Дело № 7-1056/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 28 октября 2021 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу защитника ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области Пятницы С.В. на решение судьи Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 09 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора
по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-029/2021
от 18 февраля 2021 года ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1
КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным должностным лицом постановлением, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области обратилось с жалобой в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород.
Определением судьи Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 25 марта 2021 года, жалоба заявителя передана для рассмотрения по подсудности в Автозаводский районный суд г. Нижний Новгород.
Решением судьи Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород
от 09 июня 2021 года постановление административного органа
от 18 февраля 2021 года изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 125 000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба заявителя без удовлетворения.
Выражая несогласие с состоявшимися актами, защитник ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области Пятница С.В. обратилась в Нижегородский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи, а также постановление административного органа от 18 февраля 2021 года изменить в части назначенного административного наказания, снизить размер административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Срок на обжалование решения судьи Автозаводского районного суда
г. Нижний Новгород от 09 июня 2021 года, предусмотренный ст. 30.3
КоАП РФ, по настоящему делу соблюден.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области Пятницу С.В., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме, либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определено понятие «отходы от использования товаров», под которым понимаются готовые товары продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Пунктом 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ установлено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
В соответствии с п. 11 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации и подлежат пересмотру раз в три года.
При этом в силу положений п. 9 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной в следующих случаях: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.
Пунктом 16 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ определено, что порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 №1886-р, установлен Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее - Положение № 1417).
Порядок, формы и сроки представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, установлены Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств,отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными с 01.01.2021 Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров». До 01.01.2021 порядок, формы и сроки представления отчетности регламентировались Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (далее - Правила № 1342).
Согласно п. 10 Положения № 1417 Декларация представляется ежегодно, не позднее 1-го апреля года, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 11, п. 12 Правил № 1342 Отчетность представляется до
1 апреля года, следующего за отчетным периодом и производители и импортеры товаров обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в Отчетности.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора») (далее - Постановление № 1073) расчет суммы экологического сбора предоставляется до 15 апреля, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела, в соответствии с информацией, поступившей от отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (служебная записка от 16.12.2020 № 01-05/2572) установлен факт нарушений при представлении производителями товаров, импортерами товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2019 год (далее - Декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год (далее - Отчет), расчета суммы экологического сбора за 2019 год (далее - Расчет).
В рамках осуществления полномочий Роспотребнадзором проведена проверка достоверности сведений при предоставлении Декларации и Отчета за 2019 год, а также Расчета за 2019 год ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, по результатам которой было установлено следующее.
ИК-2 зарегистрирована в Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Нижегородской области 16.10.2002 за основным государственным регистрационным номером [номер].
ИК-2 поставлена на учет в Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Нижегородской области 25.08.1997 с присвоением ИНН/КПП [номер]/ [номер].
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ИК-2 является: деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (основной ОКВЭД 84.23.4).
Согласно представленной информации (служебная записка от 16.12.2020 № 01-05/2572), ИК-2 направило в Росприроднадзор Декларацию, Отчетность и Расчет суммы экологического ущерба за 2019 посредством почтового отправления (входящий № 09509 от 12.05.2020), а также в электронном виде, однако не устранены замечания, указанные в Акте контроля отчетности о выполнении нормативов, который был направлен в рамках пункта 15 (3) Постановления № 1342, а именно указано количество упаковки, выпущенной в обращение в 2019 году; в Расчете - не устранены замечания, указанные в Акте контроля расчета суммы, который был направлен в рамках пункта 15 (2) Постановления № 1073, а именно указано количество упаковки, выпущенной в обращение в 2019 г, в связи с чем, сумма экологического сбора рассчитана некорректно. Расчет представлен не по форме, предусмотренной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 "Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора".
В электронном виде ИК-2 направила в Роспироднадзор Отчет 28.04.2020 (электронный идентификатор ED5JXQB1), которой был присвоен статус, Отчет отклонен (исправьте и отправьте повторно, декларация за 2018 год не найдена).
В электронном виде ИК-2 направила в Росприроднадзор Расчет 12.05.2020 (электронный идентификатор ЕЕ2НХ04Е), которому был присвоен статус, Отчет отклонен (исправьте и отправьте повторно, Расчет совпадает с данными Отчета, нет за 2018 год).
В соответствии с п. 15 Правил № 1342, п. 15 Постановления № 1073 Росприроднадзором в адрес ИК-2 сопроводительным письмом № 01-15/5961 от 21.07.2020 был направлен акт № 130-о от 21.07.2020 о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2019 год с требованием представить обоснованные пояснения, касающиеся отчетности и (или) о внесении в нее изменений в течение 10 рабочих дней со дня получения Акта, а также акт № 182-р проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2019 год с требованием представить обоснованные пояснения, касающиеся расчета суммы экологического сбора и (или) о внесении в него изменений в течение 10 рабочих дней со дня получения Акта.
ИК-2 в установленный срок скорректированная документация предоставлена не была.
Таким образом, при предоставлении ИК-2 отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год и формы расчета суммы экологического сбора за 2019 год нарушены: ст. 24.2, ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 06-029/2021 от 12.02.2021; служебной запиской отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности от 16.12.2020; Декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2019 год; отчетностью о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год; копией письма ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области о направлении документации по экологическому сбору; копией письма Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия о рассмотрении отчетности, декларации, расчета суммы экологического сбора; письмом ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области о направлении отчетности за 2019 год; выпиской ЕГРЮЛ; отчетами в электронном виде, и другими материалами дела, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11
КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 18 февраля 2021 годапривлек ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, а судья районного суда своим решением
от 09 июня 2021 года обоснованно снизил размер административного штрафа до ниже низшего предела, установленного вмененной санкцией.
Выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ и виновности ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области в его совершении являются правильными и обоснованными, и соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела.
Постановление о привлечении ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы жалобы защитника об изменении постановления административного органа и судебного решения в части назначенного административного наказания, путем снижения размера административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, удовлетворению не подлежат, поскольку административное наказание при его соразмерном снижении судом первой инстанции до 125 000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей на основании ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначено в пределах санкции
ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1
КоАП РФ, является размером ниже низшего предела, установленного вмененной санкцией, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а потому оснований для его дальнейшего снижения не имеется и законом не предусмотрено.
Доводы жалобы заявителя о замене административного штрафа в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ на предупреждение, также нельзя признать состоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности порядок и достоверность предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный период, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду, и в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской областик исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, а потому оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
Согласно ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения юридического лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. Заявитель не лишен права обращения с указанным заявлением.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
При указанных обстоятельствах решение судьи районного суда, а также постановление административного органа от 18 февраля 2021 года являются законными и обоснованными, оснований для их отмены либо изменения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 09 июня 2021 года и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия
№ 06-029/2021 от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, оставить без изменения, а жалобу защитника ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области Пятницы С.В. - без удовлетворения.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков