НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 16.03.2022 № 3А-655/2021

Дело №3a-72/2022

52OS0000-01-2021-000618-57

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 16 марта 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарипова ФИО12 о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным, и об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Шарипов ФИО13 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/001633 от 21.07.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным, а также об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под здание центра оптово-розничной торговли со складом; общей площадью 33 980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир [адрес]. Участок находится примерно в 0,8 км. по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 26 718 000 рублей по состоянию на 01 января 2021 года.

В обоснование заявленных требований административный истец - Шарипов ФИО15 указал, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого, определенная ГБУ НО «Кадастровая оценка» на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года», составляет 72 328 808,6 рублей.

Административный истец считает, что установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, как собственника, уплачивающего земельный налог, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Защита прав административного истца, в данном случае, возможна путем установления в суде кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Заявленный размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости подтвержден отчетом об оценке [номер].2 от 27.05.2021, выполненный оценщиком ООО «Компания Стандарт Оценка».

28.06.2021 Шарипов М.И. обратился к административному ответчику с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

21.07.2021, по результатам рассмотрения заявления Шарипова М.И. об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, ГБУ НО «Кадастровая оценка» было принято решение № ОРС-52/2021/001633 об отказе в его удовлетворении.

Административные ответчики - Министерство имущественных и земельных отношений по Нижегородской области и ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» представили отзыв на административное исковое заявление Шарипова М.И., в котором указали, что оспариваемое решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ОРС-52/2021/001633 от 21.07.2021, принято в пределах компетенции Учреждения, в соответствии с утвержденной формой решения, требованиями к заполнению, к формату, подписано уполномоченным лицом.

Подробно описывая причины, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, также указали, что с заявленными требованиями не согласны, просили в иске отказать (л.д.106-111 том 1).

Заинтересованным лицом - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области (Росреестр) также представлен отзыв на административное исковое заявление Шарипова М.И., в котором указано следующее.

Земельный участок с кадастровым номером [номер] был поставлен на государственный кадастровый учет 28.06.2005.

Кадастровая стоимость утверждена Приложением 1 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 39 510 584,8 рублей по состоянию на 01.01.2015.

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, на основании постановления № 863, Учреждением в лице Филиала, в рамках полномочий, в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер].

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 № 326-11-43504/19 и от 25.11.2019 № 326-11-36985/19, на территории Нижегородской области государственным бюджетным учреждением «Кадастровая оценка» по Нижегородской области в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса.

Указанный выше земельный участок вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020.

Кадастровая стоимость данного участка утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года», в размере 72 328 808,6 рублей по состоянию на 01.01.2021 и внесена в ГЕРН на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Просят в иске отказать (л.д.96-101 том 1).

От Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области поступило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя администрации и о принятии решения по делу в соответствии с действующим законодательством (л.д.206 том 1).

В судебное заседание административный истец и его представитель, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления, с учетом письменных позиций административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, данным в п.1, п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 ЗК РФ).

В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/2020 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года, которые в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» начинают действовать с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2021 года.

Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года № 326-13-566703/2020 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 января 2020 года составляет 72 328 808,6 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объектов недвижимости).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 08 октября 2020 года № 837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.

Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3, в связи с чем, с 01 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237- ФЗ.

Статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому:

Кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:

если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

3) в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.

Решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Из материалов дела следует, что Шарипов М.И. является собственником объекта недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под здание центра оптово-розничной торговли со складом; общей площадью 33980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир [адрес]. Участок находится примерно в 0,8 км. по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: [адрес].

Право собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-110838557 от 24.08.2021, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.90-92 том 1).

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 01 января 2021 года.

Как указано выше, согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года № 26-13-566703/20, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 января 2020 года составляет 72 328 808,6 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости).

Согласно отчету об оценке ООО «Компания Стандарт Оценка» от 27.05.2021 №2021-82.2 рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года составила 26 718 000 рублей.

28 июня 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 26 718 000 рублей.

Решением ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 21.07.2021 № ОРС-52/2021/001633 в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 26 718 000 рублей было отказано.

Полагая данное решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» незаконным, нарушающим его интересы, 11 августа 2021 года, Шарипов М.И. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года №253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».

Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года № Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;

предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;

сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;

деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.

Оспаривая решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 21.07.2021 № ОРС-52/2021/001633, административный истец исходит из того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], установленная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20, является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, что затрагивает его законные права по уплате земельного налога.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах I и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что 28 июня 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], в размере его рыночной стоимости 26 718 000 рублей (л.д.71 том 1).

Шариповым М.И. были предоставлены все необходимые документы, включая отчет об оценке ООО «Компания Стандарт Оценка» от 27.05.2021 года [номер], которым была определена рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] (л.д.18-70 том 1).

Решением ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 21.07.2021 № ОРС-52/2021/001633 в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 26 718 000 рублей было отказано (л.д.71 том 1).

Основаниями для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом [номер] от 27.05.2021, подготовленным ООО «Компания Стандарт Оценка» (оценщик ФИО5) указаны следующие нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке:

в отчете не описан объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах. На дату оценки в свободном доступе имелась информация о продаже аналогичных объектов, информация о которых отсутствует в отчете об оценке. Полученная стоимость не соответствует рыночным данным, т.к. по данным анализа рынка ГБУ, средняя цена продажи объектов сопоставимых с объектом оценки, составляет 3760 рублей за кв.м. Использование неполной рыночной информации с более низкими ценовыми характеристиками в анализе и расчетах, привело к занижению стоимости объекта оценки, что является нарушением п.22 ФСО № 7;

в отчете присутствует недостоверная информация о площади аналога № 2 (8000 кв.м.). Согласно данным интернет-источника https://pkk.rosreestr.ru, площадь участка составляет 8152 кв.м. Данная информация вводит в заблуждение заказчика оценки и допускает неоднозначное толкование полученных результатов (табл.9 стр.57-60), что является нарушением п.5 ФСО № 3;

в рамках сравнительного подхода при расчете стоимости объекта оценки некорректно определена корректировка на расположение относительно «красной линии» для аналога № 3. В тексте объявления о продаже данного аналога отсутствует информация о расположении на «красной линии» (стр.93). Соответственно, корректировка должна составить 1,28 вместо 1,0, определенной оценщиком, что является нарушением п.5 ФСО № 3 (л.д.71 оборот том 1).

Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что перечень приложенных к заявлению Шарипова М.И. документов соответствовал требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в связи с чем, заявление было правомерно принято к рассмотрению бюджетного учреждения.

Сроки уведомления о поступлении заявления Шарипова М.И. и о принятии его к рассмотрению бюджетного учреждения, направленного в адреса заявителя и сроки рассмотрения указанного заявления бюджетным учреждением были соблюдены.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения бюджетным учреждением был соблюден.

Содержание решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 21.07.2021 № ОРС-52/2021/001633 соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года № П/0287.

Поскольку оспариваемое административным истцом решение ГБУ НО «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/001633 от 21.07.2021 принято по результатам проверки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, содержание и форма отчета также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ГБУ НО «Кадастровая оценка», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Определением суда от 02.11.2021 была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:

- соответствует ли отчет об оценке [номер] от 27.05.2021, выполненный оценщиком ООО «Компания Стандарт Оценка» ФИО5 (л.д.18-70 том 1) требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

- если не соответствует и, допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, то определить рыночную стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под здание центра оптово-розничной торговли со складом; общей площадью 33 980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир [адрес]. Участок находится примерно в 0,8 км. по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 01 января 2021 года.

Как следует из заключения эксперта ООО «Мобайл Груп» ФИО6[номер] от 30.12.2021, для ответа на поставленный судом вопрос, эксперт проверил соответствие содержания отчета об оценке [номер].2 от 27.05.2021 требованиям следующих нормативных актов, регулирующих оценочную деятельность:

- Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральным стандартам оценки №№ 1,2, утвержденные Приказами Минэкономразвития России №№ 297, 298 от 20.05.2015 (ФСО № 1, ФСО № 2);

- Федеральному стандарту оценки № 3, утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 299 от 20.05.2015 (ФСО № 3);

- Федеральному стандарту оценки № 7, утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 611 от 25.09.2014 (ФСО № 7).

По результатам проверки экспертом установлено, что отчет об оценке [номер] от 27.05.2021, подготовленный ООО «Компания Стандарт Оценка» (оценщик ФИО5) по состоянию на 01 января 2021 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Выявленные нарушения влияют на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки (л.д.6-52 том 2).

По результатам проверки отчета об оценке [номер] от 27.05.2021, подготовленного ООО «Компания Стандарт Оценка» (оценщик ФИО5) эксперт также пришел к выводу о том, что допущен ряд нарушений требований законодательства об оценочной деятельности и требований федеральных стандартов оценки, а именно:

Замечания к расчетам в рамках сравнительного подхода к оценке.

1. в Отчете об оценке [номер] от 27.05.2021 в рамках раздела 10,2 «Определение сегмента рынка, к которому принадлежит объект оценки» (стр.36-38 Отчета) отсутствует определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, имеется лишь перечисление категорий земель и классификация земельных участков - без приведения характеристик оцениваемого земельного участка (его фактическое местоположение (город, область) и фактора масштаба. Подобная неопределенность вводит в заблуждение пользователя оценки. Нарушение п.11б ФСО № 7;

2. анализ фактических данных о ценах сделок (предложений) (раздел 10.3 стр.38 Отчета), по мнению специалиста, не отвечает принципам достаточности: поскольку Оценщик приводит лишь 6 предложений к продаже земельных участков из широкого (неуточненного) определенного им сегмента рынка недвижимости, а именно «земельные участки коммерческого назначения». Нарушение п.11б ФСО № 7;

3. в рамках раздела 10.3 стр.38 Отчета об оценке «Правила отбора аналогов для проведения расчетов» Оценщик пишет, что «выбор производился по основным критериям схожести по объему передаваемых прав».

Правила отбора аналогов для проведения расчетов.

В качестве основных критериев отбора выступают: разрешенное использование, передаваемые права на земельный участок, срок экспозиции объектов-аналогов.

В результате анализа рынка в расчете используются аналога 1-4. так как они схожи по основным факторам сравнения.

Аналог № 5 в расчете не используется, так как превышен срок экспозиции объекта, свыше 12 месяцев. Аналог № 5 в расчете не используется, так как земельный участок находится в аренде.

Однако, согласно текстам объявлений о продаже аналогов (стр.90-95) информация о правах на все участки - аналоги отсутствует. Нарушение п.22в ФСО № 7, п.5 ФСО № 3, ст.11 Закона № 135-ФЗ;

4. В Приложении к Отчету не приложены копии материалов из сети Интернет по объектам аналогам - земельным участкам, не используемых для расчетов в рамках сравнительного подхода, но приведенных в анализе рынка и участвующих в отборе объектов для расчета (см. таблицу 3 раздела 10.3 стр.38 Отчета об оценке). Нарушение п.11 ФСО № 3;

5. Оценщик в качестве аналога № 3 для расчета рыночной стоимости использует земельный участок площадью 10 соток (таблица на стр.50 отчета), который отличается от объекта оценки общей площадью 33 980 кв. м. более чем в 30 раз. Поскольку указанный аналог значительно отличается от объекта оценки по одному из важнейших ценообразующих факторов «фактор масштаба», он не может быть использован в качестве аналога рамках сравнительного подхода. Нарушение п.22б ФСО № 7;

6. Корректировка на расположение относительно красной линии объекта-аналога № 3 не обоснована, поскольку, точное местоположение выбранного аналога невозможно идентифицировать по тексту объявления о его продаже,

Учитывая сказанное, проведенные Оценщиком расчеты рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода допускают неоднозначное толкование. Нарушение п.5 ФСО № 3, ст.11 Закона № 135-ФЗ;

7. в отчете неверно определены расчетные площади объектов-аналогов №№ 1,2.

Согласно открытым данным интернет источника https://okk.rosreestr.ru:

- площадь объекта-аналога №1 составляет 4 247 кв. м (4200 км. м);

- площадь объекта-аналога №2 составляет 8 152 кв. м (8000 кв. м),

Указанные ошибки «вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также допускает неоднозначного толкования полученных результатов», что является нарушением требований оценочного законодательства. Нарушение п.5 ФСО № 3, ст.11 Закона № 135-ФЗ.

Эксперт пришел к выводу о том, что проведенные исследования выявили наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в части отбора аналогов для расчета в рамках сравнительного подхода, в части определения корректировок (местоположение), а также в части приведения в Отчете необходимых материалов. Эксперт отмечает, что выявленные нарушения оказывают влияние на полученную в Отчете рыночную стоимость объекта оценки (л.д.11-12 том 2).

Следовательно, по результатам проведенных исследований, эксперт пришел к выводу о том, что Отчет об оценке [номер], подготовленный ООО «Компания Стандарт Оценка» от 27.05.2021 (оценщик ФИО5) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, содержит видимые ошибки в расчетах и методиках общепринятых при проведении оценки, которые могут повлиять на итоговый результат рыночной стоимости объекта (л.д.6-52 том 2).

Выводы эксперта являются ясными и полными, носят категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у суда отсутствуют.

Оснований не доверять данным заключениям, полученным по результатам проведения назначенным судом экспертизам и подготовленным экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам (экспертам), а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.

Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания принятия оспариваемых решений, суд приходит к выводу, что являвшийся предметом проверки отчет об оценке [номер], подготовленный ООО «Компания Стандарт Оценка» от 27.05.2021 (оценщик ФИО5) составлен с нарушением требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативного-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление в указанной части не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Разрешая административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под здание центра оптово-розничной торговли со складом; общей площадью 33980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир [адрес]. Участок находится примерно в 0,8 км. по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 01 января 2021 года, суд приходит к следующим выводам.

Согласно заключению эксперта ООО «Мобайл Груп» ФИО6[номер] от 30.12.2021 (л.д.6-52 том 2), при определении рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка, экспертом для сравнения были проанализированы данные о ценах предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка (земельные участки промышленного назначения (под индивидуальную застройку), площадью более 1 Га, расположенные в непосредственной близости от трассы, в [адрес]), к которому относится оцениваемый объект с указанием интервала значения цен (табл.5 на стр.17-18 Заключения эксперта). Отобраны 6 объектов-аналогов для расчета рыночной стоимости объекта исследования (табл.6 на стр.20 Заключения эксперта).

Оценка рыночной стоимости объекта оценки была произведена экспертом в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж, для чего им были применены корректировки: на торг, на общую площадь (табл.7 стр.24 экспертного заключения) (на основании Справочника оценщика недвижимости-2020 «Земельные участки. Части 1 и 2»).

Результаты корректировок цен аналогов для определения рыночной стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода представлены в таблице 8 на стр.25-26 Заключения эксперта).

Расчет рыночной стоимости исследуемого объекта представлен на стр.27 Заключения эксперта (л.д.29 том.2).

Согласование результатов экспертизы и заключение об итоговой величине рыночной стоимости объектов исследования представлены в гл.2.5 (стр.28 Заключения эксперта - л.д.30 том 2).

Таким образом, эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под здание центра оптово-розничной торговли со складом; общей площадью 33 980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир [адрес]. Участок находится примерно в 0,8 км. по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: [адрес] по состоянию на 01 января 2021 года, составляет 28 360 000 (двадцать восемь миллионов триста шестьдесят тысяч) рублей (л.д.30, 31 том 2).

Представителем административного ответчика ГБУ НО «Кадастровая оценка» - Макаровым Д.В. заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела Заключения специалиста (рецензии) на заключение эксперта [номер] от 02.11.2021, выполненного экспертом ФИО6 (ООО «Мобайл Груп») (л.д.64 том 2).

В Заключении специалиста указано следующее.

По мнению специалиста ГБУ НО «Кадастровая оценка» ФИО8, Заключение эксперта [номер] от 02 ноября 2021 года по делу № [номер]/21, выполненное экспертом ФИО9 (ООО «Мобайл Груни»), по своему содержанию и форме не соответствует требованиям действующего законодательства, подготовлено с нарушением норм ст.4, ст.25 Закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и не может быть использовано в качестве доказательства по судебному делу. Вывод о несоответствии отчета об оценке [номер] от 27,05.2021, подготовленного ООО «Компания Стандарт Оценка» (оценщик ФИО5), является обоснованным, но не соответствует критериям объективности и полноты исследовании.

Выявленные рецензентом нарушения являются, по его мнению, значимыми и могут существенно влиять на рыночную стоимость объектов экспертизы: земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иною специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общая площадь 33 980 кв. м., адрес (местонахождение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир [адрес], участок находимся примерно в 0,8 км, по направлению на запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: [адрес] кадастровый номер: [номер], по состоянию на 01.01.2021 (л.д.65-69 том 2).

Изучив заключение специалиста (рецензию) на заключение эксперта [номер] от 02.11.2021, выполненного экспертом ФИО6 (ООО «Мобайл Груп»), суд приходит к выводу, что оно является частным мнением специалиста в области оценочной деятельности и не может повлиять на выводы суда.

Кроме того, ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы, представителем административных ответчиков не заявлено.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта ООО «Мобайл Груп» ФИО6[номер] от 30.12.2021 составлено с соблюдением требований статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от [дата][номер], Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у суда отсутствуют.

Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения сравнительного подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подходов, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе отчет об оценке ООО «Компания Стандарт Оценка» [номер].2 от 27.05.2021, суд по указанным выше основаниям отдает предпочтение полученному по результатам проведения заключению эксперта ООО «Мобайл Груп» ФИО6[номер] от 30.12.2021, полагая, что оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере 28 360 000 (двадцать восемь миллионов триста шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на юридически значимую дату (01 января 2021 года), суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2021 года подлежат удовлетворению.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ФИО1 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая соответствует дате обращения административного истца в ГБУ НО «Кадастровая оценка» - 28 июня 2021 года.

Административным истцом также заявлено требование о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001633 от 21.07.2021 незаконным.

Рассматривая указанное требование, суд приходит к следующему.

Учитывая несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации, федеральным стандартам в области оценочной деятельности, суд приходит к выводу о законности решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001633 от 21.07.2021 и отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке ООО «Компания Стандарт Оценка» [номер].2 от 27.05.2021, в размере 26 718 000 рублей, в связи с чем, административные исковые требования Шарипова М.И. в указанной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шарипова ФИО16 удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под здание центра оптово-розничной торговли со складом; общей площадью 33 980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир [адрес]. Участок находится примерно в 0,8 км. по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: [адрес]», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2021 года в размере 28 360 000 (двадцать восемь миллионов триста шестьдесят тысяч) рублей.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], считать 28 июня 2021 года.

В удовлетворении административного искового заявления Шарипова ФИО17 о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/001633 от 21.07.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (объект недвижимости с кадастровым номером [номер]) незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято 30 марта 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева