НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 21.03.2022 № 3А-366-21

Дело №3а-8/22 (№3а-366-21)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 21 марта 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретарях судебного заседания Ворониной О.Д., Мишанине Ф.В.,

с участием представителей административного истца ООО «Реал-Кстово» – ФИО1, ФИО2, представителей административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО3, ФИО4, представителя заинтересованных лиц Управления ФАС по Нижегородской области и ФАС России ФИО5, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Поляковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Реал-Кстово» к Региональной службе по тарифам Нижегородской области о признании недействующими отдельных пунктов решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2020 года № 54/130,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Реал-Кстово» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого (с учетом дополнений и исправлений, принятых судом в ходе рассмотрения дела) указало, что Общество является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет деятельность на основании соглашения от 22.03.2018 года об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 5), заключенного между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО «Реал-Кстово».

Согласно экспертному заключению № в-1172 от 16.12.2020 года региональная служба по тарифам Нижегородской области на базовый период с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года сократила следующие статьи затрат ООО «Реал-Кстово»:

- расходы на оплату труда с 13 330 тыс. руб. (заявленные ООО «Реал-Кстово») до 9 913 тыс. руб.;

- отчисления на социальные нужды с 3 335 тыс. руб. (заявленные ООО «Реал-Кстово») до 3 004 тыс. руб.;

- величину расчетной предпринимательской прибыли с 1756 тыс. руб. (заявленные ООО «Реал-Кстово») до 1370 тыс. руб.

Приказом ФАС России от 12.06.2019 года № 1206/19 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении установленных региональной службой по тарифам Нижегородской области предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Реал-Кстово» на 2019 год, по результатам которой выдано Предписание № СП/85836/20 от 02.10.2020 года об устранении нарушения законодательства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО на 2019 год.

Во исполнение предписания ФАС России Органом регулирования принято решение от 18.12.2020 г. № 54/130, в соответствии с которым из состава НВВ ООО «Реал-Кстово» на период 2020-2023 года исключены как экономически необоснованные (завышенные), расходы на оплату труда и социальные отчисления в сумме 2181, 69 тыс. руб. и расчетная предпринимательская прибыль в размере 109, 25 тыс. руб. (включенные в состав НВВ на 2019 год).

По мнению административного истца, административный ответчик неправильно рассчитал расходы Общества на оплату труда исходя из сводной статистической информации о средней заработной плате на одного работника в Нижегородской области за 2019 год по видам экономической деятельности, которую административный истец не осуществляет - «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» - в размере 27595 руб./ мес./ чел. Такой расчет противоречит п.42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», Приказу Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», ст.ст. 45, 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, сделан без учета Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы", которое является обязательным к применению (прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный N 22/17-19 от 28.12.2016: письмо Роструда от 30.12.2016 года N 4521-ТЗ; срок окончания действия настоящего Соглашения - 31 декабря 2022 года). Указанные обстоятельства послужили основанием обращения ООО «Реал-Кстово» в суд, в связи с чем административный истец просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1-2 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2020 N 54/130 «Об установлении ООО «РЕАЛ-Кстово» (ИНН<***>), г. Кстово Нижегородской области, единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности № 5», обязать региональную службу по тарифам Нижегородской области принять нормативный правовой акт, заменяющий данное решение.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2, действующие в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, исковые требования ООО «Реал-Кстово», с учетом дополнений поддержали, просили их удовлетворить.

Представители административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО3, ФИО4, представитель заинтересованных лиц Управления ФАС по Нижегородской области и ФАС России ФИО5, действующие в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, возражали против удовлетворения требований ООО «Реал-Кстово», ссылаясь на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, каких-либо ходатайств не заявили.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Положениями ст.ст. 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что ООО «Реал-Кстово» является организацией, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности. Следовательно, обжалуемое решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области применяется в отношении Общества, которое является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, и ООО «Реал-Кстово» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспарива5емого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации(если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую силу ( ч.8 ст. 213 КАС РФ).

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» ( вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16.

В соответствии с п.1 ст. 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами ( далее также – тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проанализировав приведенные нормы права, положения Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10.02.2005 г. № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03.10.2007 г. № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указ Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 г. № 6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положение о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 г. № 171, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение региональной службы по тарифам Нижегородской области, являющееся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Нижегородской области, принято как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, а также к процедуре его принятия.

Решение региональной службой по тарифам Нижегородской области № 54/130 от 18.12.2020 года об установлении ООО «Реал-Кстово» единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности №5 опубликовано в Сетевом издании "Нижегородская правда" <данные изъяты> 28.12.2020. Документ включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22.12.2020 N 16566-516- 054/130. Порядок принятия оспариваемого решения административным истцом по настоящему административному делу не оспаривается.

Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами ( ст. 6 Закона № 89-ФЗ).

Судом установлено, что согласно протоколу № 2 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Кстово и Кстовского района Нижегородской области от 15.02.2018 г. ООО «Реал-Кстово» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Кстово и Кстовского района Нижегородской области.

Региональный оператор ООО «Реал-Кстово» осуществляет деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 5), заключенного между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 22.03.2018 года. По условиям указанного соглашения на ООО «Реал-Кстово» в числе прочего возлагается обязанность осуществлять деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2020 года № 54/130 установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности № 5.

Единые тарифы, установленные пунктом 1 решения, действуют с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно. Пунктом 2 решения утверждена производственная программа ООО «Реал-Кстово» по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности N 5 согласно Приложению к решению. Расходы на базовый период 2021 год определены в решении методом экономически обоснованных расходов, на 2022 и 2023 г., применен метод индексации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что региональная служба по тарифам Нижегородской области скорректировала объем НВВ в сторону уменьшения (сократив, в том числе, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, величину расчетной предпринимательской прибыли), а также произвела корректировку НВВ с учетом предписания УФАС по Нижегородской области.

Приказом ФАС России от 12.06.2019 года № 1206/19 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении органа регулирования ( установленных региональной службой по тарифам Нижегородской области предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Реал-Кстово» на 2019 год), по результатам которой выдано Предписание № СП/85836/20 от 02.10.2020 года об устранении нарушения законодательства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО на 2019 год.

Во исполнение предписания региональной службой по тарифам Нижегородской области проведена экспертиза экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки Общества расходов по отдельным статьям затрат, оформленное экспертным заключением № в-924 от 26.11.2020 года, в соответствии с которым из состава НВВ ООО «Реал-Кстово» на период 2020-2023 года были исключены экономически необоснованные (завышенные) расходы на оплату труда и социальные отчисления в сумме 2181 рублей 69 коп. и расчетная предпринимательская прибыль в размере 109 рублей 25 коп. (включенные в состав НВВ на 2019 год), в связи с тем, что по данным единой межведомственной информационно-аналитической системы (ЕМИСС) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в 2019 году по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» по Нижегородской области составила 27595, 00 руб./мес./чел. При увеличении заработной платы на индексы базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, заработная плата в указанной сфере деятельности на 2021 год составит 29 503 руб. в месяц. Таким образом, фонд оплаты труда скорректирован в сторону снижения с учетом данных государственной статистики по Нижегородской области о среднемесячной заработной плате и предложения предприятия.

Согласно экспертному заключению № в-1172 от 16.12.2020 года Региональная служба по тарифам Нижегородской области на базовый период с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года сократила следующие статьи затрат ООО «Реал-Кстово»:

- расходы на оплату труда с 13 330 тыс. руб. (заявленные ООО «Реал-Кстово») до 9 913 тыс. руб.;

- отчисления на социальные нужды с 3 335 тыс. руб. (заявленные ООО «Реал-Кстово») до 3 004 тыс. руб.;

- величину расчетной предпринимательской прибыли с 1756 тыс. руб. (заявленные ООО «Реал-Кстово») до 1370 тыс. руб., из расчета 288 единиц – численность административно-управленческого персонала; средняя заработная плата – 39 673,64 руб./чел./мес.

Из экспертного заключения № в-1172 от 16.12.2020 г. и экспертного заключения № в-924 от 26.11.2020 г. ( по материалам тарифного дела ООО «Реал-Кстово) следует, что при обращении в региональную службу по тарифам с предложением об установлении единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Реал-Кстово» в числе прочего ( в подтверждение расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды) были предоставлены: копия коллективного договора, утвержденного 30.09.2020 г.; справка о среднесписочной численности сотрудников за 2019 год, 6 месяцев 2020 года, 9 месяцев 2020 года; список сотрудников ООО «Реал-Кстово» на 30.09.2020 г., на 31.12.2019 г., на 30.06.2020 г.; копия приказа о внесении изменений в штатное расписание от 01.07.2019 г.; копия штатного расписания;; копия формы СЗВ-М(сведения о застрахованных лицах) за июнь 2020 г., 9 месяцев 2020 г.; копия ОСВ по счетам 2019 г., 1 полугодие 2020 г.; при рассмотрении предписания дополнительно по запросу органа регулирования региональным оператором представлены: копии штатного расписания от 30.09.2018 г.; расчеты расходов на оплату труда; копии приказов «О внесении изменений в штатное расписание» от 27.08.2018 г.; копии положения о премировании работников, утвержденного 01.10.2017 г.; копии положения об оплате труда и премировании работников от 01.12.2017 г.; копии приказа «О создании структурного подразделения Регионального оператора»; копия Положения об оплате труда работников ООО «Реал-Кстово» от т17.12.2016 г.; копия Положения о премировании по итогам работы за год сотрудников «ООО «Реал-Кстово» от 01.01.2016 г.; копии штатного расписания от 28.06.2018 г.; копии штатного расписания от 26.02.2019 г.; копии штатного расписания от 04.03.2019 г.; копии штатного расписания от 01.07.2019 г.; справки о средней численности персонала ООО «Реал-Кстово» с дифференциацией по полигону/рег.оператору ;штатная расстановка сотрудников в 2019 г.; расчетные ведомости по начислению заработной платы по подразделению регионального оператора за 2019 г.; оборотно-сальдовые ведомости и анализ счетов 60, 70 за 2018, 2019 г.г.; копии форм СЗВ-М «сведения о застрахованных лицах» за 2018, 2019 г.г.; копии платежных поручений на перечисление заработной платы, платежных ведомостей по выплате заработной платы; копии форм П-4 статистической отчетности; расчет нормативной численности работников ООО «Реал-Кстово» на 2018, 2019 и 2020 г.г. с пояснительной запиской; расчет плановых и фактических расходов на оплату труда, выполненного в соответствии с Приложением №5 к Методическим указаниям, на 2018-2020 г.г.. Наличие указанных документов в тарифном деле административным ответчиком не оспаривается и подтверждено в судебном заседании представителями административного ответчика.

Совокупностью представленных доказательств, пояснениями сторон судом установлено, что орган регулирования расходы на оплату труда определил исходя из статистической информации о средней заработной плате в регионе за 2019 год по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», по данным единой межведомственной информационно-аналитической системы (ЕМИСС), с учетом индексов потребительских цен.

Вместе с тем, размер расходов на оплату труда, включенный административным ответчиком в НВВ ООО «Реал-Кстово», не может быть признан экономически обоснованным, в силу следующего.

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и(или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В силу п. 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.

В целях единообразного подхода к расчету расходов, регулируемых организаций ФАС России в письме от 26 ноября 2018 г. № ВК/96368/18 разъяснило, что при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, необходимо учитывать результаты анализа следующих сведений: гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления; условий коллективного договора; размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; прогнозного индекса потребительских цен; уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным федеральной службы государственной статистики; среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью; нормативной численности; штатного расписания.

Таким образом, из толкования указанных норм следует, что экономически обоснованный размер расходов на оплату труда определяется из совокупности сведений, собранных из источников, перечисленных в пунктах 42 Основ ценообразования и 26 Методических указаний.

Согласно ст.ст. 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления, в пределах взятых ими на себя обязательств.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий 6% акции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

С учетом письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении ООО «Реал-Кстово» действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, срок действия которого продлен до 31 декабря 2022 года, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, прошедшее уведомительную регистрацию в федеральной службе по труду и занятости( регистрационный номер 22/17-19 от 28 декабря 2016 года), опубликованное на официальном сайте Минтруда России https://rosmintrud.ru, 13 января 2017 года (далее – ОТС от 8 декабря 2016 года) и Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, срок действия которого продлен до 31 декабря 2022 года, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года, прошедшее уведомительную регистрацию в федеральной службе по труду и занятости (регистрационный номер 8/17-19 от 14 апреля 2017 года), опубликованное на официальном сайте Минтруда России www.rosmintrud.ru, 7 июня 2017 года, на https://rosmintrud.ru/ 15 февраля 2019 года (далее- ОТС от 16 марта 2017 года).

При таких обстоятельствах, ссылка административного ответчика на отсутствие на момент установления тарифа сведений о присоединении ООО «Реал-Кстово» к Отраслевому тарифному соглашению, является несостоятельной.

Пунктом 10.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Минтруда и социальной защиты Российской Федерации, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Согласно пункту 1.8 Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется.

Поскольку ООО «Реал-Кстово» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, то в силу указанных актов и п. 1.8 Отраслевого тарифного соглашения действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию, поэтому административный истец вправе при расчете расходов на оплату труда руководствоваться положениями Отраслевого тарифного соглашения, в том числе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные указанным соглашением.

Аналогичное толкование приведенных правовых норм и положений Отраслевого тарифного соглашения содержится в Апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 81-АПА 19-20, от 23 января 2020 года № 81-АПА19-26.

В соответствии с пунктами 2.5 и 2.8.2.4 ОТС от 8 декабря 2016 года организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой учитывается, как правило, в совокупности: эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности и другие условия, статьи 53, 46, 41, 165 Трудового кодекса Российской Федерации. Премии за основные результаты производственно-хозяйственной(финансово-хозяйственной) деятельности устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и включаются в состав средств на оплату труда работников в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов(средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности работодатель может увеличить размер премии.

Аналогичные положения также содержатся в пунктах 2.4., 2.6.2. ОТС от 16 марта 2017 года.

Кроме того, примерные и основополагающие условия реализации системы премирования раскрыты в п. 2.5 ОТС от 16 декабря 2016 года, п 2.4 ОТС от 16 марта 2017 года, и при отсутствии соответствующих положений коллективного договора регулируемая организация вправе самостоятельно определять размер премий за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности не выше установленного предела, равного 50% тарифной составляющей расходов, направленных на оплату труда.

Таким образом, учитывая, что регулируемой организацией в материалы тарифного дела представлены локальные акты, регулирующие оплату труда( что отражено в экспертных заключениях по предложению об установлении единых тарифов на услуги регионального оператора от 16.12.2020 г. № в-1172, и № в-924 от 26.11.2020 г. по исполнению предписания ФАС России и подтверждено представителями административного ответчика в судебном заседании), судом откланяется довод административного ответчика о невозможности расчета средней заработной платы с учетом параметров отраслевого тарифного соглашения.

Кроме того, при утверждении экономически обоснованных расходов на оплату труда, Региональная служба по тарифам Нижегородской области ссылается на превышение Региональным оператором (ООО Реал-Кстово) оплаты труда и отчислений на социальные нужды данных статистики на 2019 год с учетом увеличения индекса базового варианта прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2021 год.

Вместе с тем, заключение Региональной службы по тарифам Нижегородской области не содержит мотивированного анализа представленных ООО «Реал-Кстово» документов, а всего лишь указывает на несоответствие размера заработной платы сотрудников предприятия данным статистики.

В целях подтверждения экономической обоснованности размера расходов ООО «Реал-Кстово» на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включенных в НВВ при расчете тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО 2019 год, административный истец обратился в экспертную организацию ООО «Оценочная компания «ВЕТА» для проведения исследования.

Согласно экспертному заключению № 02-03/21/0008-2, подготовленному ООО «Оценочная компания «ВЕТА», расходы ООО «Реал-Кстово» на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включенные в НВВ при расчете тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год, являются экономически обоснованными. Специалистом ООО «Оценочная компания «ВЕТА» выделен ряд замечаний, которые ставят под сомнение достоверность данных, на основании которых Региональной службой по тарифам Нижегородской области скорректированы в сторону уменьшения расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды: не указан источник информации, подтверждающий размер среднемесячной оплаты труда в размере 27 595,00 руб./мес./чел; несоответствие суммы (27 595 руб.) данным, опубликованным в Единой Межведомственной информационно-статистической системе (27 939 руб. 27 коп.); несоответствие выбранного основного вида деятельности: в заключении РСТ для определения среднемесячной оплаты труда выбран вид деятельности: «водоснабжение; водоотведение; организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», тогда как целесообразнее выбрать вид деятельности «Сбор отходов».

В ходе судебного разбирательства по ходатайству административного истца с целью определения экономической обоснованности размера расходов ООО «Реал-Кстово» на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включенных в НВВ при расчете тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО 2019 год проведена судебная экономическая экспертиза на основании определения суда от 07.07.2021 года, результаты которой оформлены заключением экспертов ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» ( г. Москва) ФИО6, Мог А.Н.

По результатам исследования экспертами сделан вывод о том, что размер расходов на оплату труда ООО «Реал-Кстово», включенных в тариф 2019 год, соответствует величине экономически обоснованных расходов на оплату труда.

В ходе судебного заседания( с использованием технических средств видео-конференцсвязи) эксперты поддержали выводы заключения и дали развернутые пояснения, указав, что при принятии решения об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов, региональной службой по тарифам Нижегородской области не было учтено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Росийской Федерации на 2017-2019 годы, ст.ст. 45, 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, локальные акты, представленные ООО «Реал-Кстово», положение о премировании, что привело к неверному определению расходов на оплату труда.

Оснований не доверять данному заключению, выполненному экспертами ФИО6, Мог А.Н., в сочетании с их пояснениями в судебном заседании, у суда не имеется, поскольку экспертами изучены материалы административного дела; заключение выполнено экспертами соответствующей квалификации, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, оно подтверждает выводы суда о допущенных региональной службой по тарифам Нижегородской области нарушениях при определении расходов на оплату труда работников регионального оператора. В удовлетворении ходатайства представителя административного истца о назначении по делу повторной экспертизы судом отказано ввиду отсутствия оснований, предусмотренных КАС РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет органом регулирования расходов на оплату труда исходя лишь из сводных статистических данных о средней заработной плате в регионе по виду экономической деятельности «Водоснабжение: водоотведение, организация сбора и утилизации отходов», тогда как региональный оператор осуществляет вид экономической деятельности «Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1v классов опасности», в отсу3тствие надлежащего анализа экономической обоснованности расходов на оплату труда в соответствии с положениями пункта 42 Основ ценообразования и пункта 26 Методических указаний, противоречит принципу экономической обоснованности тарифа для регулируемой организации, в связи с чем подход регулирующего органа к определению размера расходов не может быть признан правомерным.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.

С учетом того, что отдельные расходы определены административным ответчиком неверно, расчет НВВ не может быть признан экономически обоснованным, и подлежит перерасчету.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления предельных единых тарифов не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца на установление экономически обоснованных цен(тарифов).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемые нормативные правовые акты или их часть противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, признает эти нормативные правовые акты не действующими полностью или в части со дня их принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного, исковые требования ООО «Реал-Кстово» подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого решение региональной службы по тарифам Нижегородской области в соответствующей части должно быть признано недействующим, суд полагает, что поскольку до вынесения решения суда данный нормативный правовой акт применялся и на его основании реализовывались права иных лиц, решение региональной службы по тарифам Нижегородской области в оспариваемой части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты принятия настоящего решения суда в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Нижегородской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ООО «Реал-Кстово» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1-2 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2020 года № 54/130 «Об установлении ООО «Реал-Кстово» (ИНН<***>), г. Кстово Нижегородской области, единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности № 5».

Возложить на региональную службу по тарифам Нижегородской области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты принятия настоящего решения суда в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья Е.О. Ефимова

В окончательной форме решение суда составлено 04 апреля 2022 года.

Судья Е.О. Ефимова