Дело № 2а-66/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации08 февраля 2018 года п. НижнегорскийНижнегорский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Авакян А.М.,при секретаре Соловей Т.В.,с участием административного истца Самбурской Е.Л., представителя административного ответчика Конохова А.А. прокурора Барабаш О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Самбурской Екатерины Леонидовны к Нижнегорскому сельскому совету Нижнегорского района Республики Крым, о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к Нижнегорскому сельскому совету Нижнегорского района Республики Крым, в котором просит суд признать действия Нижнегорсокго сельского совета, выразившиеся в принятии решения сельского совета от 29 ноября 2017 года №260, которым досрочно прекращены ее полномочия как депутата Нижнегорского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым незаконными и обязать ответчика в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решения об отмене вышеуказанного решения. В обосновании иска указала, что решением 46 сессии 1-го созыва Нижнегорского сельского совета №260 от 29 ноября 2017 года досрочно прекращены ее полномочия как депутата Нижнегорского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым, в связи с не предоставлением сведений о доходах. Она считает, что указанное решение незаконным, поскольку законом не установлен срок предоставления сведений о доходах для депутата местного совета, занимающего муниципальную должность на не постоянной основе, как и такой срок не установлен нормативно – правовым актом Нижнегорского сельского совета. Более того она считает что само оспариваемое решение было принято с нарушением сроков установленных действующим законодательством, в связи с чем она и обратилась в суд с данным иском. Административный истец в судебном заседании иск поддержала, при этом пояснила, что она не отрицает, что в силу отсутствия правового регулирования и ряда семейных трудностей ей не была вовремя сдана декларация о доходах, однако считает, что в данном случае можно было применить иное дисциплинарное взыскание, данный вопрос по ее мнению мог быть рассмотрен комиссией по этике, от нее должны были отобрать объяснения и только потом принимать решение которое по ее мнению должно приниматься путем тайного голосования. Так же она пояснила, что после того как ей напомнили о необходимости подачи декларации о доходах, она ее подала 25 мая 2017 года, в связи с чем просила суд иск удовлетворить. Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что иск они не признают, предоставил суду возражения, при этом пояснив, что административный истец выполнял свои должностные обязанности добросовестно. Поскольку ими не принималось соответствующее положение о сроках подачи декларации и по их мнению действующим законодательством РФ четко не установлены сроки подачи декларации депутатом, какого либо решения по данному поводу ими не принималось до поступления представления прокурора Нижнегорского района. После того как в их адрес поступило представление прокурора Нижнегорского района об устранении нарушений требований ФЗ «О противодействии коррупции», в котором прокурор в том числе требовал рассмотреть вопрос о досрочном прекращении депутатов в том числе Самбурской Е.Л. или о применении в отношении них иного дисциплинарного взыскания, Нижнегорским сельским советом было принято оспариваемое решение в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем он просит суд в удовлетворении иска отказать. Так же он пояснил, что положение о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Нижнегорского сельского поселения – Нижнегорским сельским советом не утверждалось и не принималось. Справка о доходах Самбурской Е.Л. предоставлена Самбурской Е.Л. в Нижнегорский сельский совет 25 мая 2017 года. Ими был принято порядок увольнения лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Нижнегорское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым в связи с утратой доверия, однако при принятии оспариваемого решения он не применялся. Проверка соблюдения административным истцом требований законодательства о противодействии коррупции Нижнегорским сельским советом не проводилась, установленная численность депутатов Нижнегорского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым составляет 15 человек, на заседании присутствовало 13 депутатов. Более того он так же пояснил, что голосование по принятию оспариваемого решения проводилось открытое, поскольку вопрос о тайном голосовании не ставился. Решение принималось путем поднятия рук, и при пересчете голосов было озвучено, что за принятие решения проголосовало 7 депутатов, двое против и двое воздержалось. Однако поскольку в зале присутствовало 13 депутатов, было предложено в порядке уточнения голосов повторно поднять руки и при повторном пересчете было озвучено, что за проголосовало 8 депутатов, двое против и двое воздержалось в связи с чем было принято оспариваемое решение. Какого либо решения о повторном голосовании при этом не принималось. Прокурор в судебном заседании пояснил, что по их мнению административным ответчиком должен был быть утвержден нормативно правовой акт о порядке предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, в связи с чем ими было направлено соответствующее представление, однако это не освобождает административного истца от ответственности за непредоставление декларации. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями ), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ). В ст. 1 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. В ст. 2 Закона N 131-ФЗ определено, что депутатом является член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения, должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования, является председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. В ст. 14 Закона N 131-ФЗ указаны вопросы местного значения муниципального района, к которым в частности, относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района. Система муниципальных правовых актов определена ст. 43 Закона N 131-ФЗ, в которую входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. В ст. 48 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены судом. В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами. В силу ч. 7.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены в Федеральном законе от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Закон N 273-ФЗ). Ч. 4 ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Во исполнение указанных требований Закона N 273-ФЗ 18.05.2009 года Президентом Российской Федерации издан Указ N 558 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", пунктом 1 которого утверждены Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность Российской Федерации; форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних. Положением "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденным Указом Президента РФ N 558 от 18.05.2009 года установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 года N 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее справка). Как усматривается из материалов дела 03 ноября 2017 года, прокурором Нижнегорского района Республики Крым в адрес председателя Нижнегорского сельского совета было вынесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которого прокуратурой Нижнегорского района при проведении проверки соблюдения требований федерального закона о противодействии коррупции депутатами Нижнегорского сельского совета Нижнегорского района выявлены нарушения законодательства в указанной сфере, в том числе установлено, что депутатом Самбурской Е.Л. сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей предоставлены 25 мая 2017 года, в связи с чем прокурор требовал принять действенные меры, направленные на устранение указанных нарушений и рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий в том числе административного истца или применении в отношении них иного дисциплинарного взыскания. Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании 46 сессии 1 го созыва Нижнегорского сельского совета от 29 ноября 2017 года, что подтверждается соответствующим протоколом. Согласно вышеуказанного протокола, по итогам голосования большинством голосов («за» - 8, «против» - 2, «воздержались» - 2) было принято решение «о досрочном прекращении полномочий депутата Нижнегорского сельского совета Самбурской Е.Л.». Досрочное прекращение полномочий депутата Нижнегорского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Самбурской Е.Л. оформлено соответствующим решением №260 от 29 ноября 2017 года. Оспаривая данное решение, административный истец указал на пропущенный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Между тем, суд считает необходимым указать, что говоря о сроках принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата, необходимо руководствоваться сроками, установленными ч.11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. При этом судом так же установлено, что решением 39 сессии 1 го созыва Нижнегорского сельского совета №230 от 29 марта 2017 года, утвержден порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Нижнегорское сельское поселения Нижнегорского района Республики Крым в связи с утратой доверия, согласно которого лицо, занимающее муниципальную должность муниципального образования Нижнегорское сельское поселения Нижнегорского района Республики Крым подлежит увольнению (досрочному прекращению полномочий) в связи с утратой доверия, в том числе в случае непредоставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений. Увольнение (досрочное прекращение полномочий) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия осуществляется по решению Нижнегорского сельского совета на основании представленных материалов о результатах проведенной в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, Республики Крым проверки достоверности и полноты сведений, представленных данным лицом, и (или) соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных ФЗ от 25 декабря 2008 года №273 – ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, муниципальными нормативно правовыми актами Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым (п.3). Согласно вышеуказанного порядка, до принятия решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия, у лица запрашивается письменное объяснение, если по истечении трех рабочих дней со дня предъявления лицу, замещающему муниципальную должность, требования о предоставлении объяснения оно не будет предоставлено, то составляется соответствующий акт (п.4). Решение об увольнении (досрочном прекращении полномочий) в связи с утратой доверия принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Нижнегорского сельского совета (п.8). В решении об увольнении (досрочном прекращении полномочий) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия указываются существо совершенного им коррупционного правонарушения и положения нормативно правовых актов, которые им были нарушены, а так же основания предусмотренные ст.7.1,13.1 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п.9). Так же согласно пояснений сторон и предоставленной суду информации, положение о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Нижнегорского сельского поселения административным ответчиком не принимались и не утверждались. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей предоставлены административным истцом 25 мая 2017 года, что было подтверждено в судебном заседании пояснениями сторон. Какой либо информации о нарушении Самбурской Е.Л. положений действующего законодательства в части полноты и достоверности предоставленных сведений суду не предоставлено. Исходя из буквального толкования положений п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона №273-ФЗ, лица, указанные в части 1 приведенной нормы, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредоставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Вместе с тем, как было установлено судом и подтверждено пояснениями сторон по делу, до принятия решения, объяснения у административного истца не запрашивались, решение, принято открытым голосованием большинством голосов, при этом, при принятии решения было оглашено что, за принятие решения проголосовало 7, против 2 воздержалось 2, после чего фактически было проведено повторное голосование без принятия соответствующего решения, в результате которого было принято вышеуказанное решение, в котором не указаны положения нормативно правовых актов, которые были нарушены, а так же основания, предусмотренные ст.7.1,13.1 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем суд приходит к выводу, что действия административного ответчика по принятию оспариваемого решения не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем подлежат признанию незаконными. Что касается требования административного истца в части обязания Нижнегорский сельский совет в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу обязанности принять решение об отмене оспариваемого решения то судом установлено следующее. В Российской Федерации существует закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей (статья 10). Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти. Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статьи 12, 18, 46 и 133 Конституции Российской Федерации). Порядок деятельности и компетенция представительного органа муниципального образования определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, и по основанию несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Таким образом, у суда отсутствует правовая возможность возложения подобной обязанности на Нижнегорский сельский совет, в котором соответствующие решения принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. Понуждение депутатов к принятию конкретного решения по данному вопросу в обход процедуры, установленной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления, в связи с чем исковые требования административного истца в вышеуказанной части не подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 176, 178-179, 180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление Самбурской Екатерины Леонидовны к Нижнегорскому сельскому совету Нижнегорского района Республики Крым, о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично. Признать действия Нижнегорского сельского совета, выразившиеся в принятии решения 46 сессии 1 созыва Нижнегорского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 29 ноября 2017 года № 260 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нижнегорского сельского совета Самбурской Е.Л.» незаконными. В удовлетворении остальной части заявленных требований Самбурской Е.Л. - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи через Нижнегорский районный суд Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его вынесения. Судья: |