НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 30.07.2010 № 7-498

                                                                                    Нижегородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №7-498/10

Р Е Ш Е Н И Е

г.Нижний Новгород

30 июля 2010 года судья Нижегородского областного суда В.В.Самарцева, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. на решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29.06.2010 года, которым постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Медведева Андрея Васильевича в связи с отсутствием события административного правонарушения - отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением прокурора Воскресенского района Нижегородской области от 30.04.2010 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Медведева Андрея Васильевича по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ИП Медведева Андрея Васильевича в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Считая вынесенное постановление незаконным, прокурор Воскресенского района Нижегородской области подал протест в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29.06.2010 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года №19-259-6 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ИП Медведева А.В. - отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Государственную инспекции труда в Нижегородской области.

В жалобе, поданной в областной суд, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родина О.П. просит решение Нижегородского районного суда от 29.06.2010 года отменить, как вынесенное незаконно, с нарушением норм материального права.

Жалоба главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. рассматривается с её участием.

Жалоба главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. рассматривается без участия ИП Медведева А.В. и представителя прокуратуры Воскресенского района Нижегородской области, которые были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Ходатайств об отложении не поступало. Судом, пересматривающим постановление и решение по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся в судебное заседание лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 ТК РФ трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

На основании статьи 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

Из материалов административного дела следует, что в нарушение требований трудового законодательства в части осуществления обязательного социального страхования, ИП Медведевым А.В. не были своевременно, т.е. до 15.04.2010 года перечислены в Пенсионный Фонд РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (авансовые платежи на финансирование страховой части) работающих у него граждан за 1 квартал 2010 года. Кроме того ИП Медведевым А.В. не были своевременно, т.е. до 15.04.2010 года перечислены в Пенсионный фонд РФЫ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (авансовые платежи на финансирование страховой части накопительной части) работающих у него граждан за 1 квартал 2010 года. По состоянию на первый квартал 2010 года ИП Медведев А.В. имеет задолженность перед ГУ УПФР по Воскресенскому району Нижегородской области по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении своих работников в сумме 38 000 рублей.

Прокурором Воскресенского района Нижегородской области в отношении ИП Медведева А.В. 30.04.2010 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ИП Медведева А.В. прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Отменяя постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года и возвращая дело об административном правонарушении в отношении ИП Медведева А.В. на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области, судья Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода указал, что при вынесении постановления о прекращении производства по делу главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года не учтено то обстоятельство, что работодатель, осуществляя обязательное пенсионное страхование работников на основании Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» и Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании», обязан не только зарегистрироваться как страхователь у страховщика в территориальном органе Пенсионного фонда, но и уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы.

Таким образом, на основании абз.22 ст.22 Трудового Кодекса РФ, на работодателя возлагается обязанность осуществлять обязательное пенсионное страхование работников в порядке, установленном указанными выше федеральными законами.

Однако, с таким выводом судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода согласиться нельзя, поскольку в данном случае судьей были неправильно применены нормы материального права.

В соответствии со ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Невыполнение работодателем требований ст.22 ТК РФ содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.5.27 КоАП РФ.

Правоотношения, предусмотренные ст.5.27 КоАП РФ, имеют широкий аспект, т.к. диспозиция статьи не содержит конкретных действий и отсылает к правовым нормам, регулирующим трудовые правоотношения, обязательства сторон по охране труда. Невыполнение или нарушение любых норм действующего законодательства о труде и об охране труда, включенных в систему трудового права, содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначение которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счету.

В соответствии с ч. ст.6 Федерального закона от 15.12.2001г. №67 -ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Согласно п.2 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2010г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», настоящий закон регулирует отношения, связанные с начислениями и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а так же отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

Из содержания ст.40 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» следует, что нарушение законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность. Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органом контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, и Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ременной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с ч.3 ст.40 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, привлечение к административной ответственности, за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, осуществляются в соответствии с КоАП РФ.

Глава 15 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг….

Из приведенных выше норм административного, трудового права и законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, судом не принято во внимание то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, не регулируются нормами трудового законодательства, а поэтому, лицо осуществившее, несвоевременную уплату обязательного платежа на обязательное пенсионное страхование или имеющую задолженность по таким платежам не может нести административную ответственность по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, согласно которой ответственность по данной правовой норме предусмотрена за нарушение законодательства о труде и охране труда.

Из приведенных выше норм административного, трудового права и законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование суд, рассматривающий жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. приходит к выводу о том, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, не регулируются нормами трудового законодательства, а, поэтому лицо, осуществившее несвоевременную уплату обязательного платежа на обязательное пенсионное страхование или имеющее задолженность по таким платежам, не может нести административную ответственность по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, вывод главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. о том, что в действиях ИП Медведева А.В. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ - является правильным.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судья отменяет постановление и прекращает производство по делу.

Из указанного следует, что решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29.06.2010 года, которым удовлетворен протест прокурора и отменено постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года и дело направлено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области, является незаконным и поэтому подлежит отмене, производство по делу, в отношении ИП Медведева А.В. прекращению, по основаниям п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29.06.2010 года, которым постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. от 14.05.2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ИП Медведева А.В. в связи с отсутствием события административного правонарушения отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области – отменить, производство по делу, в отношении ИП Медведева А.В. прекратить, по основаниям п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения.

Копию настоящего решения выслать в адрес ИП Медведева А.В., прокурора Воскресенского района Нижегородской области, главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Родиной О.П. в течение 3-х дней со дня вынесения решения.

Судья областного суда В.В.Самарцева