НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 16.09.2022 № 3А-862/2022

УИД: 52OS0[номер]-22 Дело [номер]а-862/2022

ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[адрес] 16 сентября 2022 года

ФИО2 областной суд в составе судьи областного суда Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием прокурора ФИО4, представителя административного истца – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 о признании частично недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 годы,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер] утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер] размещен на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес][дата].

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер] утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес][дата][номер] размещен на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес][дата].

ФИО1 обратился в ФИО2 областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункт 459 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер]; и о признании недействующим со дня принятия пункт 633 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, общей площадью 1 768, 10 кв.м., кадастровый [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], общая долевая собственность ?, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от [дата][номер].

В пункт 459 раздела «городской округ [адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, и в пункт 633 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год включен вышеуказанный объект недвижимости, однако включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца, являющимся собственником нежилого строения, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ФИО4, полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от [дата] № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пунктов 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от [дата] №307-ФЗ).

В ФИО2[адрес] принят Закон ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О применении с [дата] на территории ФИО2[адрес] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона ФИО2[адрес] установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с [дата] на территории ФИО2[адрес] применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Впоследствии решением городской Думы [адрес] от [дата][номер] на территории [адрес] был установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 38 Устава ФИО2[адрес] предусмотрено, что Правительство ФИО2[адрес] является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО2[адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер], от [дата][номер]) министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] определено уполномоченным органом исполнительной власти ФИО2[адрес], в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес], утвержденного постановлением Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер], в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п. 4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти ФИО2[адрес], а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства ФИО2[адрес] (п. 4.31).

Согласно статье 5 Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер] «О нормативных актах ФИО2[адрес]», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят [адрес] и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты [адрес]; 2) нормативные правовые акты [адрес]; 3) нормативные правовые акты [адрес]; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава ФИО2[адрес], Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О применении с [дата] на территории ФИО2[адрес] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О нормативных правовых актах ФИО2[адрес]», Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О Правительстве ФИО2[адрес]», постановления Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО2[адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес]», решения городской Думы [адрес] от [дата][номер] «О налоге на имущество физических лиц», суд приходит к выводу о том, что приказ от [дата][номер], приказ от [дата][номер], приказ от [дата][номер], являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий ФИО2[адрес], так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства [дата], [дата], [дата] соответственно.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от [дата] № 401-ФЗ); 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от [дата] №401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от [дата] № 401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории ФИО2[адрес], осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата][номер], определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (п.1.2.1); - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (п.1.2.2); - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.); - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от [дата] № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования иных земельных участков.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, общей площадью 1 768, 10 кв.м., кадастровый [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], общая долевая собственность ?, что подтверждается выпиской из ЕГРН от [дата][номер].

Согласно выписке и ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от [дата][номер] на объект недвижимости с кадастровым номером [номер] объект учета имеет назначение: нежилое, наименование: нежилое строение, общая площадь 1 768, 10 кв.м., этажность 2.

Нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации нежилого отдельно стоящего здания, размещения и строительства хозяйственного склада и магазина.

Из указанного следует, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено вышеуказанное нежилое здание – «для эксплуатации нежилого отдельно стоящего здания, размещения и строительства хозяйственного склада и магазина».

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата][номер], действующего на момент постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (код 1.2.1); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (код 1.2.2), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.) и др.).

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от [дата][номер]-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» при допустимой в силу закона множественности видов разрешенного использования земельного участка с правом использовать размещенные на нем здания (строения, сооружения) не только в качестве торговых (деловых) центров подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предрешает отнесение любых объектов недвижимости к тем, для которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом кадастровой стоимости, принимая во внимание один лишь из видов разрешенного использования участка безотносительно к назначению и (или) фактическому использованию размещенных на нем зданий (строений, сооружений). Этим обусловлено и взимание налога в повышенном размере безразлично к реальной доходности недвижимости, причем вопреки явно выраженным законодательным намерениям, в том числе о налоговых поощрениях в пользу объектов производственного (промышленного) назначения.

В действующем правовом регулировании определение налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимости обычно влечет повышение размера налога по сравнению с тем, как если бы он исчислялся по общим правилам - исходя из среднегодовой стоимости имущества. В этом смысле оспариваемое законоположение влечет ограничение прав налогоплательщика в виде роста налоговых изъятий из его имущества без надлежащих на то экономических причин и без внимания к реальным хозяйственным свойствам принадлежащей ему недвижимости, притом что учесть эти свойства позволяет сам налоговый закон в иных его положениях, предметно связанных с оспариваемой нормой. Это, как следует из вышеизложенного, не имеет достаточных оснований, которые отвечали бы конституционным целям и ценностям и позволяли бы правомерно и справедливо ограничивать налогоплательщика в праве на исчисление налоговой базы на общих условиях, если недвижимость, ему принадлежащая, по своим экономическим характеристикам под эти условия подпадает.

Такое регулирование предрешает, как в деле заявителя, фискальные последствия, которые расходятся с правомерными ожиданиями налогоплательщиков, притом что ожидания в этом случае имеют основания в мотивах соответствующего законодательного решения (имея в виду, что переход к кадастровой стоимости при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций был нацелен на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения), а также в том, как оно изложено - буквально и в системе с иными законодательными установлениями. В частности, при формальном соответствии одного из видов разрешенного использования земельного участка требованиям оспариваемого законоположения используемые в одних и тех же целях здания (строения, сооружения) могут подпадать либо не подпадать под обложение налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости только ввиду того, что на одном с ними земельном участке, согласно архитектурно-градостроительному (землеустроительному) решению (зонированию), может быть размещен торговый (офисно-деловой, бытовой) центр.

Следовательно, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами. Иными словами, конституционно-правовых оснований такой отказ не имеет и недопустим в системе действующего правового регулирования во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды.

Таким образом, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Согласно техническому паспорту на здание с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата], выполненному Дзержинским филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация», здание имеет тип учета «нежилое здание», наименование: «нежилое здание», назначение: «нежилое», фактическое использование: «по назначению», площадь 1 768, 10 кв.м.

В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания, здание состоит из помещений с наименованием: 1 этаж: тамбур (3), лестничная клетка (4), нежилое (26), кладовка (1), общая площадь 879,65 кв.м., 2 этаж: лестничная клетка (4), нежилое (28), общая площадь 888,54 кв.м.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от [дата][номер], вступившим в силу [дата], утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков.

Приказом Минэкономразвития России от [дата][номер] «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанные земельные участки также не отнесены к земельным участкам, на которых возможно размещать офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В настоящее время действует приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от [дата] № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», которым вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Данный приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от [дата][номер] «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Приказ Минэкономразвития России от [дата][номер] утрачивает силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от [дата][номер], вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – [дата]).

В пункт 459 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, и в пункт 633 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включен вышеуказанный объект недвижимости, однако анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Постановлением Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктом 4 которого предусмотрено, что уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО2[адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» является министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение ФИО2[адрес] «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).

Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 01 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости ежеквартально.

В случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества подлежит обследованию в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

При условии соответствия вновь образованного объекта недвижимого имущества критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган: включает вновь образованный объект недвижимого имущества в Перечень на очередной налоговый период; ежеквартально направляет в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО2[адрес] сведения о вновь образованных объектах недвижимого имущества для налогообложения в соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти ФИО2[адрес], органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО2[адрес], собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).

Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.

В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.

При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа ФИО2[адрес].

В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.

В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.

При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 7 Порядка).

Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021года, не проводились. Вышеуказанный объект недвижимости был включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 года только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объекте капитального строительства).

Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер] имеет назначение: «нежилое», наименование: «нежилое здание», общей площадью 1768,1 кв.м., состоит из 2 этажей.

Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ФИО2[адрес] в ЕГРН отсутствуют сведения об изменении в спорные периоды назначения, наименования, вида разрешенного использования и площади объекта капитального строительства с кадастровым номером [номер].

Как пояснила судебном заседании представитель административного истца – ФИО6 в настоящее время спорное нежилое помещение не является административно-деловым или торговым центром, в нем не размещаются офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания. Помещения в здании в 2020 и 2021 годах частично не использовались ввиду отсутствия ремонта. Часть помещений сдавалась в аренду под производственно-складские цели, доступ неопределенного круга лиц на указанный спорный объект недвижимости органичен, на складе пропускной режим.

Само по себе наименование нежилого здания «нежилое здание» не свидетельствует о законности включения данного здания в Перечни, поскольку из положений части 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Доказательств использования более 20 процентов площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания уполномоченный орган не предоставил.

Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центром (комплексом), назначение нежилых помещений в нем предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорный объект недвижимости на момент утверждения и действия Перечней 2020-20221 года по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из его фактического использования являлось административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно был предназначен для использования и (или) фактически использовался в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что имеющееся в Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета (инвентаризации) назначение и наименование спорного объекта недвижимости не позволяет признать его соответствующим признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательства с достоверностью подтверждающие тот факт, что спорный объект недвижимого имущества используется административным истцом в качестве объекта недвижимости торгового, бытового, офисного назначения либо объекта общественного питания, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.

Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 года.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт 459 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, пункт 633 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункт 459 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, пункт 633 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, – признанию недействующими.

Определяя дату, с которой пункт 459 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, пункт 633 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса РФ, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2020, 2021, 2022 года соответственно), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес], суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес].

Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО2[адрес].

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 459 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].

Признать недействующим со дня принятия пункт 633 раздела «городской округ [адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес].

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО2[адрес].

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через ФИО2 областной суд.

Судья областного суда А.М. Жилкин

Решение в окончательной форме принято [дата].

Судья областного суда А.М. Жилкин