НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 16.06.2022 № 7-493/2022

Дело № 7-493/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 16 июня 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Минеева И.А., рассмотрев

в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО5 на решение судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Арзамасец-1»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 09 ноября 2021 года [номер] ООО «Арзамасец-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55 тысяч рублей.

Решением судьи Арзамасского городского суда ФИО1[адрес] от 17 марта 2022 года указанное выше постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ.

В жалобе по пересмотру решения судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2022 года, главный государственный инспектор труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО3, выражая несогласие с выводами судьи городского суда о наличии в действиях ООО «Арзамасец-1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и настаивая на квалификации действий Общества по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, просит решение судьи отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Определением судьи Нижегородского областного суда от 26 мая 2022 года восстановлен срок главному государственному инспектору труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО3 на подачу жалобы на решение судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2022 года.

Законный представите ООО «Арзамасец-1» в судебное заседание в Нижегородский областной суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения не поступило.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, заслушав главного государственного инспектора труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), работодатель обязан обеспечить: применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном «законодательством» РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно ст.221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Из материалов дела следует, что основание для привлечения ООО «Арзамасец-1» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, послужили выводы должностного лица Государственной инспекции труда в Нижегородской области о том, что работник ФИО4, осуществляя трудовую деятельность в ООО «Арзамасец-1» по трудовому договору, в нарушение ст.212, 221 ТК РФ не был обеспечен средствами индивидуальной защиты.

Проверяя законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, судья городского суда пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения, указанное в постановлении от 09 ноября 2021 года [номер]-[номер], является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и, принимая во внимание, что переквалификация в данном случае невозможна, так как она ухудшит положение лица, прекратил производство по делу за отсутствием в действиях ООО «Арзамасец-1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Между тем, данные выводы судьи городского суда следует признать преждевременными, не основанными на полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела.

Так, в силу статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

При этом под средствами индивидуальной защиты в части 4 указанной выше статьи понимаются средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР [номер]) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР [номер]) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю: первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия; второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

В жалобе заявитель ссылается на то, что указанные в постановлении от 09 ноября 2021 года [номер] средства индивидуальной защиты относятся к первому классу условий труда, соответственно действия ООО «Арзамасец-1» подлежат квалификации по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Однако, при принятии решения по данному делу судьей городского суда вопрос отнесения средств индивидуальной защиты по степени риска причинения вреда пользователю (работнику) не исследовался, с чем согласиться нельзя, поскольку выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения дела по существу, в частности, установления верной квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что такое разрешение дела об административном правонарушении нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело,

При таких обстоятельствах решение судьи городского суда от 17 марта 2022 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению в Арзамасский городской суд Нижегородской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье городского суда следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.3 КоАП РФ, судья апелляционной инстанции

РЕШИЛ:

Жалобу главного государственного инспектора труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО3 - удовлетворить.

Решение судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2022 года - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арзамасский городской суд Нижегородской области.

Судья областного суда Минеева И.А.