НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 25.03.2019 № 3А-304/19

Дело № 3а - 304/19

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 25 марта 2019 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,

с участием представителя административного истца адвоката Даниловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Советовой ФИО6 о признании незаконными действий Управления Росреестра по Нижегородской области, и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Советова О.С. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, выразившиеся в отказе внесения изменений в решение от 20 декабря 2017 г. по исключению суммы НДС из кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, и установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости без учета НДС в размере 12 711 864, 41 руб.

В обоснование требований Советова О.С. указывает, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Нижегородской области (далее - Комиссия) от 20.12.2017 было удовлетворено заявление административного истца и установлена рыночная стоимость объекта недвижимости - вышеуказанного здания в размере 15 000 000 руб. При этом Комиссия не учла, что стоимость была указана с учетом НДС.

Административный истец считает, что решение и действия Управления Росреестра по Нижегородской области, выразившиеся в отказе установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости без учета НДС, не соответствуют требованиям закона и нарушают права административного истца.

В ходе судебного разбирательства 22.03.2019 административным истцом в порядке ст.46 КАС РФ были изменены требования, Советова О.С. просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости здания кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости без учета НДС в размере 12 711 864, 41 руб., составляющем разницу между установленной кадастровой стоимостью и размером НДС от данной стоимости.

В обоснование указывает, что внесенная в ГКН кадастровая стоимость объекта недвижимости здания кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, неправомерно завышена, поскольку кадастровая стоимость нежилого здания ошибочно учитывает налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18% и данная ошибка подлежит исправлению.

В обоснование указывает, что направленное Комиссией в Росреестр по Нижегородской области решение от 20 декабря 2017 года, содержало реестровую ошибку по указанию кадастровой стоимости объекта недвижимости, включая налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%.

Отказов от предыдущих требований не имеется.

В судебном заседании представитель Советовой О.С. адвокат Данилова Т.В. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и изменениях к нему.

Обсудив доводы административного искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Также, в соответствии с положениями указанной статьи, решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 КАС РФ.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении по существу дела об оспаривании решений государственных органов, их должностных лиц, суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее - Порядок работы комиссии) комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).

В соответствии с приказом Росреестра от 06.02.2012 года N П/49 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 13 Порядка работы комиссии, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных указанным Порядком. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

Пунктом 20 Порядка определено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Судом установлено, что Советова О.С. обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, просила установить кадастровую стоимость этого объекта в размере рыночной стоимости в соответствии с представленным отчетом об оценке.

Решением Комиссии от 20.12.2017 заявление Советовой О.С. было удовлетворено (л.д. 15).

По настоящему административному делу Советова О.С. указывает, что решение и действия Управления Росреестра по Нижегородской области, выразившиеся в отказе установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости без учета НДС, не соответствуют требованиям закона и нарушают права административного истца.

По существу, все доводы административного истца сводятся к несогласию с решением Комиссии от 20.12.2017.

Однако требования о признании данного решения незаконным административным истцом не заявлены.

Требования, заявленные административным истцом, судом удовлетворены быть не могут по следующим основаниям.

Ни Законом об оценочной деятельности, ни каким-либо иным законодательным актом, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости», не предусмотрено право Комиссии по пересмотру принятых этой Комиссией решений.

Следовательно, оснований для признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, выразившиеся в отказе внесения изменений в решение от 20 декабря 2017 г. по исключению суммы НДС из кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, и установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости без учета НДС в размере 12 711 864, 41 руб., у суда не имеется.

Законодательством предусмотрена возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с конкретными качественными и количественными характеристиками по состоянию на определенную дату только однократно, либо в Комиссии, либо в суде, в том числе в случае отказа Комиссии (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, ст.248 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что Советова О.С. реализовала свое право на установление в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, его рыночной стоимости на основании отчета об оценке.

Решением Комиссии от 20.12.2017 установлена рыночная стоимость объекта недвижимости - вышеуказанного здания в размере 15 000 000 руб.

Каких-либо изменений количественных (качественных) характеристик объекта, влекущих пересмотр его кадастровой стоимости, как пояснил представитель административного истца, после принятия решения Комиссии от 20.12.2017 не имелось.

То обстоятельство, что рыночная стоимость нежилого здания была установлена с учетом НДС, не может быть самостоятельным предметом спора, а подлежит рассмотрению в рамках оспаривания (при наличии такового) решения Комиссии либо установления рыночной стоимости объекта недвижимости судом в порядке ст.248 КАС РФ.

Довод административного истца о том, что направленное Комиссией в Росреестр по Нижегородской области решение от 20.12.2017 содержало реестровую ошибку по указанию кадастровой стоимости объекта недвижимости, включая налог на добавленную стоимость в размере 18%, в связи с чем следует обязать Управление Росреестра по Нижегородской области исправить реестровую ошибку, не состоятелен.

В пункте 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте - плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Указание кадастровой стоимости объекта недвижимости в решении Комиссии по пересмотру кадастровой стоимости объектов недвижимости к числу реестровых ошибок не относится.

Кроме того, как указывалось, решение Комиссии от 20.12.2017 административным истцом не оспаривается.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных Советовой О.С. требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Советовой О.С. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, выразившиеся в отказе внесения изменений в решение от 20.12.2017 по исключению суммы НДС из кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, и установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости без учета НДС в размере 12 711 861, 41 руб.; об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости без учета НДС в размере 12 711 861,41 руб., составляющем разницу между установленной кадастровой стоимостью и размером НДС от данной стоимости; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области исправить реестровую ошибку, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости без учета НДС в размере 12 711 861,41 руб., составляющем разницу между установленной кадастровой стоимостью и размером НДС от данной стоимости, - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Гущева

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2019 года.