимского муниципального района *** от ***. утвержден Перечень муниципальных должностей муниципальной службы администрации Нижнеилимского муниципального района, согласно которому должности заместитель мэра, начальник отдела относятся к главным должностям муниципальной службы (т.1 л.д.198-203).

В соответствии с п.7 ст.11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч.3 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ).

Законом Иркутской области от 15.10.2007г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» осуществляется правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ведению области.

Статьей 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007г. № 88-оз установлено, что оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;

1(1)) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию муниципального служащего устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области в размерах, определенных федеральными и областными нормативными правовыми актами.

Муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют в том числе, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Как следует из ст.44 Устава муниципального образования «Нижнеилимский район» (т.2 л.д.24-48) в систему муниципальных правовых актов входят: настоящий Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные решения Думы Нижнеилимского муниципального района; постановления и распоряжения администрации Нижнеилимского муниципального района, председателя Думы Нижнеилимского муниципального района, правовые акты иных органов местного самоуправления, распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом. Главой VI Устава «Муниципальные должности и муниципальная служба» (т.2 л.д. 44 оборот-45) дополнительные гарантии муниципальным служащим не предоставлены.

Таким образом, из приведенных выше норм законодательства и Устава муниципального образования «Нижнеилимский район» не усматривается, что Федеральным законом, Законом Иркутской области, представительным органом муниципального образования «Нижнеилимский район», Уставом муниципального образования «Нижнеилимский район» для муниципальных служащих администрации Нижнеилимского муниципального района установлена дополнительная гарантия в виде доплаты до их среднего заработка за счёт средств администрации в случае получения пособия по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка.

Между тем, как установлено в судебном заседании, доплата до среднего заработка за счёт средств администрации работкам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, в ***. производилась муниципальным служащим, что ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.

Однако, в силу ст.22,23 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» размер дополнительных выплат устанавливается муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, дополнительные гарантии могут быть предоставлены законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим.

Следовательно, при заключении Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района, его стороны должны были учитывать данные положения Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В связи с этим суд находит необоснованными доводы ответчиков о том, что Федеральным законом от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не установлено каких-либо ограничений по заключению и содержанию коллективного договора, а также о том, что заключение Коллективного договора проходило на общем собрании трудового коллектива, который согласился со всеми его условиями, а после внесения прокурором Нижнеилимского района представления на заседании трудового коллектива от 06.10.2016г. было принято решение не исключать п.7.5. из Коллективного договора (т.1 л.д.66-67).

Кроме того, в соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия администрации Нижнеилимского муниципального района определены в ст.38 Устава муниципального образования «Нижнеилимский район», из которой не усматривается, что администрация наделена полномочиями по предоставлению муниципальным служащим дополнительных гарантий.

В силу ст.43 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Следовательно, коллективный договор к муниципальным правовым актам не отнесен.

Действительно ст.41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам размера оплаты труда, выплаты пособий, компенсаций. При этом, данная норма содержит указание на то, что льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями могут устанавливаться с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Таким образом, администрация Нижнеилимского муниципального района, как исполнительный орган местного самоуправления, при заключении Коллективного договора должна исходить из того, что в части установления размера дополнительных гарантий на них распространяется действие бюджетного законодательства Российской Федерации.

Решение вопросов финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств собственного бюджета. По данным вопросам органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право. Принятие указанных актов является основанием для возникновения расходных обязательств органов местного самоуправления (ст.86 БК РФ).

Между тем указанное право не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс РФ, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.

При этом реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, орган местного самоуправления обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Положениями ст. ст. 7, 8, 9, 65, 85 Бюджетного кодекса РФ установлен подход, в соответствии с которым расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями власти.

Данное положение, в свою очередь, корреспондируется с правилами статьи 31 БК РФ, раскрывающими содержание принципа самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета муниципального образования и, как следствие, потребует привлечения средств бюджетов иных уровней.

Таким образом, реализация органом местного самоуправления своих полномочий по установлению муниципальным служащим дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

В этой связи положениями Бюджетного кодекса РФ определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения муниципального образования, а также основным критерием для определения его нуждаемости в предоставлении ему дотаций бюджетов иных уровней на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Показатели уровня налоговых доходов муниципального образования на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как его нуждаемость в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.

В свою очередь, признание муниципального образования дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень его бюджетной обеспеченности, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Важным показателем социально-экономического положения муниципального образования также является уровень сбалансированности его бюджета, исходя из которого, осуществляется отнесение бюджетов к категориям дефицитных или профицитных.

С учетом этого деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, в силу положений ст.33 БК РФ также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.

Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Из вышеизложенного следует, что включая в коллективный договор условие о предоставлении работникам дополнительных гарантий, его участники – работодатель и работники, должны учитывать наличие достаточности собственных средств бюджета. При недостаточности собственных средств бюджета установление дополнительных расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств субъекта федерации, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данное обстоятельство, в свою очередь, является ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещающим должности в органах местного самоуправления, и их размера.

Представитель администрации Нижнеилимского муниципального района в судебном заседании не оспаривала, что бюджет Нижнеилимского муниципального района является дефицитным и дотационным. Другими участниками процесса данное обстоятельство также не оспаривалось. Доказательств обратного суду не представлено.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что в условиях бюджетного дефицита муниципального образования «Нижнеилимский район», установленная п.7.5. Коллективного договора дополнительная социальная гарантия для должностных лиц органов местного самоуправления: а именно выплата работкам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, доплаты до их среднего заработка за счёт средств администрации, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям вышеуказанного федерального законодательства.

В силу изложенного суд находит несостоятельными доводы ответчиков о том, что с учетом произведенных в ***.г. доплат в соответствии с п.7.5 Коллективного договора, фонд оплаты труда администрации превышен не был (т.1 л.д.130-132, 146-148).

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся по делу доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности как каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что предусмотренное п.7.5 Коллективного договора условие, которым работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счет средств администрации, противоречит Бюджетному законодательству Российской Федерации, Федеральному закону от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Уставу муниципального образования «Нижнеилимский район», а, следовательно, является недействующим с момента заключения Коллективного договора.

Установление работникам администрации, в частности муниципальным служащим, дополнительных гарантий посредством заключения Коллективного договора недопустимо. Такое увеличение фактически свидетельствует об изменении положений устава муниципального образования, тогда как подобные изменения вносятся с соблюдением требований ст.44 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст.44,45 Устава муниципального образования «Нижнеилимский район».

Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования Прокурора Нижнеилимского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах муниципального образования «Нижнеилимский район» к администрации Нижнеилимского муниципального района, Драпеза Н.М., Татауровой А.И., Сергеевой С.В. о признании незаконным п.7.5 Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района удовлетворить.

Признать п.7.5 Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района в редакции: «Работникам, получающим пособие по временной нетрудоспособности в размере менее среднего заработка, производится доплата до их среднего заработка за счет средств администрации. Расчет среднего заработка для этих целей производится в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.» незаконным, противоречащим Федеральному закону от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействующим с ***. – с момента заключения Коллективного договора администрации Нижнеилимского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 03.04.2017г.

Судья Т.А.Родионова