НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 30.08.2023 № 3А-609/2023

Дело №3а-609/2023

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 30 августа 2023 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н., с участием прокурора Воронова Д.А., представителя административного истца Агафонова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.М.П. о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 года,

У С Т А Н О В И Л :

приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 27 ноября 2018 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 30 ноября 2019 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 04 декабря 2020 года.

Д.М.П. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18; о признании недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19; о признании недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что Д.М.П. является собственником объекта недвижимости: жилого дома, назначение: жилое, наименование: жилой дом», общей площадью 75,3 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес].

В пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], однако включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Агафонов С.В. просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Воронова Д.А., полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пунктов 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3 ст.402 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года №387, от 30 июля 2018 года №557) министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18, приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства 27 ноября 2018 года, 30 ноября 2019 года, 04 декабря 2020 года соответственно.

Как следует из материалов дела, Д.М.П. является собственником объекта недвижимости: жилого дома, назначение: жилое, наименование: жилой дом», общей площадью 75,3 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес].

Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области от 19 июня 2023 года №37-5805/23, объект капитального строительства с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости 05 июля 2011 года с наименованием «магазин мечта», назначением «нежилое», с площадью 75,3 кв.м.

10 июня 2019 года наименование объекта капитального строительства с кадастровым номером [номер] изменено на «жилой дом», назначение изменено на «жилое».

Сведения об изменении в истребуемый период площади данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Судом установлено, что изменение наименования и назначения объект недвижимости с кадастровым номером [номер] произошло в результате перевода нежилого здания в жилой дом, расположенного по адресу: [адрес].

26 апреля 2018 года Д.М.П. обратилась с Администрацию Краснобаковского района Нижегородской [адрес] с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения. К данному заявлению был приложен Проект перепланировки нежилого здания в жилой дом по адресу: [адрес].

16 мая 2018 года принято Решение №181 о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Дано согласие на перепланировку нежилого здания в жилой дом, установлен срок производства ремонтно-строительных работ с 17 мая 2018 года по 16 июня 2018 года.

Впоследствии был подготовлен Технический паспорт здания, составленный по состоянию на 28 мая 2018 года, из которого следует, что наименование объекта учета: «жилой дом», назначение: «жилое», состоящее из помещений с наименованием: жилая, вспомогательная, санузел.

03 июля 2018 года на основании решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения от 16 мая 2018 года №181, проектной документации, была осуществлена приемка в эксплуатацию законченного переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения по адресу: [адрес], что нашло отражение в Акте приемки в эксплуатацию законченного переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения.

03 июля 2018 года Администрацией Краснобаковского района Нижегородской области было принято постановление №263 «О переводе нежилого здания в жилой дом расположенного по адресу: [адрес]».

Из вышеизложенного следует, что с момента принятия Администрацией Краснобаковского района Нижегородской области постановления №263 о переводе нежилого здания в жилой дом расположенного по адресу: [адрес], объект недвижимости с кадастровым номером [номер] является жилым домом с наименованием: «жилой дом» и назначением «жилое».

Жилой дом (индивидуальный жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства) считается одним из видов жилых помещений (п.39 ст. 1 ГрК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ). Перевод нежилого помещения (здания) в жилое помещение (здание) осуществляется в порядке, предусмотренном в гл. 3 ЖК РФ.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) (ч.1 ст.23 ЖК РФ).

В соответствии с частью 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), помещения (жилое, нежилое) на основании пунктов 9, 10 части 5 статьи 8 указанного Закона отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.

Согласно частям 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в уведомительном порядке в случаях, установленных названным Законом.

В этой связи согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке); об изменении назначения здания, сооружения помещения (подпункты 5, 5.1).

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 данного Закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 Закона №218-ФЗ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 статьи 33 названного Закона, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Из указанного следует, что при получении положительного решения внесение новых сведений об объекте недвижимости в ЕГРН должно проводиться в порядке межведомственного взаимодействия.

Судом установлено, что сведения в ЕГРН об изменении наименования и назначения объекта капитального строительства с кадастровым номером [номер] были внесены только 10 июня 2019 года.

Вместе с тем, перевод нежилого здания с кадастровым номером [номер] в жилой дом был осуществлен в июле 2018 года на основании постановления Администрации Краснобаковского района Нижегородской области от 03 июля 2018 года №263.

Таким образом, на момент утверждения оспариваемых в указанной части Перечней на 2019, 2020, 2021 года имелось вышеназванное Постановление Администрации Краснобаковского района Нижегородской области, осуществившее перевод нежилого здания с кадастровым номером [номер] в жилой дом, и не включение таких изменений в государственный кадастр недвижимости произошло не по вине административного истца.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что несвоевременное внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости по вине должностных лиц не должно нарушать права и законные интересы административного истца.

Согласно Техническому плану объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], назначение объекта учета: «жилое», наименование: «жилой дом», площадь 75,3 кв.м.

Судом установлено, что жилой дом с кадастровым номером [номер] расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью 844+/-110.17 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области от 19 июня 2023 года №37-5805/23, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в ЕГРН 27 марта 2019 года с категорией земель: «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования: «магазины» и площадью 844+/-10.17 кв.м.

02 декабря 2022 года вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка был изменены с «магазины» на «для ведения личного подсобного хозяйства».

Сведения об изменении категории земель, площади земельного участка с кадастровым номером [номер] в истребуемый период в ЕГРН отсутствуют

Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] произведено на основании постановления Администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области от 07 ноября 2022 года №203 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».

Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области от 05 сентября 2023 года №37-8239/23, смена вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] произведена по заявлению Администрации р.п.Ветлужский на основании Постановления от 07 июля 2022 года №203.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением поселкового Совета рабочего поселка Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области от 18 ноября 2014 года №14 «Об установлении налога на имущество физических лиц», установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования - рабочий поселок Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области налог на имущество физических лиц.

Установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Установлен размер налоговой ставки в размерах, не превышающих 0,1% в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;

гаражей и машино-мест в размере 0,1 процента кадастровой стоимости, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 3.4;

0,1 процента в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Документ утратил силу с 01.01.2023 года в связи с принятием решения Совета депутатов Краснобаковского муниципального округа Нижегородской области от 28.11.2022 года №66.

Решением Совета депутатов Краснобаковского муниципального округа Нижегородской области от 28.11.2022 года №66 установлен и введен в действие с 1 января 2023 года на территории Краснобаковского муниципального округа Нижегородской области налог на имущество физических лиц (далее - налог).

Установлены следующие налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения:

1) 0,1 процента в отношении:

- жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

- объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

- единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

- гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные Перечни, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно закрепленным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемых в оспариваемые Перечни, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями (строениями или сооружениями).

Пунктом 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации предписано, что понятия в том числе «объект налогообложения», «налоговая база» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях этого кодекса.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия «отдельно стоящее нежилое здание», не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Помещение это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание (пункт 9); назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение (пункт 10).

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года №2018-ст, жилые здания (помещения) имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений – «ОК 013-2014 (СНС 2008)».

Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в Перечень подлежит включению исключительно здание (помещение), имеющие назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем, как следует из материалов административного дела, принадлежащее Д.М.П. спорное здание, является жилым домом, перевод из нежилого здания в жилое осуществлено на основании постановления администрации еще в 2018 году, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области в установленном законом порядке.

Назначение спорного здания как жилое подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, где оно поименовано как «жилой дом», назначение – «жилое».

Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что спорное здание состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, следовательно, не отвечает предусмотренным подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к административно-деловому центру и торговому центру (комплексам) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые Перечни.

То обстоятельство, что сведения об изменении наименования и назначения жилого дома с кадастровым номером [номер] внесены в ЕГРН только 10 июня 2019 года, а вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] был изменен с «магазины» на «для ведения личного подсобного хозяйства» только 02 декабря 2022 года, для правильного разрешения заявленных требований не имеет правового значения, поскольку спорный объект является жилым дом с 2018 года и не является отдельно стоящим нежилым зданием (помещением).

Суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорный объект недвижимости на момент утверждения и действия Перечней 2019, 2020, 2021 года по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из его фактического использования является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно был предназначен для использования и (или) фактически использовался в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что имеющееся в Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета (инвентаризации) назначение и наименование спорного объекта недвижимости не позволяют признать его соответствующим признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательства с достоверностью подтверждающие тот факт, что спорный объект недвижимого имущества используется административным истцом в качестве объектов недвижимости торгового, бытового, офисного назначения либо объектов общественного питания, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.

Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 года.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или их частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, – признанию недействующим.

Определяя дату, с которой пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, подлежит признанию недействующим, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса РФ, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2019,2020,2021 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Д.М.П. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18.

Признать недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19.

Признать недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «Краснобаковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-1631667/20.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области и разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 12 сентября 2023 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин