НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнегорского районного суда (Республика Крым) от 26.10.2023 № 2-501/2023

Дело № 2-501/2023

УИД 91 МS0064-01-2022-000709-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2023 года пгт. Нижнегорский

Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Брынди М.А.,

при помощнике Малаховской Ю.А.,

с участием ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 о взыскании незаконно полученных сумм и по встречному исковому заявлению ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по <адрес> и <данные изъяты> государственному казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" о взыскании недоплаченной суммы,

У С Т А Н О В И Л :

истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на топливо за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратился в территориальное отделение <данные изъяты> государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по <адрес> с заявлением о назначении меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности. В соответствии с ст. 1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ (ред. от 10.12.2020) «О предоставлении мер социальной поддержки по плате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг на топливо предоставляется на период работы педагогического работника в <данные изъяты> государственной или муниципальной образовательной организации работающим и проживающим в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) <адрес>. На основании заявления ФИО1 и протокола назначения «Субсидии на топливо и освещение отдельным категориям граждан» от ДД.ММ.ГГГГ была назначена компенсация на уплату жилищно-коммунальных услуг, данная выплата на топливо назначается ежемесячно на период с января по декабрь календарного года, выплачивается раз в год за весь период. Компенсация за освещение назначается и выплачивается ежемесячно. В 2019 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсация выплачена в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки; в 2020 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; в 2021 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Данная выплата перечислялась на расчетный счет ФИО1, указанный в заявлении.

Согласно приказу МКОУ «<данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 не уведомил должным образом <данные изъяты>» по <адрес> о прекращении трудовой деятельности.

В соответствии с п.п. «б» п. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности,, городских поселках (поселках городского типа)» принято решение о прекращении предоставления компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года были излишне выплачены меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подано встречное исковое заявление о признании действий УСЗН по прекращению выплат недействительными и взыскании <данные изъяты> рублей.

Встречное исковое заявление мотивировано тем, что по закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 субсидия предоставляется педагогическим работникам. В статье 2 данного закона говорится, что работники вышедшие на пенсию проработав в данной организации не менее 10 лет являются педагогическими работниками, То есть увольнение пенсионера с работы, где он проработал 23 года, ни как не сказывается на социальные выплаты по 100%-му возмещению расходов на электроэнергию, твердое топливо и доставку твёрдого топлива, в приделах социальной нормы. до дня прекращения пользования помещением - до ДД.ММ.ГГГГ. После создания «приёмной семьи» и взятие на воспитание четверых детей, возникла необходимость увеличения жилой площади, что и было сделано в 2015году. Изменение площади в едином государственном реестре не представлялось возможным из за системной ошибки в реестре, которую удалось обнаружить и исправить только в 2020 году. Поэтому в 2016 году после консультации с руководителем УСЗН было принято решение создать комиссию на базе сельской администрации и сделать замеры площади помещения, что и было сделано 2017 году. Полученные данные были направлены в районное отделение социальной защиты. Новые данные по изменению площади жилого помещения были приняты, без каких либо замечаний, получая коммунальные выплаты, считал, что получает выплаты в полном объёме. В ЕГРН с 2012 по 2020 годы не было квартиры с номером №№ и данные по площади их квартиры УСЗН получило от <данные изъяты>; изменения площади в сторону увеличения были получены от <данные изъяты>. Но к оплате, как выяснилось из документов, отправленных в суд, приняты не были. В результате увеличения жилой площади его затраты на приобретение топлива возросли значительно и согласно статьи №№(6) закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 размер компенсации равен 100% от затрат. Следовательно, информация в иске о задолженности не соответствует действительности.

Представитель истца в судебное заседание не явился, подали заявление о рассмотрении дела без их участия, на исковых требованиях настаивают в полном объеме. В возражениях на встречное исковое заявление указывают, что ФИО1 состоял на учете в <данные изъяты> по категории Педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению ФИО1, поступившему ДД.ММ.ГГГГ о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности, были назначены выплаты в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)». Норма площади жилья из расчета которой ФИО1 предоставлялись меры социальной поддержки составляла №№.м., на основании подтверждающих правовые основания владения и пользования педагогическим работником жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (пребывания) (копий документов - в случае если право на жилое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости) в данном случае это договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана общая площадь №№.м. по адресу: <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ выплаты по мерам социальной поддержки ФИО1 были прекращены по причине наличия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги (свет).

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило заявление лично в «одно окно» о назначении меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику образовательной организации сельской местности, которое принимала главный специалист ФИО5, поданное заявление проведено в автоматизированной системе ГИС АСП и подписано им лично.

Норма площади жилья из расчета которой ФИО1 предоставлялись меры социальной поддержки по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ составляет №№ на основании подтверждающих правовые основания владения и пользования педагогическим работником жилым помещением, в данном случае эго договор передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана общая площадь квартиры №№ по адресу: <адрес> Акт обмера жилого помещения не является правоустанавливающим документом согласно действующего законодательства (прилагается). Кроме того в деле приобщена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по запросу от ДД.ММ.ГГГГ, где площадь жилого помещения составляет №№. по адресу: <адрес>

Согласно ст. 2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ (ред. от 10.12.2020) «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» разъясняются понятия «Педагогический работник» и «Пенсионер, являющийся педагогическим работником». Это два разных статуса по которым гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки. ФИО1 состоял на учете в <данные изъяты> по категории «Педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности»; заявления от ФИО1 на получение мер социальной поддержки по категории «Пенсионер, являющийся педагогическим работником» не поступало в <данные изъяты>.

Основная суть претензионных требований по данному иску состоит в том, что ФИО1, согласно приказу <данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ и не уведомил должным образом <данные изъяты>» по <адрес> о прекращении трудовой деятельности. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года были излишне выплачены меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что действовал добросовестно в исковой период, получая меры социальной поддержки как педагог-пенсионер, кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку истец мог и должен был узнать о его увольнении ДД.ММ.ГГГГ из документа, полученного от <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в <данные изъяты>» по категории «Педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности» и ему, согласно регламента, с ДД.ММ.ГГГГ года предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации на топливо и электроэнергию, которые, начислялись ежемесячно на период с января по декабрь календарного года, выплачивались один раз в год за весь период. За исключением незначительного периода в ДД.ММ.ГГГГ году. ДД.ММ.ГГГГ, за выслугу 25 лет в сельской местности, был оформлен на пенсию по старости, однако, продолжал свою трудовую деятельность. С ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию из <данные изъяты>». В 2019 году компенсация, выплаченная ему, составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в 2020 году - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в 2021 году - <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп., которая была перечислена на расчетный счет. Согласно списку работников <данные изъяты>», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. его фамилия в данном списке отсутствует, следовательно, суммы выплачивались как пенсионеру. Юридически значимым по иску является установление недобросовестности в его действиях при получении в указанный период сумм ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками <данные изъяты>» по <адрес>, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением ему меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации - <адрес> - в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ (после увольнения ответчика с ДД.ММ.ГГГГ) без проверки сведений о месте его работы. С учетом презумпции его добросовестности по требованиям о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, истцом не доказана недобросовестность ответчика при получении в искомом периоде сумм ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, со ссылкой на какие-либо доказательства. Между тем, он в обоснование своей правовой позиции и подтверждение своей добросовестности, ссылается на то, что еще до увольнения из <данные изъяты>» в 2019году, он был оформлен на пенсию в 2011 году и имел право на получение компенсации как «Педагог-пенсионер». Суждение истца о том, что он был обязан уведомить УЗСН о прекращении трудовых отношений с <данные изъяты> о недобросовестности не свидетельствует. Указанная в его заявлении от 2018 года о предоставлении мер социальной поддержки обязанность в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (смена адреса, изменение состава семьи, закрытие лицевого счета) представить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, не содержит форму, вид и способ уведомления органов социальной защиты населения, разъяснений о последствиях непредставления соответствующих документов в виде взыскания излишне выплаченной суммы, также не имеется. Также имеются соглашения об информационном обмене, подписанные <данные изъяты>» и УСЗН ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. определяющие условия информационного взаимодействия для предотвращения переплат при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе, возлагающие на <данные изъяты>» обязанность предоставлять в УСЗН сведения по состоянию на 01 января и 01 сентября ежегодно о работниках, прекративших трудовые правоотношения, переведенных на другие должности, а также предусматривающие возможность проведения соответствующих межведомственных сверок. При таких обстоятельствах, признаков недобросовестности в его действиях при получении в искомый период сумм ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, просит суд не усматривать, при этом, отсутствие возможности у истца, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, проверить обоснованность получения ответчиком меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в материалах дела не представлено.

Встречное исковое заявление поддержал, сославшись на изложенные в нем мотивы и пояснил, что ему необходимо было увеличить площадь жилья, т.к. у него воспитывалась девочка, и она просила забрать ее брата, а площадь жилья не позволяла. Со всеми участниками этого процесса пришли к тому, что можно утеплить веранду и тем самым увеличить площадь квартиры, что и сделали. Площадь была увеличена документально и принята социальной защитой населения. Они продолжали оплачивать по договору передачи в собственность, где указано №№ который был составлен в 2012 году. Законом не определено какой документ является правильным или неправильным для определения этой площади, которая будет оплачиваться, но законом определено, что 100% затрат должно ему возмещаться. Узнал только в прошлом году, что они ему не оплачивают. Настаиваю, чтобы ему вернули деньги, которые он потратил на отопление. Также подтвердил, что правоустанавливающего документа, подтверждающего наличие в собственности жилого помещения в большем размере, чем за который производились выплаты, не имеется.

Представитель Управления социальной защиты населения по <адрес> не явился, о времени и месте слушания дела уведомлялись надлежащим образом, причину неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Из материалов дела следует, что приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение) поступил в адрес Управления социальной защиты населения по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок исковой давности, заявленный ответчиком, истцом не пропущен, а потому оснований для его применения, не имеется.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В <адрес> отношения по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)».

Согласно ст. 2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ к педагогическим работникам относятся педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы, а также педагогический работник, проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет; (В редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№).

Перечень документов для предоставления компенсаций установлен ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ размер компенсаций (В редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№) педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилого помещения; б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой <адрес>; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>.

Согласно п. 3 ст. 5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ денежные выплаты предоставляются на период работы педагогического работника в краевой государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением педагогического работника, проживающего в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющего общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет, которому денежные выплаты предоставляются бессрочно (в случае установления пенсии по инвалидности - на период установления инвалидности).

Пунктом 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ установлено, что уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, в следующих случаях: а) изменения места жительства, места пребывания педагогического работника - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник был снят с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания; б) прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения; смерти педагогического работника - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть педагогического работника.

Возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (3 ст.6 Закона).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по <адрес> с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности. Место жительства в заявлении указано: <адрес>

Так же согласно указанного заявления, ФИО1 в случае изменения места жительства (места пребывания), места жительства (места пребывания) членов семьи, изменения состава семьи а так же возникновения обстоятельств, влекущих утрату права на получение государственной услуги, обязался в течении одного месяца предоставить в орган социальной защиты населения сведения об указанных событиях. О наступлении обстоятельств, влияющих на предоставление государственной услуги, обязалась своевременно сообщить органу социальной защиты населения.

Из материалов дела следует, что ФИО1 имеет статус педагогического работника, в том числе после выхода на пенсию, а значит, является получателем мер социальной поддержки в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)».

В 2019 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 компенсация выплачена в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки; в 2020 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; в 2021 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Данная выплата перечислялась на расчетный счет ФИО1, на основании представленных последним документов, в том числе договора найма жилого помещения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общая площадь квартиры составляет №№ согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, площадь квартиры правообладателем которой в равных долях являлись ФИО6 и ФИО1, составляет №№

Согласно приказу <данные изъяты>" №№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Пунктом 3 ст. 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Поскольку иное не установлено этим же кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 кодекса, подлежат применению в частности также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (п. 3 ст. 1103 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, с гражданина, которому назначены меры социальной поддержки решением уполномоченного органа на основании представленных им документов, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.

Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

Подписание ответчиком 26.12.2018 года заявления о назначении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составленном по утвержденной форме, не содержит в себе такого основания, при наличии которого уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, как прекращения трудовой деятельности; а также способ уведомления гражданином органа социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения мер социальной поддержки.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации.

В связи с чем, в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определено, что поставщики социальных услуг обязаны предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.

Приведенные положения законов свидетельствуют, что одним из полномочий органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, является право запрашивать в установленном порядке сведения, материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений, по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа социальной защиты населения.

При этом у органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки, в том числе действий по увольнению, без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты.

В силу ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств своевременного выполнения возложенных на него функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся получателей мер социальной поддержки, влияющих на продолжение выплаты компенсации.

С учетом указанных обстоятельств не предоставление ответчиком сведений об увольнении не может расцениваться в качестве недобросовестного поведения, и исключает возможность взыскания выплаченных в качестве меры социальной поддержки денежных средств по правилам статьи 1102 ГК РФ.

Требования ФИО1 по встречному исковому заявлению в части признания действий УСЗН по прекращению выплат считать недействительным и взыскании <данные изъяты> рублей, недоплаченных в связи с увеличение площади жилого помещения и увеличением затрат на приобретение топлива суд находит несостоятельными, поскольку ФИО1, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ, не было представлено доказательств о предоставлении органу социальной защиты по месту назначения меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг правоустанавливающих документов, подтверждающих увеличение площади жилого помещения, а равно как и доказательств обращения ФИО1 с заявлением о производстве перерасчета компенсации в сторону ее увеличения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,195-196,198,233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении иска <данные изъяты> государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной суммы компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на топливо в размере <данные изъяты> рубля - отказать.

В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по <адрес> и <данные изъяты> государственному казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" о признании действий по прекращению выплат недействительными и взыскании <данные изъяты> рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Нижнегорский районный суд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27.10.2023 года.

Председательствующий