Дело № 2а-10105/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., при ведении протокола секретарем Атопшевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального ООО «Макдоналдс» к Государственной инспекции труда в Нижегородской области, главному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области Клюкиной Е. С. об оспаривании предписания об устранении нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Макдоналдс» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Нижегородской области об оспаривании предписания об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований указав следующее: Общество с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» имеет обособленное подразделение - предприятие общественного питания быстрого обслуживания «Макдоналдс», расположенное по адресу: [ адрес ]. В [ 00.00.0000 ] Государственной инспекцией труда в Нижегородской области проведена проверка соблюдения работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проведенного расследования главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области Клюкиной Е.С. вынесено Предписание [ № ] от [ 00.00.0000 ] , которым ООО «Макдоналдс» предписывается: - в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников Касьянова А.В., Юнанова И.А., Жидова А.Г., Тихонова И.И., Панова B.C., Рысева В.В., Меликова СМ. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда - пункты 1-7; -установить и обеспечить в полном объеме средствами индивидуальной защиты работника Смирнова И. И. - пункт 8; - карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты работников ООО «Макдоналдс» оформить по установленной форме пункт 9.
ООО «Макдоналдс» не согласно с требованиями Предписания, считает их не соответствующими Закону, нарушающими права и законные интересы ООО «Макдоналдс», возлагающими на Общество дополнительные обязанности, не предусмотренные нормами действующего законодательства.
Результатом проведенной проверки соблюдения ООО «Макдоналдс» требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, явился Акт проверки [ № ] от [ 00.00.0000 ] , в котором главный государственный инспектор труда сделал вывод о том, что в ООО «Макдоналдс» учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме. Такой вывод Административного ответчика нельзя признать состоятельным. Форма Личной карточки учета выдачи СИЗ установлена Приказом
Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых
правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими
средствами индивидуальной защиты». Формулируя нарушение со стороны ООО «Макдоналдс» и, соответственно, требование пункта 9 Предписания, инспектор указал именно на нарушение формы карточки учета выдачи СИЗ, а не на несоответствие содержания таких карточек работников ООО «Макдоналдс». Сравнительное сопоставление карточек учета выдачи СИЗ, проверявшихся инспектором, с карточкой, установленной приложением к Межотраслевым правилам, позволяет сделать вывод о том, что каких-либо отклонений от определенной Правилами формы карточки в ООО «Макдоналдс» не допущено. В этой связи определение инспектором как нарушения, якобы, допущенного несоответствия карточки установленной форме, не основано на фактических обстоятельствах дела, а потому требование пункта 9 Предписания об оформлении карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты работников ООО «Макдоналдс» по установленной форме, незаконно. Как следует из Акта проверки и пунктов 1-7 Предписания, но мнению государственного инспектора труда, ненадлежащий учет выдачи СИЗ в ООО «Макдоналдс» выразился в том, что в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников ночной смены предприятия в качестве основания выдачи средств индивидуальной защиты указан приказ ООО «Макдоналдс» [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. № 290н. Тем самым, как считает инспектор, Общество нарушило требования статьей 212 и 221 Трудового кодекса РФ и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Такой вывод административного органа несостоятелен и не основан на нормах закона. Положения статьи 212 ТК РФ не устанавливают требования, касающиеся учета выдачи средств индивидуальной защиты. Нарушений со стороны ООО «Макдоналдс» в части применения СИЗ, прошедших обязательную сертификацию и декларирование соответствия, в части приобретения и выдачи СИЗ за счет собственных средств перечисленным категориям работников, в части контроля за правильностью применения работниками СИЗ, в ходе проверки не установлено. В развитие положений статьи 121 ТК РФ, статья 221 Трудового кодекса устанавливает норму о выдаче работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Указанная статья Кодекса также не устанавливает норм, регламентирующих вопросы учета выдачи средств индивидуальной защиты. В этой связи требование пунктов 1-7 Предписания указать в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников Касьянова А.В., Юнанова И.А., Жидова А.Г., Тихонова И.П., Панова B.C., Рысева В.В., Меликова СМ. наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда, не может считаться основанным на статьях 212. 221 ТК РФ. Как было указано выше, форма личной карточки по учеты выдачи СИЗ установлена приложением к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. [ 00.00.0000 ] ООО «Макдоналдс» издан приказ [ № ] «Об утверждении норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты и срока их эксплуатации для работников ресторанов «Макдоналдс» ООО «Макдоналдс», которым утверждена форма личной карточки по учету выдачи СИЗ, которая, как указывалось выше, полностью соответствует форме, утвержденной Межотраслевыми правилами. Более того, при издании приказа [ № ] от [ 00.00.0000 ] , ООО «Макдоналдс» руководствовалось именно Межотраслевыми правилами, ссылка на которые приведена в тексте приказа. Указание в тексте личной карточки на данный приказ ООО «Макдоналдс», как основание выдачи СИЗ и, наоборот, отсутствие упоминания в ней о Приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил...» обосновано тем, что: (а) графа, предусматривающая отражение в личной карточки основания выдачи СИЗ, в качестве основания не указывает на Межотраслевые правила; (б) ввиду отсутствия типовых (типовых отраслевых) норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в
сфере общественного питания, ООО «Макдоналдс» установлены локальные нормы
выдачи СИЗ на предприятиях «Макдоналдс», применительно к тем работам, которые
фактически выполняются. Пунктом 13 Межотраслевых правил определена обязанность работодателя организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. В этой связи, предметом правонарушения может быть, либо невыдача работникам СИЗ, либо отсутствие контроля за такой выдачей. В ходе проверки не было установлено фактов невыдачи работникам СИЗ. Проверкой подтверждено, что для обеспечения контроля за выдачей СИЗ в организации ведутся личные карточки учета выдачи СИЗ. В этой связи для установления факта правонарушения (нарушения норм трудового законодательства и, тем более, трудовых прав работников) не имеет правового значения ни форма документа о выдаче СИЗ, ни основание, по которому такие СИЗ выдаются. В данном случае законодателем значение придается факту выдачи или невыдачи СИЗ и тому, учитывается ли такая выдача работодателем в документах учета. При указанных обстоятельства, факт отражения в личных карточках по учету выдачи СИЗ в качестве основания выдачи СИЗ локального нормативного акта – приказа ООО «Макдоналдс» [ № ] от [ 00.00.0000 ] не является нарушением, а потому требование Административного ответчика указать наименование и пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда, не основан на законе. ООО «Макдоналдс», как следует из материалов проверки (Акт проверки [ № ] от [ 00.00.0000 ] ), вменяется то, что работодатель не устанавливает и не обеспечивает работника Смирнова И.Н. в полном объеме средствами индивидуальной защиты. При этом, Административный ответчик полагает, что Смирнов И.Н., работая в должности члена бригады ресторана, совмещает работу по профессиям: кухонный рабочий, официант, мойщик посуды, но средства индивидуальной защиты ему выданы не были. [ 00.00.0000 ] ООО «Макдоналдс» со Смирновым И. Н. заключен трудовой договор. Приказом [ № ] от [ 00.00.0000 ] Смирнов И.Н. принят на работу в ООО «Макдоналдс» на должность члена бригады ресторана. В [ 00.00.0000 ] экспертами АНО «Учебно-консультационный центр «Труд» проведена оценка условий труда рабочих мест предприятия «Макдоналдс» по адресу: [ адрес ], по результатам которой подготовлен отчет, а в отношении каждого рабочего места данного предприятия составлены карты аттестации рабочего места по условиям труда. В том числе, было аттестовано рабочее место члена бригады ресторана. По степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса данного рабочего места была поставлена общая оценка условий труда - 2, по травмоопасности - 1 (оптимальный). Рабочее место члена бригады ресторана признано аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». Таким образом, условия труда члена бригады ресторана не являются вредными (3 класс) и опасными (4 класс), а потому требования статей 212 и 221 ТК РФ в части обеспечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, средствами индивидуальной защиты, к ООО «Макдоналдс» не применимы. Несмотря на результаты оценки условий труда рабочих мест, в силу которой отсутствовали правовые основания для обеспечения работников, работающих в данной должности, средствами индивидуальной защиты, 000 «Макдоналдс» было принято решение об установлении норм бесплатной выдачи СИЗ членам бригады ресторана. Согласно приказа [ № ] от [ 00.00.0000 ] эти работники используют в работе резиновые перчатки и хлопчатобумажные халаты (не индивидуально), которые используются в зоне кухни как дежурная санитарная одежда, использование которой обусловлено не необходимостью защиты работников от вредных и опасных производственных факторов (которых, как указано выше, в ходе оценки условий труда установлено не было), а требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (пункт 13.4 СП 2.3.6.1079-01). При указанных обстоятельствах требование пункта 8 Предписания об установлении и обеспечении в полном объеме работника Смирнова И.Н. средствами индивидуальной защиты, не основано на законе. ООО «Макдоналдс» считает, что оспариваемыми требованиями Предписания [ № ] от [ 00.00.0000 ] нарушаются права ООО «Макдоналдс», поскольку на Общество возлагаются дополнительные обязанности, которые не предусмотрены нормами действующего законодательства, а вмененные Обществу в качестве нарушений положения нормативных правовых актов такие требования не устанавливают.
По этим основаниям административный истец просит признать незаконным предписание Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области Клюкиной Е.С.[ № ] от [ 00.00.0000 ] об устранении нарушения трудового законодательства.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен главный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области Клюкина Е.С., в качестве заинтересованного лица – Смирнов И.Н.
Лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 226 КАС РФ находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Административные дела об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Нижегородской области, являющегося документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания и распоряжения в отношении работодателя, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, Смирнов И.Н. состояла в трудовых отношениях с ООО «Макдональдс».
Смирнов И.Н. обратился в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области, указывая на факт допущенного работодателем нарушения его трудовых прав.
На основании распоряжением от [ 00.00.0000 ] [ № ], изданного и.о. зам. Руководителя ГИТ в Нижегородской области – и.о. зам. главного государственного инспектора труда в Нижегородской области Неклюдова В.И., главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в Нижегородской области Клюкиной Е.С. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Макдональдс».
В ходе проведенной проверки, результаты которой оформлены в акте от [ 00.00.0000 ] , установлено, что: 1) учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме, а именно в личной карточке выдачи средств индивидуальной защиты Касьянова А.Е. указано основание выдачи средств индивидуальной защиты внутренний приказ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 №14742); также в личной карточке средств индивидуальной защиты не указан пункт типовых норм (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»); 2) учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме, а именно в личной карточке выдачи средств индивидуальной защиты Юнанова И.А. указано основание выдачи средств индивидуальной защиты внутренний приказ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России [ 00.00.0000 ] [ № ]); также в личной карточке средств индивидуальной защиты не указан пункт типовых норм (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»); 3) учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме, а именно в личной карточке выдачи средств индивидуальной защиты Касьянова Жидкова А.Г. указано основание выдачи средств индивидуальной защиты внутренний приказ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 №14742); также в личной карточке средств индивидуальной защиты не указан пункт типовых норм (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»); 4) учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме, а именно в личной карточке выдачи средств индивидуальной защиты Тихонова И.И. указано основание выдачи средств индивидуальной защиты внутренний приказ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 №14742); также в личной карточке средств индивидуальной защиты не указан пункт типовых норм (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»); 5) учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме, а именно в личной карточке выдачи средств индивидуальной защиты Панова А.В. указано основание выдачи средств индивидуальной защиты внутренний приказ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 №14742); также в личной карточке средств индивидуальной защиты не указан пункт типовых норм (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»); 6) учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме, а именно в личной карточке выдачи средств индивидуальной защиты Рысева В.В.. указано основание выдачи средств индивидуальной защиты внутренний приказ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 №14742); также в личной карточке средств индивидуальной защиты не указан пункт типовых норм (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от [ 00.00.0000 ] «290н (ред. От [ 00.00.0000 ] ) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»); 7) учет выдачи средств индивидуальной защиты производится ненадлежащим образом, не по установленной форме, а именно в личной карточке выдачи средств индивидуальной защиты Меликова С.М. указано основание выдачи средств индивидуальной защиты внутренний приказ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 №14742); также в личной карточке средств индивидуальной защиты не указан пункт типовых норм (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»); 8) работодатель не устанавливает и не обеспечивает в полном объеме средствами индивидуальной защиты работнику Смирнову И.Н. (член бригады ресторана), совмещающему профессии, в соответствии с типовыми отраслевыми нормами; согласно должностной инструкции Смирнова И.Н. он выполняет работу по профессиям: кухонный рабочий, официант, мойщик посуды, однако средства индивидуальной защиты, предусмотренные Приложением к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 г. №98 выданы не были; 9) в отношении работника Смирнова И.Н. – члена бригады ресторана карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты не оформлена по установленной форме (нарушение ст.212,221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 «290н (ред. От 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения [ 00.00.0000 ] Государственной инспекции труда в Нижегородской области предписания [ № ], подписанного главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Клюкиной Е.С., которым на ООО «Макдональдс» возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: 1) в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Касьянова А.В. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда (основание: ст.212,221 ТК РФ, п.1.5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н в ред. Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 г. №28н; 2) в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Юнанова И.А. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда (основание: ст.212,221 ТК РФ, п.1.5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н в ред. Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 г. №28н; 3) в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Жидкова А.Г. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда (основание: ст.212,221 ТК РФ, п.1.5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н в ред. Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 г. №28н; 4) в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Тихонова И.И. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда (основание: ст.212,221 ТК РФ, п.1.5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н в ред. Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 г. №28н; 5) в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Панова В.С. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда (основание: ст.212,221 ТК РФ, п.1.5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н в ред. Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 г. №28н; 6) в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Рысева В.В. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда (основание: ст.212,221 ТК РФ, п.1.5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н в ред. Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 г. №28н; 7) в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Меликова С.М. указать наименование, пункт типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда (основание: ст.212,221 ТК РФ, п.1.5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н в ред. Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 г. №28н; 8) установить и обеспечить в полном объеме средствами индивидуальной защиты работнику Смирнову И.Н. (основание: ст. 212,221 ТК РФ, Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 г. №98; 9) карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты работников ООО «Макдональдс» оформить по установленной форме (основание: ст.212,221 ТК РФ, п. 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»), с чем выражено несогласие в предъявленном учреждением административном исковом заявлении.
В соответствии со ст.354 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Согласно ст.356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
В силу ст.357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Статьей 358 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
По смыслу приведенных положений закона в их нормативном единстве, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации: «Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
Согласно ст. 221 ТК РФ: «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 г. №290н утверждены межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Межотраслевые правила), согласно которым:
«1. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
2. Требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
3. В целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
4. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
13. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
14. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности».
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1997 года N 68 утверждении Типовые отраслевых нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в том числе Приложение №7 - Типовые отраслевых нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам торговли, где поименованы кухонный рабочий (п.7) и мойщик посуды (п.8).
Формулируя нарушение со стороны ООО «Макдоналдс» и, соответственно, требование пункта 9 Предписания, инспектор указал на нарушение формы карточки учета выдачи СИЗ, а не на несоответствие содержания таких карточек работников ООО «Макдоналдс».
Как следует из Акта проверки и пунктов 1-7 Предписания, ненадлежащий учет выдачи СИЗ в ООО «Макдоналдс» выразился в том, что в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников ночной смены предприятия в качестве основания выдачи средств индивидуальной защиты указан приказ ООО «Макдоналдс» [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а не Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. № 290н.
Согласно представленным материалам, [ 00.00.0000 ] ООО «Макдоналдс» издан приказ [ № ] «Об утверждении норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты и срока их эксплуатации для работников ресторанов «Макдоналдс» ООО «Макдоналдс» (при издании которого ООО «Макдоналдс» руководствовалось Межотраслевыми правилами), которым утверждена форма личной карточки по учету выдачи СИЗ, полностью соответствующая форме, утвержденной Межотраслевыми правилами.
Пунктом 13 Межотраслевых правил определена обязанность работодателя организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Согласно акта, в ходе проверки не было установлено фактов невыдачи работникам СИЗ. Проверкой подтверждено, что для обеспечения контроля за выдачей СИЗ в организации ведутся личные карточки учета выдачи СИЗ.
Несмотря на несоответствие по форме личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, их содержание позволяет установить когда, кому и в каких количествах СИЗ выдавались.
При указанных обстоятельства, факт отражения в личных карточках по учету выдачи СИЗ в качестве основания выдачи СИЗ локального нормативного акта – приказа ООО «Макдоналдс» [ № ] от [ 00.00.0000 ] не может быть признан очевидным нарушением, а потому у ГИТ в Нижегородской области отсутствовали основания для выдачи предписания в части указания наименования и пункта типовых отраслевых норм, по которым выдается спецодежда.
Установлено, что [ 00.00.0000 ] ООО «Макдоналдс» со Смирновым И. Н. заключен трудовой договор; приказом [ № ] от [ 00.00.0000 ] Смирнов И.Н. принят на работу в ООО «Макдоналдс» на должность члена бригады ресторана.
В [ 00.00.0000 ] экспертами АНО «Учебно-консультационный центр «Труд» проведена оценка условий труда рабочих мест предприятия «Макдоналдс» по адресу: [ адрес ], по результатам которой подготовлен отчет, а в отношении каждого рабочего места данного предприятия составлены карты аттестации рабочего места по условиям труда. В том числе, было аттестовано рабочее место члена бригады ресторана. По степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса данного рабочего места была поставлена общая оценка условий труда - 2, по травмоопасности - 1 (оптимальный). Рабочее место члена бригады ресторана признано аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».
Таким образом, условия труда члена бригады ресторана не являются вредными (3 класс) и опасными (4 класс), а потому требования статей 212 и 221 ТК РФ в части обеспечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, средствами индивидуальной защиты, к ООО «Макдоналдс» не применимы.
Установлено, что, несмотря на результаты оценки условий труда рабочих мест, в силу которой отсутствовали правовые основания для обеспечения работников, работающих в данной должности, средствами индивидуальной защиты, ООО «Макдоналдс» было принято решение об установлении норм бесплатной выдачи СИЗ членам бригады ресторана.
Согласно приказа [ № ] от [ 00.00.0000 ] эти работники используют в работе резиновые перчатки и хлопчатобумажные халаты (не индивидуально), которые используются в зоне кухни как дежурная санитарная одежда, использование которой обусловлено не необходимостью защиты работников от вредных и опасных производственных факторов (которых, как указано выше, в ходе оценки условий труда установлено не было), а требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (пункт 13.4 СП 2.3.6.1079-01).
При указанных обстоятельствах требование пункта 8 Предписания об установлении и обеспечении в полном объеме работника Смирнова И.Н. средствами индивидуальной защиты, не основано на законе.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах предписание [ № ], вынесенное [ 00.00.0000 ] в отношении ООО «Макдональдс» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области Клюкиной Е.С., подлежит признанию незаконным.
Признание судом незаконным оспариваемого предписания, которое с этого момента не порождает каких-либо правовых последствий, обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.1, 5, 7-8 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В развитие указанных положений ст.357 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Поскольку оспариваемое решение основано на реализации государственным инспектором властных полномочий по отношению к заявителю, к сложившимся правоотношениям подлежат применению положения ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи со ст.357 Трудового кодекса Российской Федерации.
По смыслу данной нормы закона течение процессуального срока на оспаривание в суде предписания, начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или их нарушения. В случае соблюдения заявителем срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав и времени, прошедшего с момента такого нарушения.
Принимая во внимание реализацию ООО «Макдональдс» права на обращение в суд [ 00.00.0000 ] суд считает срок обращения в суд ООО «Макдональдс» не пропущенным и не находит оснований для применения к спорным правоотношениям правовых последствий, установленных ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ООО «Макдональдс» удовлетворить.
Признать незаконным предписание [ № ], вынесенное [ 00.00.0000 ] в отношении ООО «Макдональдс» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области Клюкиной Е. С..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Бурунова С.В.:
С.В. Бурунова