РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу ***
*** 6 октября 2023 года
Нижнеилимский районный суд *** в составе председательствующего судьи Юсуповой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Б.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора ***К.,
представителя административного ответчика П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по исковому заявлению прокурора *** в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству социального развития опеки и попечительства ***, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по ***» об обязании устранения нарушений требований антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
*** обратился в Нижнеилимский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству социального развития опеки и попечительства ***, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по ***» (далее - ОГКУ «УСЗН по ***») об обязании устранения нарушений требований антитеррористической защищенности.
В обосновании исковых требований указав, что прокуратурой района в ходе анализа исполнения требований законности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, расположенных на территории *** установлены нарушения в данной сфере. ОГКУ «УСЗН по ***», расположенное по адресу: ***, *** квартал, ***, на территории *** осуществляет деятельность в сфере социальной защиты населения, при осуществлении деятельности которого установлены нарушения требований антитеррористической защищенности. В соответствии с паспортом безопасности ОГКУ «УСЗН по ***» присвоена первая категория опасности совершения террористического акта. В соответствии с разделом VIII паспорта безопасности ОГКУ «УСЗН по ***» необходимо выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: ***, *** квартал, ***а: оснащение здания кнопкой экстренного вызова сотрудника полиции (вневедомственной охраны), в течение года следующего за годом подписания «Паспорта безопасности», т.е. до ***, оснащение здания внутренним и внешним видеонаблюдением, в течение года следующего за годом подписания «Паспорта безопасности», т.е. до ***, оснащение здания внешним освещением по периметру здания в течение года следующего за годом подписания «Паспорта безопасности», т.е. до ***. Однако в связи с отсутствием финансирования ОГКУ «УСЗН по ***» на объекте, расположенным по адресу: ***, *** квартал, ***, до настоящего времени не выполнены мероприятия в сфере антитеррористической защищенности. В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, п. 1.5 устава ОГКУ «УСЗН по ***» функции и полномочия учредителя учреждения осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства ***. В силу п.п. 4.2.1 устава учреждения финансовое обеспечение деятельности ОГКУ «УСЗН по ***» осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему бюджетных учреждений и казенных предприятий. Обязанность финансирования мероприятия по антитеррористической защищенности объекта учреждения возложена на министерство социального развития, опеки и попечительства ***.
Истец просит суд признать незаконным бездействие министерства социального развития, опеки и попечительства *** по необеспечению финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ОГКУ «УСЗН по ***», расположенное по адресу: ***, *** квартал, ***, по оснащению здания внутренним и внешним видеонаблюдением и оснащению здания внешним освещением по периметру здания. Обязать министерство социального развития, опеки и попечительства *** в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ОГКУ «УСЗН по ***» по оснащению здания внутренним и внешним видеонаблюдением и оснащению здания внешним освещением по периметру здания. Обязать ОГКУ «УСЗН по ***» в течение пяти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить антитеррористическую защищенность объекта путем оснащения здания внутренним и внешним видеонаблюдением и оснащения здания внешним освещением по периметру здания.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора К, исковые требования поддержал полностью, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ОГКУ «УСЗН по ***» П., действующая на основании доверенности *** от ***, сроком по ***, иск фактически признала, не согласилась с иском в части сроков возложения обязанности на учреждение, пояснив, что возможно выполнение обязанности не ранее ***, представив и поддержав дополнения к ранее представленным возражениям на иск.
В судебном заседании представитель административного соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства *** не явился, направил ходатайство об отложении судебного разбирательства, указав письменно, что в настоящее время при формировании проекта областного бюджета на *** год и на плановый период *** года, принято решение о выделении бюджетных средств *** году ОГКУ «УСЗН по ***» в сумме *** рублей на установку видеонаблюдения и освещения. Документы, подтверждающие указанные обстоятельства возможно предоставить только после ***. Ранее суду представлены возражения на иск.
В силу статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников процесса рассматривается судом, и отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Кроме того отложение рассмотрения дела допустимо в случае, если суд приходит к выводу о невозможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников процесса.
С учетом мнения представителей сторон, учитывая сроки рассмотрения административного дела, оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, явка представителя административного соответчика суд считает необязательной, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного соответчика с учетом его правовой позиции, при данной явке по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав в судебном заседании представителей административного истца и ответчика ОГКУ «УСЗН по ***», исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части совершенного им действия (бездействия), а также об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от *** N 35-ФЗ (ред. от ***) "О противодействии терроризму" правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (п. 4 введен Федеральным законом от *** N 208-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от *** N 410 (ред. от ***) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" устанавливается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов Министерства труда и социальной защиты Россий1ской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов, их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от *** N 410 (ред. от ***) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.
Согласно п. 17 постановления Правительства РФ от *** N 410 (ред. от ***) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
Согласно статье 2 Федерального закона от *** N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации ***, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от *** N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
На основании части 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ****** «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу п. 7 ст. 161, п.10 ст. 242.3, п.9 ст. 242.4, п.9 ст. 242.5 БК РФ главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему бюджетных учреждений и казенных предприятий.
Судом установлено, что ОГКУ «УСЗН по ***», расположенное по адресу: ***, *********, осуществляет деятельность на территории *** в сфере социальной защиты населения, при осуществлении деятельности которого административным истцом установлены нарушения требований антитеррористической защищенности.
В соответствии с паспортом безопасности ОГКУ «УСЗН по ***» присвоена первая категория опасности совершения террористического акта.
В соответствии с разделом VIII паспорта безопасности ОГКУ «УСЗН по ***» необходимо выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: ***, *** квартал, д. ***
- оснащение здания кнопкой экстренного вызова сотрудника полиции (вневедомственной охраны), в течение года следующего за годом подписания «Паспорта безопасности», т.е. до ***;
- оснащение здания внутренним и внешним видеонаблюдением, в течение года следующего за годом подписания «Паспорта безопасности», т.е. до ***;
- оснащение здания внешним освещением по периметру здания в течение года следующего за годом подписания «Паспорта безопасности», т.е. до ***.
Однако в связи с отсутствием финансирования ОГКУ «УСЗН по ***» на вышеупомянутом объекте до настоящего времени не выполнены мероприятия в сфере антитеррористической защищенности.
Доказательств иного административными ответчиками не представлено.
В соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на ***, в пункте 1.5 устава ОГКУ «УСЗН по ***» функции и полномочия учредителя учреждения осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства ***.
В силу п.п. 4.2.1 устава учреждения финансовое обеспечение деятельности ОГКУ «УСЗН по ***» осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Обязанность финансирования мероприятия по антитеррористической защищенности объекта здания административного ответчика ОГКУ «УСЗН по ***» возложена на административного соответчика министерство социального развития, опеки и попечительства ***.
Главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему бюджетных учреждений и казенных предприятий.
Таким образом, обязанность финансирования мероприятия по антитеррористической защищенности объекта ОГКУ «УСЗН по ***» возложена на министерство социального развития, опеки и попечительства ***.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным ответчиком министерством социального развития, опеки и попечительства *** заявлено суду, что в настоящее время при формировании проекта областного бюджета на *** год и на плановый период *** года, принято решение о выделении бюджетных средств в *** году ОГКУ «УСЗН по ***» в сумме <данные изъяты> рублей на установку видеонаблюдения и освещения. Документы, подтверждающие указанные обстоятельства, возможно предоставить после ***.
Таким образом, на день вынесения решения суда бездействие министерства социального развития, опеки и попечительства *** по необеспечению финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта учреждения установлено судом. Документы, подтверждающие принятие решения о последующем выделении средств учреждению, на выводы суда не влияют, основанием для отказа в иске в части не являются.
Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда по делу, сторонами не представлены, в связи с чем, суд полагает правильным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
На основании ст. 84 КАС РФ суд по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности и каждое в отдельности, с учетом норм материального и процессуального права, приходит к твердому убеждению, что требования административного истца законны и обоснованы и считает необходимым административные исковые требования прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к административным ответчикам удовлетворить.
Рассматривая возражения административного соответчика ОГКУ «УСЗН по ***» о сроках, в течение которых ответчик обязан совершить определенные действия, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Довод представителя административного соответчика ОГКУ «УСЗН по ***» об увеличении срока для выполнения в части требований прокурора изложенный в дополнении к возражению заслуживает внимания.
В данном случае, с учетом характера допущенных административными ответчиками нарушений и существа заявленного административным истцом требования, заявленный прокурором срок для устранения ответчиком выявленных нарушений законодательства – в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит недостаточным для реального исполнения судебного решения, исходя из обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов соответчика, считает возможным установить срок для исполнения решения суда ОГКУ «УСЗН по ***» – одиннадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме этого, административный ответчик вправе обратиться с заявлением в суд, рассмотревший административное дело, на основании ст.189 КАС РФ, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора *** в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству социального развития опеки и попечительства ***, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по ***» об обязании устранения нарушений требований антитеррористической защищенности – удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие министерства социального развития, опеки и попечительства *** по необеспечению финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ОГКУ «УСЗН по ***», расположенное по адресу: ***, ******, по оснащению здания внутренним и внешним видеонаблюдением и оснащению здания внешним освещением по периметру здания.
Обязать министерство социального развития, опеки и попечительства *** (*** в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ОГКУ «УСЗН по ***», расположенное по адресу: ***‑Илимский, *** квартал, ***, по оснащению здания внутренним и внешним видеонаблюдением и оснащению здания внешним освещением по периметру здания.
Обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по ***» (ИHН ***, ОГРН ***) в течение одиннадцати месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, расположенного по адресу: ***, *** квартал, ***, путем оснащения здания внутренним и внешним видеонаблюдением и оснащения здания внешним освещением по периметру здания.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд *** в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – ***.
Председательствующий А.Р. Юсупова
Мотивированное решение суда составлено: ***.