НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнеилимского районного суда (Иркутская область) от 25.02.2019 № 2-1521/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Железногорск-Илимский 25 февраля 2019г.

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-211/2019 по иску Лищук А.Р. к АО «Янгелевский ГОК» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Лищук А.Р. обратился в Нижнеилимский районный суд с иском к АО «Янгелевский ГОК» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, в обоснование которого, с учетом уточненных требований, указал, что согласно трудовому договору *** от ***., заключенному с АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат», он был принят на должность *** с ***. Ему был установлен оклад 8 830 руб. 80 коп., с районным коэффициентом 60%, северной надбавкой 50%, доплатой за работу в ночное время в размере 40%. Приказом *** от ***. он был уволен по собственному желанию по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. Считает, что за время работы на предприятии работодателем систематически нарушались его трудовые права, ему не полностью начислялась заработная плата. На претензию произвести доначисление заработной платы за весь год, предшествующий увольнению, ответчик не отреагировал.

В силу ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Положениями ч.5 ст.135 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

С 26.01.2017г. на территории Иркутской области действовало Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Иркутской области», согласно которому был установлен размер минимальной заработной платы для работников предприятий, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в частности, в Нижнеилимском районе - 12 652 руб. С 01.01.2018г. данное региональное соглашение не было продлено.

При этом в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017г. № 38-П районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются дополнительно.

Истец полагает, что за период с 01.11.2017г. по 29.10.2018г. ему недоначислена заработная плата в размере 101212,90 руб.

Кроме того, действиями ответчика ему причинен моральный вред. В соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Принимая во внимание, что неправомерными действиями ответчика нарушены его трудовые права на получение заработной платы в установленные сроки в установленном размере, учитывая длительность нарушения трудовых прав, необходимость разрешения спора в судебном порядке, в связи с чем, он испытывал нравственные страдания и переживания, с учетом степени вины нарушителя, степени его нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда истец оценивает в 10000 руб.

Кроме того, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу понесенные им расходы на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 4000 руб.

С учетом уточненных требований просит суд взыскать с Акционерного общества «Янгелевский Горнообогатительный комбинат» в свою пользу заработную плату за период с 01.11.2017г. 29.10.2018г. в размере 101212,90 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., судебные расходы в размере 4000 руб.

В судебное заседание истец Лищук А.Р. не явился, надлежаще был извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Присутствуя в судебных заседаниях 29.01.2019г., 19.02.2019г. исковые требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО «Янгелевский ГОК» в судебное заседание не явился, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Присутствуя в судебном заседании 29.01.2019г., представитель ответчика Войтюк О.В., действующая на основании доверенности *** от ***., исковые требования не признала, пояснив, что размер заработной платы за весь период работы соответствовал требованиям законодательства РФ.

Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

Согласно трудовому договору *** от ***. истец Лищук А.Р. с *** работал в АО «Янгелевский ГОК» в должности ***, ему была установлена заработная плата в размере: должностной оклад 8830,80 руб., районный коэффициент 60%, надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, доплата за работу в ночное время в размере 40%. Местом работы Лищук А.Р. является: Иркутская область, Нижнеилимский район, п.Янгель.

Приказом АО «Янгелевский ГОК» *** от ***Лищук А.Р. уволен с ***. по инициативе работника по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.

Период, учитываемый истцом при предъявлении настоящих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничен месяцами: с 01.11.2017г. 29.10.2018г. включительно.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ) с 1 июля 2017 г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 7800 рублей. В соответствии со ст. 1 от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ) с 1 января 2018 г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 9489 рублей. В соответствии со ст. 1 от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ) с 1 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 11 163 рублей.

Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года № 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области (районный центр г.Железногорск-Илимский).

Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.

Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.

Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Согласно толкованию, изложенному в п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г., Д., К. и Я.», в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (п. 2 резолютивной части указанного Постановления).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст. 146,148,315,316,317 ТК РФ.

В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315, 316, 317 ТК РФ.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.

В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета, установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.

Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учетом изложенного, в том числе требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что: исходя из размера действующего с июля 2017 года минимального размера оплаты труда в 7800 рублей, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца в июле - декабре 2017 года не может быть менее 16380 рублей; исходя из размера действующего с января 2018 года минимального размера оплаты труда в 9489 рублей, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца в январе 2018 года не может быть менее 19926,90 рублей; исходя из размера действующего с мая 2018 года минимального размера оплаты труда в 11163 рублей, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца в январе - октябре 2018 года не может быть менее 23442,30 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Из трудового договора *** от ***. следует, что заработная плата выплачивается работникам два раза в месяц, следующий за истекшим: аванс - не позднее 10 числа месяца, основная часть заработной платы - не позднее 25 числа месяца.

Истец за разрешением настоящего индивидуального трудового спора обратился в суд 20.12.2018г., т.е. в установленный ст.392 ТК РФ срок.

Из представленных суду расчетных листков за ноябрь 2017г. - октябрь 2018г. следует, что истец в спорный период времени исполнял свои должностные обязанности по основной должности на 1 ставку, и его заработная плата в указанный период состояла из должностного оклада, северной надбавки, районного коэффициента, доплат.

Вместе с тем, истцом в исковом заявлении сделана ссылка на то, что он просит при расчете недополученной заработной платы за 2017г. применять размер регионального МРОТ для Нижнеилимского района Иркутской области.

Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В целях установления размера минимальной заработной платы в Иркутской области в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Иркутской области (далее - Правительство), Союз «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов», представляющий работников (далее - Профсоюзы), Иркутская региональная ассоциация работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей», представляющая работодателей (далее - Работодатели), вместе именуемые в дальнейшем «Стороны», 26.01.2017г. заключили «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное Министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329.

Статьей 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год размер минимальной заработной платы на территории Иркутской области в Нижнеилимском районе и городе Железногорск-Илимский

для работников государственных и муниципальных учреждений:

- с 1 января 2017 года установлен в сумме 10 754 рубля;

- с 1 апреля 2017 года установлен в сумме 11 369 рублей;

- с 1 июля 2017 года установлен в сумме 12 000 рублей;

для работников иных организаций:

с 1 января 2018г. - в сумме 12652 руб.

Размер месячной заработной платы работника, работающего на территории Иркутской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, из анализа действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.

При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Данная позиция изложена и в п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г., Д., К. и Я.», из которого усматривается, что как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. При этом статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок. Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, согласно части первой статьи 45 данного Кодекса полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.

Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с частью третьей статьи 133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, согласно части второй статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации срок действия соглашения не может превышать трех лет, а его содержание и структура определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (часть первая статьи 46 данного Кодекса). Из этого следует, что установленная в субъекте Российской Федерации минимальная заработная плата может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий.

С 1 января 2018 года в связи с изданием Соглашения от 09.01.2018г. «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное Министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329 утратил силу.

Вместе с тем, в спорный период времени с 01.11.2017г. по 31.12.2017г. действовало «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное Министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329.

Доказательства того, что ответчик, в установленном ст.133.1 ТК РФ порядке, отказался от присоединения к «Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированному Министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329, суду не представлено.

Разрешая вопрос о размере подлежащих удовлетворению исковых требований о взыскании не доначисленной заработной платы, проверив расчет, представленный истцом, изучив расчетные листы, справку о начисленной и выплаченной Лищук А.Р. заработной плате за период с 01.11.2017г. по 29.10.2018г., учитывая вышеизложенное, а также фактически отработанное истцом в спорный период время при 40-часовой рабочей неделе (ст.91 ТК РФ), суд исходит из следующего:

в ноябре 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 167 часов, фактически истцом отработанно 222 часа (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 26569,20 руб., с учетом фактически отработанных часов - 26569,20 рублей;

фактически начислено 35705,35 руб. (за вычетом временной нетрудоспособности истца);

не доначисленно 0 руб.;

в декабре 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 168 часов, фактически истцом отработанно 173 часа (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 26569,20 руб., с учетом фактически отработанных часов - 26569,20 рублей;

фактически начислено 34485,05 руб.;

не доначисленно 0 руб.;

в январе 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 136 часов, фактически истцом отработанно 198,5 часов (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 19926,90 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 19926,90 руб.

фактически начислено 34715,77 руб.;

не доначислено 0 руб.;

в феврале 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 151 час, фактически истцом отработанно 152,5 часов (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 19926,90 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 19926,90 руб.

фактически начислено 34090,85 руб.;

не доначислено 0 руб.;

в марте 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 159 часов, фактически истцом отработанно155 часов (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 19926,90 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 19926,90 руб.

фактически начислено 40374,09 руб. (без учета оплаты компенсации отпуска);

не доначислено 0 руб.;

в апреле 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 167 часов, фактически истцом отработанно 204 часа (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 19926,90 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 19926,90 руб.

фактически начислено 40555,08 руб. (без учета оплаты отпуска);

не доначислено 0 руб.;

в мае 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 159 часов, фактически истцом отработанно 173 часа (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 23442,30 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 23442,30 руб.

фактически начислено 40370,27 руб. (без учета оплаты отпуска);

не доначислено 0 руб.;

в июне 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 159 часов, фактически истцом отработанно 142,50 часа (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 23442,30 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 21009,61 руб.

фактически начислено 40611,21 руб.;

не доначислено 0 руб.;

в июле 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 176 часов, фактически истцом отработанно 163 часа (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 23442,30 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 21710,77 руб.

фактически начислено 40031,93 руб.;

не доначислено 0 руб.;

в августе 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 184 часов, фактически истцом отработанно 209 часов (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 23442,30 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 23442,30 руб.

фактически начислено 43209,24 руб.;

не доначислено 0 руб.;

в сентябре 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 160 часов, фактически истцом отработанно 128 часов (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 23442,30 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 18753,84 руб.

фактически начислено 32197,45 руб.;

не доначислено 0 руб.;

в октябре 2018 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 184 часов, фактически истцом отработанно 188,5 часов (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 23442,30 руб., с учетом фактически отработанных часов по основному месту работы - 23442,30 руб.

фактически начислено 37493,45 руб. (без учета оплаты компенсации отпуска);

не доначислено 0 руб.

Таким образом, размер выплаченной истцу заработной платы за период с ноября 2017г. по октябрь 2018г. с учетом оклада и дополнительных надбавок, превышает минимальный размер оплаты труда, в связи с чем, исковые требования истца о взыскании недополученной заработной платы удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о том, что при исчислении заработной платы отдельно должны учитываться доплата за работу в ночное время и нерабочие праздничные дни, основаны на неправильном понимании положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ и не могут быть приняты во внимание.

Так, трудовым законодательством установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Следовательно, указанные истцом доплаты не могут быть исключены из состава заработной платы, на который начисляются районный коэффициент и северная надбавка.

Так как суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о взыскании недополученной заработной платы Лищук А.Р. надлежит отказать, оснований для удовлетворения производных требований истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., судебных расходов в размере 4000 руд., суд также не усматривает.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Лищук А.Р. в удовлетворении иска к АО «Янгелевский ГОК» о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.11.2017г. 29.10.2018г. в размере 101212,90 руб., компенсации морального вреда в размере 10000 руб., судебных расходов в размере 4000 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 04.03.2019г.

Судья: Т.А. Родионова