Дело №
Решение
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Нижегородский районный суд города Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Чайко А.А., при секретаре Турковой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД России, ГУ МВД России по Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты,
установил:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам МВД России, ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, в обоснование заявленных требований, указав следующее.
Истец является пенсионером МВД России с ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения службы в ГУ МВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано заявление с прилагаемым комплектом документов о предоставлении единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты».
В ДД.ММ.ГГГГ г. при обращении в комиссию по ЕСВ ГУ МВД России по <адрес> по вопросу продвижения очереди истцу стало известно о том, что датой постановки его на учет, на получение единовременной выплаты является ДД.ММ.ГГГГ, о чем истцу не было известно ранее ввиду отсутствия уведомлений от комиссии.
На учет истец принят в нарушении п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел с нарушением двухмесячного срока рассмотрения его заявления.
Полагая указанные действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, истец просит суд:
признать незаконным решение комиссии ГУ МВД России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№р в части постановки на учет с нарушением установленного срока;
восстановить нарушенное право ФИО1 в части срока постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
обязать ГУ МВД России по <адрес> в лице комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обеспечить восстановление нарушенного права в части сроков постановки на учет и считать датой постановки на учет дату приема заявления и документов ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ЦХиСО» ГУ МВД России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения по существу иска.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ МВД России по Нижегородской области ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика – МВД России в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - ФКУ «ЦХиСО» ГУ МВД России по Нижегородской области ФИО3, действующая на основании доверенности, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии с п. 1, 2 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет, как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.
Судом установлено, что подполковник внутренней службы в отставке ФИО1, бывший заместитель начальника отдела – начальник отдела по обслуживанию и обеспечению бесперебойного функционирования систем, комплексов связи и автоматизации, организационной, вычислительной и копировально-множительной техники ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Нижегородской области» проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общий стаж в органах внутренних дел Российской Федерации ФИО1 составляет 31 год 7 месяцев 0 дней в календарном исчислении.
В силу части 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты"(далее - Правила).
В соответствии с п. 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению N 3. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в вышеназванном пункте.
Согласно п. 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
В силу п. 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было подано заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил.
В соответствии с п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
Пунктами 20, 21, 22 Правил предусмотрено, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета. На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.
В соответствии с п. 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Датой постановки на учет сотрудника, нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты является дата принятия решения о постановке на учет. Дата подачи заявления сотрудником, зарегистрированная в книге учета, является юридически значимым обстоятельством для формирования очереди по дате подачи заявления и стажу службы сотрудника.
Рассмотрение заявления ФИО1 состоялось ДД.ММ.ГГГГ, результаты рассмотрения которого были оформлены Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрение заявление состоялось с нарушением срока, предусмотренного пунктом 15 Правил.
Согласно справочной информации, представленной ответчиком, за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. было проведено 11 заседаний Комиссии:
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ рассматривались вопросы о предоставлении ЕСВ сотрудникам, состоящим на учете ЕСВ, а также о снятии с соответствующего учета;
ДД.ММ.ГГГГ рассматривался вопрос о снятии с учета очередников на получение ЕСВ сотрудников, котором была предоставлена выплата;
ДД.ММ.ГГГГ рассматривался вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ сотрудников, обратившихся в Комиссию с заявлениями в ДД.ММ.ГГГГ г.;
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ рассматривались вопросы о снятии с учета очередников на получение ЕСВ сотрудников, котором была предоставлена выплата;
ДД.ММ.ГГГГ рассматривался вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ сотрудников, обратившихся в Комиссию с заявлениями в ДД.ММ.ГГГГ г.;
ДД.ММ.ГГГГ рассматривались вопросы о снятии с учета очередников на получение ЕСВ сотрудников, котором была предоставлена выплата;
ДД.ММ.ГГГГ рассматривался вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ сотрудников, обратившихся в Комиссию с заявлениями в ДД.ММ.ГГГГ г.
Следовательно, рассмотрение Комиссией ДД.ММ.ГГГГ. заявления истца, не повлекло нарушения процедуры постановки его на учет и нарушения его права на получение единовременной социальной выплаты. Из представленных документов следует, что ФИО1 был поставлен в очередь на получение выплаты по дате подачи им документов.
В обоснование своих требований истец ссылается на дату ДД.ММ.ГГГГ - дата вынесения распоряжения руководителем ГУ МВД России по Нижегородской области распоряжения №р«О рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты. Указанная дата не влияет на очередность постановки истца на учет с целью получения выплаты.
Из учетного дела ФИО1 следует, что истец имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно Регистрационному журналу № ЦЖБК ГУ МВД России по Нижегородской области по принятию документов для постановки на учет на получение ЕСВ заявление ФИО1 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. Кроме ФИО1 в этот же день заявление подал еще один сотрудник (ФИО4).
Согласно Протоколу Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлен на учет под № со стажем службы в органах внутренних дел 22 года 05 месяцев 29 дней.
Из числа сотрудников, подавших свои заявления ДД.ММ.ГГГГ и поставленных на очередь, решением Комиссии ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 поставлен на очередь строго в соответствии с имеющимся у него стажем службы. ФИО4, подавшая свое заявление в этот же день, имеющая стаж службы 16 лет 03 месяца 12 дней, то есть, меньший стаж службы, поставлена на очередь под №.
В силу п. 31 Правил сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Доказательств того, что истец имеет преимущественное право на предоставление ему единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году, суду не представлено.
Из справочной информации, представленной ответчиком, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ обеспечению ЕСВ подлежат очередники с датой постановки на учет по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано заявление начальнику ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Нижегородской области» о включении его совместно с семьей в список очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Нижегородской области» в связи с переводом из Управления МВД России по г.Н.Новгороду. Решением Комиссии ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Нижегородской области» истец был включен в список очередников с даты первоначальной постановки на учет под №.
Исходя из оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, которые исследованы судом, обстоятельств, подтверждающих доводы истца о нарушении его права и порядка очередности постановки на учет на получение единовременной социальной выплатой, судом не установлено.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, реализация права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности – с учетом финансовых возможностей государства и времени принятия граждан на соответствующий учет – соответствует конституционному принципу справедливости (определения от ДД.ММ.ГГГГ№-О и от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Доводы истца о том, что ему стали известны сведения о дате постановке на учет только в феврале 2022 г. опровергаются имеющимися материалами дела, в частности, выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ из Распоряжения ГУ МВД России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№р, направленной по адресу регистрации ФИО1
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок постановки и очередность постановки истца на получение единовременной социальной выплаты ответчиками не нарушены, истец поставлен на очередь по дате подачи заявления и в соответствии со стажем службы на день подачи заявления.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МВД России, ГУ МВД России по Нижегородской области, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд города Нижний Новгород.
Судья А.А. Чайко