НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 18.10.2023 № 3А-617/2023

Дело №3а-617/2023

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 18 октября 2023 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н.,

с участием прокурора Маркова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филатов К.В. о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 года,

У С Т А Н О В И Л :

приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14 декабря 2021 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25 ноября 2022 года.

Филатов К.В. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением

о признании недействительным с момента принятия пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21;

о признании недействующим с момента принятия пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22;

об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что Филатов К.В. является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого помещения, наименование: «нежилое помещение», общей площадью 1 515,6 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], помещение П2.

В пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год включен вышеуказанный объект недвижимости, однако включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога физических лиц в завышенном размере.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Маркова Д.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пунктов 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3 ст.402 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Впоследствии решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года №169 на территории города Нижнего Новгорода был установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года №387, от 30 июля 2018 года №557) министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, приказ от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства 14 декабря 2021 года, 25 ноября 2022 года соответственно.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (пункт 1.2.1);

- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.);

- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.);

- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9.).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования иных земельных участков.

Как следует из материалов дела, Филатов К.В. является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого помещения, наименование: «нежилое помещение», общей площадью 1 515,6 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], помещение П2.

Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] расположен в многоквартирном доме с кадастровым номером [номер], назначение: «многоквартирный дом», общая площадь 25 671,7 кв.м.

Многоквартирный дом с кадастровым номером [номер], расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земли: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под жилой дом с нежилыми пристроенными помещениями».

Согласно сведениям из филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости 13 мая 2005 года с категорией земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «под жилой дом с нежилыми пристроенными помещениями» и площадью 7 342 кв.м.

Сведений об изменении категории земель, вида разрешенного использования, площади земельного участка с кадастровым номером [номер] в истребуемый период времени в ЕГРН отсутствует.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действующего на момент постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (код 1.2.1), земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.) и др.).

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «под жилой дом с нежилыми пристроенными помещениями» является неопределенным и не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относятся к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, вступившим в силу 24 декабря 2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещать офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В настоящее время действует приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», которым вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Данный приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Приказ Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 утрачивает силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года №68, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – 25 марта 2021 года).

В пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, включен вышеуказанный объект недвижимости, однако анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в состав которого входит спорное нежилое помещение, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость по указанному основанию.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 (в редакции, действующей на момент принятия приказов от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21; от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22) утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктом 4 которого предусмотрено, что уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 г. №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» является министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).

Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости ежеквартально.

В случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества подлежит обследованию в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

При условии соответствия вновь образованного объекта недвижимого имущества критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган: включает вновь образованный объект недвижимого имущества в Перечень на очередной налоговый период; ежеквартально направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области сведения о вновь образованных объектах недвижимого имущества для налогообложения в соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).

Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.

В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.

При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа Нижегородской области.

В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.

В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.

При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 7 Порядка).

На основании представленных Учреждением или полученных уполномоченным органом данных об объектах недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган определяет вид фактического использования указанных объектов недвижимости и включает их в Перечень (пункт 8 Порядка).

Вышеуказанные положения постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 действовали на момент принятия приказа от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21; от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер], объект учета имеет назначение: «нежилое», наименование: «нежилое помещение», общей площадью 1 515,6 кв.м., кадастровый номер: [номер], адрес объекта: [адрес], помещение П2.

Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области объект недвижимого имущеста с кадастровым номером [номер] поставлен на кадастровый учет 05 июля 2011 года с наименованием «помещение», назначение «нежилое», с площадью 1 527,2 кв.м.

10 октября 2012 года площадь помещения изменена на 1 484,8 кв.м. Впоследствии площадь нежилого помещения была изменена на 1 515,6 кв.м.

Сведения об изменении в истребуемый период назначения, наименования, площади нежилого помещения в ЕГРН отсутствуют.

Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] расположен в многоквартирном доме с кадастровым номером [номер], назначение: «многоквартирный дом», общая площадь 25 671,7 кв.м.

Согласно Техническому паспорту на нежилое помещение с кадастровым номером [номер], составленному по состоянию на 28 мая 2004 года, объект учета имеет площадь 1 484,8 кв.м., из которой бытовое обслуживание 460,2 кв.м., общественное питание 653,1 кв.м., торговая 371,5 кв.м., и состоит из помещений с наименованиями: холл, тех.помещение, бар, подсобное, склад, вентиляционная, лест.клетка, теплоузел, бойлерная, туалет, коридор, раздевалка, сауна, комната отдыха, помывочная, бассейн, торговый зал, машинное отделение, кабинет, тамбур, умывальник, электрощитовая, цех, кондитерский цех, мойка, рыбный цех, овощной цех, кухня, мясной цех, зал, гардероб, душ, музыканты, барная стойка (л.д.123-128, т.1)

Согласно техническому плану на нежилое помещение с кадастровым номером [номер], составленному по состоянию на 20 сентября 2012 года, в состав которого входит технический паспорт, составленный по состоянию на 04 сентября 2012 года, объект учета имеет назначение «нежилое помещение» и площадь 1 484,8 кв.м. и состоит из помещений с наименованиями: холл, тех.помещение, бар, подсобное, склад, вентиляционная, лест.клетка, теплоузел, бойлерная, туалет, коридор, раздевалка, сауна, комната отдыха, помывочная, бассейн, торговый зал, машинное отделение, кабинет, тамбур, умывальник, электрощитовая, цех, кондитерский цех, мойка, рыбный цех, овощной цех, кухня, мясной цех, зал, гардероб, душ, музыканты, барная стойка (л.д.19, 26-34, т.2).

Согласно техническому плану на нежилое помещение с кадастровым номером [номер], составленному по состоянию на 14 января 2013 года, в состав которого входит технический паспорт, составленный по состоянию на 12 ноября 2012 года, объект учета имеет назначение «нежилое помещение», площадь 1 484,8 кв.м. и состоит из помещений с наименованиями: коридор (21), помещение (39), санузел (15), лестничная клетка (8), сауна (4), бассейн (2), комната отдыха (7), зал (3), кухня, подсобное помещение (5) (л.д.75-83, 87-97, т.2).

Вышеуказанные документы технического учета находятся в реестровом деле на нежилое помещение с кадастровым номером [номер].

Согласно документам реестрового дела на нежилое помещение с кадастровым номером [номер], в состав которого входят заявление об осуществлении государственной регистрации объекта недвижимости, декларация об объекте недвижимости, объект учета имеет общую площадь 1 515,6 кв.м., адрес: [адрес], помещение П2 (л.д.113-115, т.2).

Данные сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости и представлены по запросу суда ППК «Роскадастр».

Из имеющегося в материалах административного дела технического паспорта, составленного по состоянию на 05 декабря 2017 года, видно, что объект учета имеет наименование «нежилое помещение», назначение «нежилое», общую площадь 1 515,6 кв.м. и состоит из помещений с наименованием: коридор (17), помещение (24), санузел (14), лестничная клетка (7), сауна (4), комната отдыха (7), бассейн, подсобное помещение (7), спортивный зал (2), ресепшен, раздевалка, душевая, зал (л.д.31-36, т.1).

Из вышеуказанного следует, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объект недвижимости с кадастровым номером [номер] - нежилое помещение в оспариваемые Перечни включено быть не могло.

Вместе с тем, федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечни спорного нежилого помещения по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного помещения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

По смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в юридически значимый период в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] проводились мероприятия по обследованию с целью определения вида его фактического использования.

Однако, в силу приведенных региональных норм, устанавливающих порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Нижегородской области, для целей налогообложения, не исключалась возможность включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимости исходя из критерия их фактического использования без проведения соответствующих мероприятий и составления актов обследования в том случае, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, и (или) документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а равно иная доступная информация позволяли однозначно установить соответствие вида их фактического использования критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данные выводы в полной мере соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 2022 года №5-КАД22-3-К2, согласно которой акты обследования в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.

Судом установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «нежилое помещение», общей площадью 1 515,6 кв.м., адрес объекта: [адрес], помещение П2, сдается в аренду под торговый объект (магазин «Пятерочка») и фитнес-центр (физкультурно-оздоровительные услуги населению).

Согласно Договору аренды от 21 апреля 2017 года, заключенному между ИП Филатов К.В. (арендодатель) и ИП Калиева А.А. (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 685,55 кв.м., включающее согласно поэтажному плану, включенному в технический паспорт от 07 декабря 2011 года, первый этаж: комнаты №№45,60,62, часть комнаты №59, площадью 3,75 кв.м., второй этаж: комнаты: №№69-74, 76-83, 85-98, часть комнаты №84, площадью 17,37 кв.м., третий этаж: комнаты №№100-105, являющееся частью нежилого помещения общей площадью 1 484,8 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], помещение П2. Цель использования нежилого помещения: фитнес клуб (л.д.177-181, т.4).

Согласно Договору аренды от 21 января 2021 года, заключенному между ИП Филатов К.В. (арендодатель) и ИП Буракова Ю.В. (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 1183,70 кв.м., включающее согласно поэтажному плану, включенному в технический паспорт от 05 декабря 2017 года, подвал: комнаты №№1-43, первый этаж: комнаты №№45,59а,60, часть комнаты №61, площадью 10,7 кв.м., второй этаж: комнаты: №№1-18, третий этаж: комнаты №№1-5, являющееся частью нежилого помещения общей площадью 1 515,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], помещение П2. Цель использования нежилого помещения: физкультурно-оздоровительные услуги населению, включающие также в себя, проведение мероприятий по обучению разным видам спорта, проведение мастер классов, соревнований, консультирование на базе научно-обоснованных методик (л.д.198-201, т.5).

Согласно Договору аренды от 01 декабря 2021 года, заключенному между ИП Филатов К.В. (арендодатель) и ИП Буракова Ю.В. (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 1183,70 кв.м., включающее согласно поэтажному плану, включенному в технический паспорт от 05 декабря 2017 года, подвал: комнаты №№1-43, первый этаж: комнаты №№45,59а,60, часть комнаты №61, площадью 10,7 кв.м., второй этаж: комнаты: №№1-18, третий этаж: комнаты №№1-5, являющееся частью нежилого помещения общей площадью 1 515,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], помещение П2. Цель использования нежилого помещения: физкультурно-оздоровительные услуги населению, включающие также в себя, проведение мероприятий по обучению разным видам спорта, проведение мастер классов, соревнований, консультирование на базе научно-обоснованных методик (л.д.206-208, т.5).

Согласно Договору аренды от 01 ноября 2022 года, заключенному между ИП Филатов К.В. (арендодатель) и ИП Буракова Ю.В. (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 1183,70 кв.м., включающее согласно поэтажному плану, включенному в технический паспорт от 05 декабря 2017 года, подвал: комнаты №№1-43, первый этаж: комнаты №№45,59а,60, часть комнаты №61, площадью 10,7 кв.м., второй этаж: комнаты: №№1-18, третий этаж: комнаты №№1-5, являющееся частью нежилого помещения общей площадью 1 515,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], помещение П2. Цель использования нежилого помещения: физкультурно-оздоровительные услуги населению, включающие также в себя, проведение мероприятий по обучению разным видам спорта, проведение мастер классов, соревнований, консультирование на базе научно-обоснованных методик (л.д.202-205, т.5).

Согласно Договору аренды части нежилого помещения №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года, заключенному между ИП Филатов К.В. (арендодатель) и ООО «Ингридиент» (арендатор), арендодатель обязуется предоставить арендатору недвижимое имущество, указанное в п.1.2 настоящего договора, во временное владение и пользование (аренду), а арендатор обязуется уплачивать арендодателю арендную плату в размере и сроки, указанные в разделе 3 настоящего договора. Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование часть пристроенного помещения (нежилое) площадью 309 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: [адрес], помещение П2 для размещения магазина розничной торговли продуктами питания. В аренду передаются комнаты №№46-68, расположенные в арендуемой части пристроенного помещения (нежилое) на первом этаже (л.д.10-15, т.4).

На основании Дополнительного соглашения №1 от 23 июня 2015 года к Договору аренды №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года произведена замена арендатора ООО «Ингридиент» на арендатора ООО «МАСТЕР». Существенные условия договора, за исключением стоимости аренды, остались без изменения (л.д.38-39, т.4).

Согласно Договору субаренды нежилого помещения №07-07/2015М от 07 июля 2015 года, заключенному между ООО «МАСТЕР» (арендодатель) и ООО «Эридан» (арендатор), арендатор передает субарендатору во временное владение и пользование часть пристроенного помещения (нежилое) площадью 309 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: [адрес], помещение П2 для размещения магазина розничной торговли продуктами питания. В аренду передаются комнаты №№46-68, расположенные в арендуемой части пристроенного помещения (нежилое) на первом этаже (л.д.46-50, т.4).

На основании Дополнительного соглашения №2 от 31 мая 2016 года к Договору аренды №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года изменен размер арендной платы (л.д.92, т.4).

Дополнительным соглашением от 17 ноября 2016 года к Договору аренды №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года Договор аренды изложен в новой редакции согласно Приложению №1 (л.д.96, т.4).

Согласно Договору аренды нежилого помещения №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года (в редакции дополнительного соглашения от 17 ноября 2016 года), заключенному между ИП Филатов К.В. (арендодатель) и ООО «МАСТЕР» (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 334,8 кв.м., включающее согласно поэтажному плану, включенному в технический паспорт от 07 декабря 2011 года, комнаты №№44, 46-59, часть комнаты №61, площадью 6 кв.м., комнаты №№63-68, являющееся частью нежилого помещения общей площадью 1 484,8 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], помещение П2, кадастровый номер [номер]. Целевое назначение помещения: розничная торговля продовольственными, непродовольственными и иными товарами, в том числе алкогольной продукцией. С целью использования помещения в указанных целях арендатор имеет право разместить в помещении административные, складские и подсобные помещения, а также сдавать помещение или его часть в субаренду (л.д.97-104,т.4).

Приложение №1 к договору аренды нежилого помещения №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года (в редакции дополнительного соглашения от 17 ноября 2016 года) содержит поэтажный план помещения (л.д.105,т.4).

На основании Дополнительного соглашения от 27 октября 2016 года к Договору аренды №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года в раздел 9 «Ответственность сторон» внесены дополнения. Существенные условия договора остались без изменения (л.д.115, т.4).

Согласно Договору перенайма №2 от 06 декабря 2016 года, заключенному между ООО «МАСТЕР» (передающий арендатор) и ООО «Агроторг» (арендатор), передающий арендатор передает, а арендатор принимает все права и обязанности арендатора по Договору аренды в отношении нежилого помещения общей площадью 334,8 кв.м., включающее согласно поэтажному плану, включенному в технический паспорт от 07 декабря 2011 года, комнаты №№44, 46-59, часть комнаты №61, площадью 6 кв.м., комнаты №№63-68, являющееся частью нежилого помещения общей площадью 1 484,8 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], помещение П2, кадастровый номер [номер]. Целевое назначение помещения: розничная торговля продовольственными, непродовольственными и иными товарами, в том числе алкогольной продукцией. С целью использования помещения в указанных целях арендатор имеет право разместить в помещении административные, складские и подсобные помещения, а также сдавать помещение или его часть в субаренду (л.д.124-147,т.4).

На основании Дополнительного соглашения от 26 января 2021 года к Договору аренды №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года, заключенного между ООО «Агроторг» (арендатор) и ИП Филатов К.В. (арендодатель) изменен размер арендной платы (л.д.226, т.4).

Дополнительным соглашением от 29 августа 2022 года к Договору аренды №13-02/2015И от 13 февраля 2015 года, заключенного между ООО «Агроторг» (арендатор) и ИП Филатов К.В. (арендодатель), изменен размер арендной платы, установлен новый срок аренды, определено целевое назначение помещения: торговля непродовольственными и продовольственными товарами, в том числе, но не ограничиваясь алкогольной продукцией. Помещение может быть также использовано для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, мясных, рыбных и иных полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции, а также для оказания услуг, размещения вендинговых аппаратов, платежных терминалов и банкоматов, осуществления иной деятельности. Арендатор имеет право организовать в помещении административные, складские, подсобные и прочие вспомогательные площади/помещения (л.д.238-240,т.4).

Вышеуказанные договоры аренды, субаренды, перенайма, дополнительные соглашения прошли государственную регистрацию, и в силу положений статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются заключенными с момента такой регистрации.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации понятий торгового объекта, объектов общепита и бытового обслуживания не содержит, они определяются в соответствии с ГОСТ Р 51303-2023 и Законом о торговле, ГОСТ 30389-2013, ГОСТ Р 57137-2016.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2023 «Торговля. Термины и определения» относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Склады это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке (приказ Росстандарта от 30.06.2023 года №469-ст).

Из указанного следует, что на момент утверждения Перечней на 2022, 2023 года 22,09% от общей площади помещения с кадастровым номером [номер] (площадь 334,8 кв.м.) фактически использовалось в целях размещения объекта торгового назначения (магазин «Пятерочка»).

Факт наличия действующего договора аренды на момент принятия приказа от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, приказа от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22, сторонами не оспаривался.

Сопоставляя договоры аренды и документы технического учета на нежилое помещение с кадастровым номером [номер] – Технический план, составленный по состоянию на 14 января 2013 года, в состав которого входит технический паспорт, составленный по состоянию на 12 ноября 2012 года, в целях использования под объект торговли были переданы помещения: №44 (коридор, 9,6 кв.м.), №46 (зал, 135,5 кв.м.), №47 (коридор, 47,1 кв.м.), №48 (помещение, 7,6 кв.м.), №49 (коридор, 11,4 кв.м.), №50 (помещение, 5,7 кв.м.), №51 (помещение, 7,5 кв.м.), №52 (помещение, 8,8 кв.м.), №53 (помещение, 14,6 кв.м.), №54 (помещение, 12,8 кв.м.), №55 (помещение, 7,5 кв.м.), №56 (помещение, 7,5 кв.м.), №57 (помещение, 11,3 кв.м.), №58 (помещение, 13,1 кв.м.), №59 (подсобное помещение, 7,5 кв.м.), №61 (лестничная клетка, 6 кв.м.), №63 (санузел, 2,3 кв.м.), №64 (подсобное помещение, 2,4 кв.м.), №65 (санузел, 2,2 кв.м.), №66 (санузел, 2,3 кв.м.), №67 (подсобное помещение, 4,8 кв.м.), №68 (помещение, 4,4 кв.м.), общей площадью 331,9 кв.м., что составляет 21,89% от общей площади помещения.

Анализ технического паспорта, составленного по состоянию на 05 декабря 2017 года, также показал, что под объект торговли были переданы помещения общей площадью 331,9 кв.м.

Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России №20 по Нижегородской области по адресу: [адрес], помещение П2 имеется зарегистрированная контрольно-кассовая техника: модель «Меркурий-115Ф» (регистрационный номер ККТ 0002731125042914), дата регистрации 05 октября 2018 года, ФКЗУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области»; модель «АТОЛ 92Ф» (регистрационный номер ККТ 0002369058023872), дата регистрации 29 июня 2018 года, Филатов К.В.; модель «АТОЛ 77Ф» (регистрационный номер ККТ 0000061268036763), дата регистрации 15 февраля 2017 года, ООО «Агроторг»; модель «АТОЛ 77Ф» (регистрационный номер ККТ 0000061266034625), дата регистрации 15 февраля 2017 года, ООО «Агроторг»; модель «ЭВОТОР СТ2Ф» (регистрационный номер ККТ 00031633370334868), дата регистрации 06 мая 2019 года, МБУЗ «Молочная кухня»; модель «АТОЛ 77Ф» (регистрационный номер ККТ 0000061267045353), дата регистрации 15 февраля 2017 года, ООО «Агроторг» (ответ от 16 октября 2023 года №03-03/012792).

Из ответа Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 16 октября 2023 года №Исх-327-540122/23 следует, что 16 февраля 2017 года ООО «Агроторг» была переоформлена лицензия на розничную продажу алкогольной продукции в отношении объекта по адресу: [адрес], помещение П2.

Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области была проведена проверка объекта по адресу: [адрес], помещение П2, универсам, в ходе которой было установлено, что площадь торговых и складских помещений 334,8 кв.м., объект расположен в пристроенном к многоквартирному жилому дому здании, имеется ККТ, оборудование для подтверждения закупки алкогольной продукции и продажи через ЕТАИС, о чем составлен Акт проверки от 15 февраля 2017 года.

Из представленных административным ответчиком ответов администрации города Нижнего Новгорода (департамент развития предпринимательства) от 18 августа 2021 года №Сл-03-03-478601/21, от 01 марта 2022 года №Сл-03-03-123438/22 следует, что по адресу: [адрес], помещение П2 располагается стационарный торговый объект - универсам «Пятерочка», площадью 350 кв.м., наименование организации: ООО «Агроторг» (л.д.21-24, т.5).

Основной вид деятельности ООО «Агроторг» - торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

Вышеуказанный факт также подтверждается фотоматериалом, из которого усматривается, что по адресу: [адрес], помещение П2, располагается магазин «Пятерочка».

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что имеющиеся в материалах дела доказательства позволили однозначно установить соответствие вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером [номер] на периоды 2022, 2023 года критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанная совокупность документально подтвержденных обстоятельств являлась достаточным основанием для включения нежилого помещения с кадастровым номером [номер] в оспариваемые Перечни на 2022, 2023 года исходя из его фактического использования без проведения дополнительных мероприятий и составления акта обследования.

Судом достоверно установлено, что часть нежилого помещения с кадастровым номером [номер] на момент принятия оспариваемых Перечней на 2022, 2023 года фактически использовалась под объект торгового назначения (более 20% площади нежилого помещения). Остальная площадь нежилого помещения использовалась для организации физкультурно-оздоровительных услуг населению.

Факт расположения в нежилом помещении по адресу: [адрес], помещение П2, торгового объекта (магазин «Пятерочка») нашел свое отражение также в решениях Нижегородского областного суда от 15 июля 2019 года (дело №3а-541/19), от 30 апреля 2021 года (дело №3а-309/2021).

Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что использование объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] под объект торгового назначения является достаточным основанием для включения его в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 года.

Суд также учитывает, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения, помещения), которые используются (могут быть использованы) для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела, спорный объект недвижимости, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости для последующего определения размера налоговой базы (2 процента от кадастровой стоимости), поскольку с экономической точки зрения спорный объект недвижимости может использоваться по его функциональному назначению и приносить самостоятельный доход.

Не могут повлечь удовлетворение административного искового заявления, основанные на неверном толковании норм материального права, доводы административно истца о том, что в перечни подлежат включению только административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, к числу которых спорный объект недвижимости не относится. Возможность включения спорного объекта недвижимости в Перечни на 2022, 2023 года в данном случае прямо следует из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимости с кадастровым номером [номер] фактически использовался в спорные периоды под объект торгового назначения (более 20% площади нежилого помещения).

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты признаны судом соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушающими прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении административного искового заявления Филатов К.В. о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 года, следует отказать.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренные нормативные правовые акты или их отдельные положения.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Филатов К.В. о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 30 октября 2023 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин