НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнегорского районного суда (Республика Крым) от 25.08.2023 № 2-502/2023

Дело №2-502/2023

УИД: 91MS0064-01-2023-000710-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2023 года п. Нижнегорский

Нижнегорский районный суд Республики

в составе: председательствующего судьи Авакян А.М.

при секретаре Петрук Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" к ФИО1 о взыскании суммы и по встречному иску ФИО1 к Краевому государственному казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" о признании действий недействительными и взыскании суммы,

установил:

Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в территориальное отделение краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по <данные изъяты> с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в т.ч. компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности осуществляет <данные изъяты>" в лице его территориальных отделений, на территории <адрес> указанные полномочия осуществляет <данные изъяты>» по <адрес>. На с предоставлялись меры социальной поддержки "Компенсации на топливо и электроэнергию отдельным категориям граждан" (далее - компенсация) согласно протоколу назначения от ДД.ММ.ГГГГ, данная выплата назначается ежемесячно на период с января по декабрь календарного года, выплачивается раз в год за весь период, компенсация на электроэнергию выплачивается ежемесячно. В ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсация выплачена в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Данная выплата перечислялась на расчетный счет ФИО1, указанный в ее заявлении.

Согласно приказу МКОУ "<данные изъяты>" №№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 не уведомила должным образом ТО по <данные изъяты> о прекращении трудовой деятельности.

В соответствии с п.п. «б» п.2 ст.6 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№№ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» принято решение о прекращении предоставления компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были излишне выплачены меры социальной поддержки на оплату ЖКУ в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Требование о добровольном возврате незаконно полученных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек до настоящего времени ответчиком не исполнено, денежные средства на расчетный счет <данные изъяты>» не поступили, в связи с чем они просят взыскать с ФИО1 незаконно полученную сумму компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на топливо в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Ответчица, исковые требования не признала, предъявила встречные исковые требования, которые были приняты мировым судьей и направлены на рассмотрение в Нижнегорский районный суд Республики Крым. Согласно которого указывает, что категорически не согласна с выдвинутыми к ней требованиями по следующим причинам: По закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№— 4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления, освещение педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских посёлках (поселках городского типа)» субсидия предоставляется педагогическим работником. В статье 2 данного закона говорится, что работники, вышедшие на пенсию, проработав в данной организации не менее 10 лет, являются педагогическими работниками. То есть увольнение пенсионера с работы, где он проработал 25 лет, никак не сказывается на социальной выплате по 100% возмещению расходов на электроэнергию, твёрдое топливо и доставку твёрдого топлива, в пределах социальной нормы. До дня прекращения пользования помещением, а в нашем случае до ДД.ММ.ГГГГ. А так же после ДД.ММ.ГГГГ должен был быть пересчет размера компенсации, так как получателем субсидии в квартире она осталась одна. Работники УСЗН обязаны контролировать начисления. В результате ненадлежащего отношения работников УСЗН к своим обязанностям она недополучила компенсационных выплат за понесенные ею затраты на приобретение твердого топлива и его доставку на сумму <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки, в связи с вышеизложенным просила признать действия УСЗН по прекращению выплат считать недействительными и взыскать с УСЗН в ее пользу <данные изъяты> рублей и госпошлину <данные изъяты> рублей.

Представитель истца КГКУ "Управление социальной защиты населения" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направили заявление о рассмотрении дела без их участия. Также предоставил возражения на встречные исковые заявления, согласно которых ФИО1 застряла на учёте в территориальном органе КНКУ «УСЗН» по категории по категории педагогической работник, работающий и проживающий в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению ФИО1, поступившему ДД.ММ.ГГГГ о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности, были назначены выплаты в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№— 4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления, освещение педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских посёлках (поселках городского типа)». Норма площади жилья, из расчета которой ФИО1 предоставлялись меры социальной поддержки, составляла 80 квадратных метров на основании подтверждающих правовые основания владения и пользовании педагогическим работником жилым помещением, в которых он зарегистрирован по месту постоянного проживания (пребывания) (копии документов – в случае если право на жилое помещение не зарегистрировано в ЕГРН), в данном случае это договор передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана общая площадь квартиры <данные изъяты>. по адресу <адрес> (прилагается). Кроме того, в деле приобщена выписка из ЕГРН об объекте недвижимости по запросу от ДД.ММ.ГГГГ, где площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>. На основании которой норма площади ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> кв.м. для расчёта мер социальной поддержки. Согласно статьи 2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№№— 4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления, освещение педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских посёлках (поселках городского типа)» разъясняются понятия «Педагогический работник» и «Пенсионер являющийся педагогически работником». Это два разных статуса по которым гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки. ФИО1 состояла учете в ТО КГКУ УСЗН по категории «Педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности». Заявления от ФИО1 на получение мер социальной поддержки по категории «Пенсионер являющийся педагогическим работником» не поступало в ТО КГКУ УСЗН. ДД.ММ.ГГГГ был подан иск в мировой судебный участок №№ Нижнегорского судебного района (Нижнегорский муниципальный район Республики Крым) в качестве истца выступило краевое государственное учреждение «УСЗН» в лице ФИО3, а в качестве ответчика ФИО1. Основная суть претензионных требования по данному иску состоит в том, что ФИО1, согласно приказу <данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ и не уведомила должным образом ТО <данные изъяты>» по <адрес> о прекращении трудовой деятельности. Таким образом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были излишне выплаченные меры социальной поддержки на оплату жилищно - коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Данные требования истец поддерживает в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не предоставила.

Представитель ФИО1 в судебном заседании исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» не признал, встречные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, при этом пояснил, что он с ФИО1 являются мужем и женой и они оба педагогические работники. Они взяли на воспитание детей, и им необходимо было увеличить жилую площадь, что он сделал, однако у них никак не получается это узаконить до настоящего времени. Жена получала субсидию с ДД.ММ.ГГГГ с учетом площади помещения около <данные изъяты> квадратных метров, так как эта площадь была указана в документах. Субсидия выплачивалась то на <данные изъяты> квадратных метров, то на <данные изъяты> квадратных метра. ФИО1 была уволена со школы с ДД.ММ.ГГГГ, однако она не уведомляла УСЗН об этом, поскольку по закону не обязана это делать. Но ему известно, что, директор школы направлял документы в УСЗН. Выплаты продолжали начисляться до ДД.ММ.ГГГГ, однако он не помнит в каких суммах производились выплаты, не может категорично утверждать, но таких сумм как указывает истец он не нашел, однако не исключает что им поступила сумма <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, но считает что эта сумма им положена по закону, т.к. они с ответчицей пенсионеры из числа педагогических работников и имеют право на получение этих выплат. Так же он пояснил, что ответчица в ДД.ММ.ГГГГ года прекратила пользоваться помещением и переехала в Крым, однако так же не сообщила в УСЗН об этом, поскольку они считают, что по закону они это не обязаны делать. Они считают действия УСЗН по прекращению выплат недействительными, т.к. УСЗН не выплатило им всю сумму субсидии, с учетом того что истица с ДД.ММ.ГГГГ стала проживать в помещении одна, а он уехал, однако истице продолжали платить половину субсидии, а вторую половину продолжили выплачивать ему, а не всю сумму истице, хотя они так же об этом не уведомляли УСЗН, поскольку закон их это делать не обязывает, считают что УСЗ должны были это контролировать и выплачивать всю сумму истице. Более того, они так же недополучили сумму из расчета за увеличение ж/п в общей сумме <данные изъяты> рублей, которую он не узаконил до настоящего времени, однако сельским советом был составлен акт замера площадей, который был передан в УСЗН в ДД.ММ.ГГГГ года, однако документ об этом и сам акт он не нашел, он обращался также в сельский совет но там его так же не нашли. Их квартира по документам никогда не была№1 и их и соседей квартиры имели нумерацию №№.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с пунктом 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Поскольку иное не установлено этим же кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 кодекса, подлежат применению в частности также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (п. 3 ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности, осуществляет краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" (далее - КГКУ "УСЗН", Учреждение) в лице его территориальных отделений. На территории <данные изъяты> указанные полномочия осуществляет территориальное отделение КГКУ "УСЗН" по <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 (ред. от 10.12.2020) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг на топливо предоставляется на период работы педагогического работника в краевой государственной или муниципальной образовательной организации работающим и проживающим в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по <данные изъяты> с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику образовательной организации в сельской местности. Место жительства в заявлении указано: <адрес>

Так же согласно указанного заявления, ФИО1 в случае изменения места жительства (места пребывания), места жительства (места пребывания) членов семьи, изменения состава семьи а так же возникновения обстоятельств, влекущих утрату права на получение государственной услуги, обязалась в течении одного месяца предоставить в орган социальной защиты населения сведения об указанных событиях. О наступлении обстоятельств, влияющих на предоставление государственной услуги, обязалась своевременно сообщить органу социальной защиты населения.

На основании заявления ФИО1 и протокола назначения «Субсидии на топливо и освещение отдельным категориям граждан» от ДД.ММ.ГГГГ последней была назначена компенсация на оплату ЖКУ на топливо на период работы педагогического работника в краевой государственной или муниципальной образовательной организации работающему и проживающему в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсация выплачена в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Данные выплаты перечислялись на расчетный счет ФИО1 предоставленный последней и рассчитываются на основании представленных последней документов, в том числе договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.. Согласно выписке из ЕГРН от <данные изъяты> года, площадь квартиры правообладателем которой является в том числе ФИО1 составляет <данные изъяты> кв.м..

Согласно приказа <данные изъяты>" №№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 не уведомила должным образом ТО по <адрес> о прекращении трудовой деятельности.

Выплата гражданам по селу <адрес>, в котором проживала ФИО1 производится в январе каждого года.

В ДД.ММ.ГГГГ ведомость на выплату была сформирована ДД.ММ.ГГГГ, а информация о прекращении трудовой деятельности поступила от <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 5 п. 3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского тира) <адрес>" денежные выплаты предоставляются на период работы в образовательном учреждении.

После предоставления приказа, в соответствии с п. п. "б" п. 2 ст. 6 Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" принято решение о прекращении предоставления компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 утратила право на получение данных мер как педагогический работник, однако не известила истца о возникновении данного обстоятельства, в связи с чем ей были излишне выплачены меры социальной поддержки на оплату жилищно – коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, что подтверждается представленными суду соответствующими справками о выплатах.

В адрес ФИО1 было направлено требование о добровольном возврате незаконно полученных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, которое до настоящего времени не исполнено, денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили.

Заявлений от ФИО2 на получение мер социальной поддержки по категории «Пенсионер являющийся педагогическим работником» согласно письменных пояснений истца в УСЗН не поступало. Каких либо документов, подтверждающих наличие в данном случае оснований для перерасчета ФИО1 размера мер социальной поддержки суду не предоставлено и судом не установлено.

Согласно пояснений представителя ответчика в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена с должности учитель, а с ДД.ММ.ГГГГ года сменила место жительства за пределы территории <адрес>, однако УСЗН об этом не извещала, поскольку, по их мнению она не обязана это делать по закону.

Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически верным и принимается, расчет истца ответчиком не оспорен, контррасчет суду не представлен.

Также в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком по основному и истцом по встречному иску суду не представлено относимых и допустимых доказательств того, что ФИО1 незаконно прекратили денежные выплаты либо недоплатили положенные выплаты, в то время как истцом по основному иску предоставлены вышеуказанные документы подтверждающие обоснованность заявленных последним требований.

Таким образом, исковые требования КГКУ "УСЗН" являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с ФИО1 в пользу истца подлежит взысканию незаконно полученная сумма компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на топливо (электроэнергию) в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, а встречные исковые требования ФИО1 не нашли своего подтверждения и не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета необходимо взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения"- удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" (ИНН №№) неосновательное обогащение в размере <данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.

В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Краевому государственному казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" о признании действий недействительными и взыскании суммы – отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Нижнегорский районный суд Республики Крым.

Решение принято в окончательной форме 31 августа 2023 года.

Председательствующий: