НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 23.09.2020 № 7-844/20

Дело № 7-844/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 23 сентября 2020 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника-адвоката Каталова Н.А., действующего в интересах Злобина С.В. на решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3
КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобина ФИО12,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области Мусаева Н.М. № 16-09-7/2020
от 28 февраля 2020 года должностное лицо – министр образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области Злобин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 июня 2020 года постановление должностного лица
от 28 февраля 2020 года оставлено без изменения, жалоба защитника-адвоката Каталова Н.А., действующего в интересах Злобина С.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник-адвокат Каталов Н.А., действующий в интересах Злобина С.В., просит постановление должностного лица от 28 февраля 2020 года и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях Злобина С.В. состава вмененного административного правонарушения, поскольку им были выполнены все необходимые меры для достижения результатов, обозначенных в соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансфера, обусловленные его компетенцией, при этом руководство строительством детских дошкольных учреждений, конкурсный отбор подрядчиков, подготовка проектно-сметной документации в нее не входит, а организация дошкольного образования относится к исключительному ведению муниципальных органов власти, кроме того, заявитель просит рассмотреть возможность применения положений
ст. 2.9 КоАП РФ освободив Злобина С.В. от административной ответственности за малозначительностью.

Вместе с тем, в жалобе заявителя содержатся суждения относительно процессуального срока на подачу жалобы, однако, как усматривается из материалов дела, жалоба подана с соблюдением сроков, установленных
ст. 30.3 КоАП РФ, оснований для его восстановления в данном случае
не имеется.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, выслушав защитника Каталова Н.А., поддержавшего доводы жалобы, представителей административного органа Дейцеву Н.А., Афонькину И.Н., представителей прокуратуры Нижегородской области Балова К.В., Кольчака Е.С., полагавших, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 14 февраля 2020 года постановлением заместителя прокурора Нижегородской области старшим советником юстиции Илюшиным А.А возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, а именно: нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, совершенное министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобиным С.В., выразившееся в нарушении порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Поводом к возбуждению дела послужило непосредственное обнаружение заместителем прокурора Нижегородской области старшим советником юстиции Илюшиным А.А., уполномоченным на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, по итогам проверки достаточных данных, указывающих на наличие события указанного правонарушения.

В соответствии со ст. 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года, деятельность Правительства Российской Федерации в период до 2024 года будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года».

Кроме того, достижение национальных целей развития Российской Федерации будет обеспечиваться реализацией государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации и входящих в них федеральных (региональных) проектов и иных мероприятий, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения.

Протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации стратегическому развитию и национальным проектам
от 24 декабря 2018 года № 16 утвержден Паспорт национального проекта «Демография». В структуру указанного национального проекта входит федеральный проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», одной из задач которого является создание в субъектах российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Кроме того, Губернатором Нижегородской области 25 июня 2019 года утвержден Паспорт регионального проекта Нижегородской области «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», цель которого создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 ноября 2018 года № 800 утверждена Адресная инвестиционная программа Нижегородской области на 2019-2021 годы, согласно положениям которой в рамках реализации государственной программы «Развитие образования Нижегородской области» в 2019 году запланировано создать 2220 дополнительных мест для детей до трех лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 года № 1642 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Приложением 14(1) указанной государственной программы установлены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах российской федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Пунктом 8 Приложения 14(1) установлено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения.

Между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Нижегородской области, в лице министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобина СВ., заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057 (далее - Соглашение
от 14 февраля 2019 года № 073-17- 2019-057).

В соответствии с п. 4.3.3 Соглашения от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057 Правительство Нижегородской области обязуется обеспечивать достижение значения результата регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к данному соглашению, являющимся его неотъемлемой частью. Так, согласно указанному приложению (с учетом изменений, связанных с заключением дополнительного соглашения
от 18 декабря 2019 года № 073-17-2019-057/7 к Соглашению от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057) Нижегородской области необходимо создать 1990 дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации.

На основании п. 6.1.1 Соглашения от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057 уполномоченным органом исполнительной власти Правительства Нижегородской области, осуществляющим взаимодействие с Министерством просвещения Российской Федерации, на который со стороны Правительства Нижегородской области возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) указанного соглашения и предоставление отчетности является Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

Прокуратурой Нижегородской области проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 01 января 2020 года Нижегородской областью введены в эксплуатацию 8 детских садов на 730 мест, вместо запланированных 1990 мест.

Министерством просвещения Российской Федерации были предоставлены Нижегородской области иные межбюджетные трансферты для достижения значений результата регионального проекта в части создания 1990 дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях (приложение № 1 к Соглашению от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057). Датой достижения значения результата регионального проекта является 31 декабря 2019 года. Однако необходимый результат достигнут не был, поскольку по состоянию на 31 декабря 2019 года создано 730 мест вместо запланированных 1990 мест.

Таким образом, расходование иного межбюджетного трансферта, предоставленного для создания 1990 дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях на 31 декабря 2019 года, Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области произведено с нарушением требований, установленных пунктом 4.3.3 Соглашения от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057, а именно достижение значения результата регионального проекта.

Руководителем регионального проекта установлен министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Злобин С.В.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения Злобина С.В. к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина Злобина С.В. подтверждаются собранными по делу доказательствами, оформленными в соответствии с требованиями закона. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имелось.

Таким образом, собранные по делу доказательства объективно свидетельствует о том, что действия Злобина С.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Злобина С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, выразившегося в расходовании иного межбюджетного трансферта, предоставленного для создания 1990 дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях на 31 декабря 2019 года, с нарушением требований, установленных пунктом 4.3.3 Соглашения
от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057, а именно достижение значения результата регионального проекта.

Доводы, изложенные заявителем в жалобе об отмене вынесенных актов ввиду отсутствия в действиях Злобина С.В. состава административного правонарушения, поскольку им были выполнены все необходимые меры для достижения результатов, обозначенных в соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансфера, обусловленные его компетенцией, при этом руководство строительством детских дошкольных учреждений, конкурсный отбор подрядчиков, подготовка проектно-сметной документации в нее не входит, а организация дошкольного образования относится к исключительному ведению муниципальных органов власти, являлись предметом тщательного исследования в судебном заседании суда первой инстанции и были учтены при вынесении судебного решения, кроме того, по существу указанные доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судьей пересматривающим дело по жалобе несостоятельными, и они не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения
КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, материалами дела достоверно установлен факт не соблюдения Злобиным С.В. требований п. 4.3.3 Соглашения от 14 февраля 2019 года № 073-17-2019-057, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, при этом каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Злобина С.В., по делу не усматривается.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы в части применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Злобина С.В. от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, также подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку были предметом исследования судом первой инстанции и обоснованно им отклонены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. При этом правоприменителю предоставлено право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.

Судья районного суда, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, не нашел оснований для применения
ст. 2.9 КоАП РФ.

Оснований для признания правонарушения малозначительным, на что указывает заявитель в жалобе, судом вышестоящей инстанции также не установлено.

Административное наказание Злобину С.В. назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, и чрезмерно суровым не является. Штраф в настоящее время оплачен.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение обжалуемых актов, по делу
не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 июня 2020 года и постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области № 16-09-7/2020
от 28 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного
лица – министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобина ФИО13, оставить без изменения, а жалобу защитника-адвоката Каталова Н.А., действующего в интересах
Злобина С.В. – без удовлетворения.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков