Дело № 3а-510/2021
52OS000001-2021-000457-55
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 21 июля 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием административного истца Васиной А.Н., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васиной ФИО9 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], пом.Г.
Васина А.Н. (далее также - административный истец) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанной части.
Как указала административный истец, объект недвижимости - нежилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.
Объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес] имеет назначение «нежилое», наименование: «нежилое встроенное помещение».
Согласно экспликации к поэтажному плану строения по помещению «Г», общей площадью 68,4 кв.м., по состоянию на 30.10.2006, состояло из следующих помещений: коридор (3,9 кв.м.), уборная (2,1 кв.м.), кабинет (13,69 кв.м.), торговый зал (12,3 кв.м. - 17,9%), холл (30,61 кв.м.), склад (5,8 кв.м.).
После произведенной перепланировки, согласно экспликации площади помещения, в техническом паспорте помещения «Г», общей площадью 74,5 кв.м., по состоянию на 16.04.2020, предусмотрено размещение следующих подпомещений: комната 1 (32,8 кв.м.), комната 2 (30 кв.м.), кабинет (5,2 кв.м.), коридор (3,9 кв.м.), санузел (2,2 кв.м.).
Указанное помещение располагается в здании с кадастровым номером [номер] (общежитие), которое расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки».
Кроме того, Васина А.Н. указывает, что ранее она уже оспаривала Перечни на 2018, 2019 и 2020 годы. Решениями Нижегородского областного суда от 21.10.2020 (дело № 3а-[номер]/2020) и от 14.04.2021 (дело № 3а-[номер]/2021) суд признал недействующими соответствующие пункты Перечней на 2018, 2019 и 2020 годы и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорное помещение с кадастровым номером [номер] из указанных Перечней.
Включение принадлежащего ей объекта недвижимости в указанный Перечень нарушает ее права и законные интересы в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Административным ответчиком представлен отзыв по административному исковому заявлению Васиной А.Н., в котором, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что спорный объект недвижимости обосновано был включен в Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год.
Указывает, что нежилое помещение «Г» с кадастровым номером [номер] (пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 год), согласно данным ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение», общей площадью 74,5 кв.м., расположенное на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером [номер], который, в свою очередь расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования «для эксплуатации здания общежития и встроенных помещений магазина», расположенные по адресу: [адрес], пом.Г (л.д.8-11 т.2).
В судебное заседание представитель Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области не явился, извещен в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании административный истец Васина А.Н. поддержала доводы административного искового заявления в полном объеме; прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Селезнева О.Н. полагала требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением Городской Думы [адрес] от 25 ноября 2014 г. № 821 «О налоге на имущество физических лиц» установлена повышенная ставка налога в зависимости от кадастровой стоимости для объектов налогообложения, расположенных на территории [адрес], включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (подпункт 7 пункта 3).
Из материалов дела следует, что Васиной А.Н. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение «Г» с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, общей площадью 74,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АЕ [номер] от 15.10.2014, выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2021-79574305 от 29.06.2021, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.15 т.1, л.д.153-155 т.2).
Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня на 2021 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Васина М.Е. является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Проверив приказ № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, общей площадью 74,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-79574305 от 29.06.2021, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.153-155 т.2).
Указанное помещение расположено в жилом многоквартирном доме с кадастровым номером [номер], назначение: «многоквартирный дом», наименование здания: «общежитие», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-002/2021-79574305 от 29.06.2021 (л.д.156-249 т.1).
Земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено здание общежития с кадастровым номером [номер], в котором находится принадлежащее административному истцу нежилое помещение «Г» с кадастровым номером 52:21:0000066:399, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания общежития и встроенных помещений магазина», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-79588773 от 29.06.2021 (л.д.158 т.1).
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.
КП НО «Нижтехинвентаризация - БТИ Нижегородской области» представлен технический паспорт на объект спорный объект недвижимости – помещение «Г» (л.д.2-6 т.1), который составлен по состоянию на 24.04.1970 года, содержит сведения об объекте, который до произведенной перепланировки имело общую площадь 68,4 кв.м., и, по состоянию на 30.10.2006 содержал следующие подпомещения:
- коридор, уборная, кабинет, торговый зал, холл, склад (л.д.6 т.2).
Согласно пояснениям административного истца, после произведенной перепланировки, по состоянию на 16.04.2020, спорное помещение стало иметь площадь 74,5 кв.м. было разделено на следующие подпомещения:
- комната 1 (32,8 кв.м.), комната 2 (30 кв.м.), кабинет (5,2 кв.м.), коридор (3,9 кв.м.), санузел (2,2 кв.м.) (л.д.27 т.1).
В соответствии со ст.60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Соответственно вышеназванный технический паспорт, составленный по состоянию на 24.04.1970, является неактуальным, не относится к предмету спора и не может быть принят судом во внимание, в силу следующего.
Частью 8 ст.47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Федеральным Законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актом РФ. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 01 января 2013 года.
Таким образом, с 01 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время в соответствии с п.7 части 2 статьи 14 Федерального Закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карат-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
При таких обстоятельствах представленный административным истцом паспорт о технических характеристиках объекта недвижимости по состоянию на 24.04.1970, не может быть признан допустимым доказательствам по настоящему административному делу.
При этом, суд обращает внимание на то, что - документы технического учета (инвентаризации), из которых бы следовало, что спорный объект недвижимости обоснованно включен в Перечни - отсутствуют.
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в своем отзыве на административное исковое заявление Васиной А.Н. указывает, что согласно данным ЕГРН, здание общежития, в котором находится спорное помещение, расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования «для эксплуатации здания общежития и встроенных помещений магазина».
С указанными доводами суд согласиться не может в силу следующего.
Земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором находится здание с кадастровым номером [номер], в котором расположено спорное помещение, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации общежития и встроенных помещений магазина», что однозначно не предполагает размещение на нем зданий административно-делового или коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания или офисных помещений.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).
Такой вид разрешенного использования земельного участка как «для эксплуатации общежития и встроенных помещений магазина» не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем только офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Земельный участок с кадастровым номером [номер] поставлен на кадастровый учет 13.01.2004.
Расположенный на указанном земельном участке объект капитального строительства с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости 12.03.2010 как ранее учтенный с наименованием «Индивидуальный жилой дом», назначением «Жилое», 09 04.2010 наименование «Индивидуальный жилой дом» изменено на «Общежитие», 05.07.2011 назначение «Жилое» изменено на «Жилой дом», 14.09.2017 назначение «Жилой дом» изменено на «Многоквартирный дом».
Вместе с тем из совокупного толкования положений п. п 1,.2 ч.1 ст. 378.2 НК РФ, п.1 ч.3 ст. 378.2 НК РФ, п.1 ч.4 ст. 378.2 НК РФ и п.1 ч.7 ст. 378 НК РФ следует, что такой критерий как вид разрешенного использования земельного участка (предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), на котором расположено здание, в качестве основания включения соответствующего здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предусмотрен только в отношении зданий, относящихся к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) и помещениям в них.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], имеющий наименование «Многоквартирный дом» и назначение «Общежитие» не может быть отнесен к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам).
В силу п.2 ч.1 ст. 378.2 НК РФ и п.1 ч.7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включаются нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктами 4 и 6 Постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик в данном случае был обязан доказать законность включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих расположение в спорном нежилом помещении торгового объекта, в соответствие вышеназванным условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а административный иск - удовлетворению.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ), суд находит несостоятельным утверждение административного ответчика о законности включения нежилого помещения с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], в Перечень 2021 по виду разрешенного использования земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение «Г» с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], исходя из его назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечень 2021 пункта <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]), принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.
В связи с чем, административное исковое заявление Васиной А.Н. подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2021 году, и то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовый акт имеет ограниченный срок действия (на 2021 год). Признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Следовательно, пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2021 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Васиной ФИО10 удовлетворить.
Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме принято 30 июля 2021 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева