Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд Г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лутошкиной И.В., при секретаре Кудаевой К.Х., с участием представителей истца Герасимова В.В. и Герасимовой И.С., представителя ответчика Каскевич С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бец Р. Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, ГУ МВД России по Нижегородской области об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец в обоснование своих требований указала, что, являясь гражданской Украины, ввиду военного конфликта, была вынуждена покинуть свое место постоянного проживания на территории Украины, ей было предоставлено временное убежище на территории РФ, о чем ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФМС России по Ульяновской области было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным миграционной карты серии №№ на территорию РФ истец въехала ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет по месту пребывания Межрайонным отделом УФМС России по Ульяновской области в <адрес>. А с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет по месту пребывания на территории <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ истец получила гражданство РФ, однако постоянного места регистрации не имеет. Только регистрацию по месту пребывания: <адрес> Сняться с регистрационного учета на Украине не имеет возможности. После прибытия в РФ с ДД.ММ.ГГГГ за пределы РФ не выезжала, проживает и работает в РФ. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в органах ПФ РФ, о чем имеется страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования СНИЛС №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости в 58 лет, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ УП РФ в Нижегородском районе ей было отказано в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что у нее отсутствует постоянное проживание на территории РФ, отсутствуют данные о снятии с регистрационного учета в государстве прежнего проживания, отсутствует требуемый стаж 7 лет и сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов 9. При этом УПФ РФ в Нижегородском районе было разъяснено, что на истца Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ не распространяется. Ответчиком были направлены запросы о стаже и заработной плате, ответы не поступили.
С вынесенным решением истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Истец является гражданкой РФ, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения прав.
Просит:
1.Установить факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>
2. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
3. Включить в страховой стаж, исчисляемый при назначении страховой пенсии по старости следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в ЗАТ «АПК-П1 ВЕСТ»
4. Обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменила свои исковые требования. Просит установить постоянного проживания истца на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. (л.д.91).
Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменила свои исковые требования. Просит
1.Установить факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, факт проживания по месту жительства по адресу: <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ..
2. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
3. Включить в страховой стаж, исчисляемый при назначении страховой пенсии по старости следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в ЗАТ «АПК-ИНВЕСТ»
4. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода назначить страховую пенсию по старости истцу с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.103-104).
Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменила свои исковые требования. Просит
1.Установить факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
2. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
3. Включить в страховой стаж, исчисляемый при назначении страховой пенсии по старости следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в ЗАТ «АПК-ИНВЕСТ»
4. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода назначить страховую пенсию по старости истцу с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.149).
Представители истца Герасимов В.В. и Герасимова И.С. исковые требования истца с учетом изменений поддержали. Суду пояснили, что истец является гражданской РФ, сняться с регистрационного учета на Украине она не имеет возможности из-за вооруженного конфликта, на той территории проходят военные действия, все разрушено, завода уже не существует, он полностью разгромлен. Истец как выехала ДД.ММ.ГГГГ с Украины в РФ, больше на Украину не возвращалась, возможности не имеется. Исковые требования истца об установлении факта проживания по месту жительства по адресу: <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ они не поддерживают, в измененном исковом заявлении они это не указали. Просят иск удовлетворить.
Представитель ответчика Каскевич С.А. в судебное заседание после перерыва не явилась.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения истца ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода был вынесен отказ в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 7 лет и суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов 9, а также отсутствие документа о снятии с регистрационного учета в государстве прежнего проживания.
Указанным решением Управления Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода не включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, следующие спорные периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий, так как запись об увольнении заверена подписью инспектора ОК, печать, заверяющая запись об увольнении, не читается.
Установлено, что остальные спорные периоды Управлением Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода не рассматривались, поскольку не было применено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просит установить факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, в части требований установить факт проживания по месту жительства по адресу: <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ представители истца в судебном заседании в указанной части требования не поддержали.
Истец указала, что, являясь гражданской Украины, ввиду военного конфликта, была вынуждена покинуть свое место постоянного проживания на территории Украины, ей было предоставлено временное убежище на территории РФ, о чем ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФМС России по Ульяновской области было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным миграционной карты серии № на территорию РФ истец въехала ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет по месту пребывания Межрайонным отделом УФМС России по Ульяновской области в <адрес>. А с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет по месту пребывания на территории <адрес>. (л.д.34,35-36).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец получила гражданство РФ, однако постоянного места регистрации не имеет, имела только регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>.(свидетельство № о регистрации по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ л.д. 23).
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Из приведенных положений международного соглашения следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства-участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
Согласно п. 2 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий для возникновения у иностранных граждан права на пенсионное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации необходим факт постоянного проживания данного лица на ее территории.
В соответствии с пунктом 5 Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», установлено, что гражданину государства – участника Содружества независимых Государств, являющемуся иностранным гражданином, пенсия должна быть назначена по нормам российского законодательства при условии его постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим )кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Разрешая спор, суд, установив, что истец является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом РФ, выданным ГУ МВД России по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по месту пребывания на территории Российской Федерации, въехала на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, более с территории Российской Федерации не выезжала, пенсию на территории Украины не получает, исходит из того, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой (наличие регистрации по месту пребывания) не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации и, кроме того, факт постоянного проживания на территории России подтверждается, имеющимися доказательствами.
Суд считает заслуживающими доводы стороны истца в том, что истец сняться с регистрационного учета на Украине не имеет возможности из-за вооруженного конфликта, на территории Украины проходят военные действия, истец выехала с территории Украины в РФ ДД.ММ.ГГГГ. соответственно, при наличии постоянной регистрации на территории Украины, истец не имеет возможности получить постоянную регистрацию на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об установлении факта постоянного проживания Бец Р. Б. на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ; в остальной части требования истца об установлении факта проживания по месту жительства по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат, указанные требования истца заявлены излишне, кроме того, представители истца в данной части требования не поддержали.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2016 году составляет 7 лет, наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов с 01.01.2016 установлена в размере 9.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судом установлено. что согласно трудовой книжке истца, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий.
Ответчик указал, что печать организации, которой заверены сведения в трудовой книжке о работе истца в указанный период, не читается.(л.д.28-29).
Истцом суду представлено заключение специалиста № ООО «Лига-Эксперт НН», согласно которому в оттиске простой круглой печати «ОТДЕЛ КАДРОВ», расположенный слева от даты «17.03.93г.» на странице № представленной «Трудовой книжки « №№ на имя Бец Р. Б. расположен текст следующего содержания: внешняя строка текста вдоль внешней окружности: «*УССР*Министерство Промстройматериалов* (слово не читаемо) назначения (слово не читаемо)*». Внутренняя строка теста вдоль внешней окружности: «*Укрстройкерамика* Курдюмовский з-д кислотоупорных изделий (слово не читаемо)». Центральная часть содержит внутри надпись «ОТДЕЛ КАДРОВ». (л.д.130-144),
Согласно справке ПАО «Курдюмовский завод кислотоупорных изделий» исх № от ДД.ММ.ГГГГ, Бец Р. Б. действительно работала на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий в периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ.(приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).,
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). (л.д.146).
Таким образом, с учетом норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Республики Украина, исковые требования истца о включении в ее страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в ЗАТ «АПК-ИНВЕСТ» не подлежит включению в стаж, исковые требования истца в данной части удовлетворению не подлежат, поскольку периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, в данном случае сведения об уплате страховых взносов за указанный период в материалах дела отсутствуют.
Согласно справке Управления ПФР в Нижегородском районе г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ при включении истцу периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж составит 16 лет 4 месяца 25 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) составит 18.162. Право на назначение страховой пенсии по старости у Бец Р.Б. возникает с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.126),
Таким образом, с учетом включения в стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у истца возникнет право на назначение страховой пенсии по старости с даты обращения -ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, исковые требования истца об обязании Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода назначить страховую пенсию Бец Р. Б. со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Истец также просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что истцом допущена описка в просительной части искового заявления в дате решения ответчика об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Суд считает возможным признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бец Р. Б. удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Бец Р. Б. на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бец Р. Б. в назначении страховой пенсии по старости,
Включить в страховой стаж Бец Р. Б. для назначения страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа на Курдюмовском заводе кислотоупорных изделий,
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить страховую пенсию Бец Р. Б. со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковые требования Бец Р. Б. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца.
Судья Лутошкина И.В.