НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 14.12.2016 № 3А-701/16

Дело №3а-701/16

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 14 декабря 2016 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая Сеть «Калинов Мост» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - административное здание, общая площадь 575,40 кв.м, в том числе основная 190,00 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый (условный) номер: , в размере рыночной стоимости <данные изъяты> рублей с учетом НДС и <данные изъяты> рублей без учета НДС на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - 05 июня 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Торговая Сеть «Калинов Мост» (далее – ООО Торговая сеть «Калинов Мост») обратилось в Нижегородский областной суд с указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указало, что ООО Торговая сеть «Калинов Мост» на праве собственности принадлежит нежилое здание кадастровый (условный) номер: , общая площадь 575,40 кв.м, в том числе основная 190,00 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года по состоянию на 05.06.2011 года в сумме <данные изъяты> рублей. Внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость здания является существенно завышенной, превышает рыночную стоимость.

С целью определения рыночной стоимости здания административным истцом был привлечен независимый оценщик. Согласно отчету об оценке от 31.08.2016 года рыночная стоимость здания, расположенного по адресу: <адрес>, определена в размере <данные изъяты> рублей с учетом НДС и <данные изъяты> рублей без учета НДС, на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 05 июня 2011 года.

По мнению административного истца, следствием завышения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, с учетом порядка определения налоговой базы по налогу на имущество, предусмотренного статьями 375, 376, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение прав ООО Торговая сеть «Калинов Мост» как собственника объекта недвижимости на экономическую обоснованность налогообложения.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец ООО Торговая сеть «Калинов Мост» просит удовлетворить заявленные требования.

В судебное заседание лица, привлеченные к участию в деле, не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения административного дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дело не поступало.

От административного истца ООО Торговая сеть «Калинов Мост», ФГБУ «ФКП Росреестра» поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия в судебном заседании их представителей.

В предварительном судебном заседании 07.12.2016 года представитель административного истца адвокат ФИО6 просил заявленное требование удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

От Правительства Нижегородской области поступил письменный отзыв, в котором оно указало, что к полномочиям Правительства Нижегородской области отнесено только утверждение результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при проведении их кадастровой оценки. Приложило выписку из постановления Правительства Нижегородской области от 07 июня 2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)» в части включения в Приложение №1 к постановлению сведений о спорном нежилом здании с кадастровым номером и утверждении его кадастровой стоимости (т.1 л.д.231-234).

Из филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области поступили письменный отзыв на административное исковое заявление и информация относительно спорного нежилого здания, в которых указано, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» утверждает кадастровую стоимость только в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости при изменении их количественных или качественных характеристик. Также указано, что нежилое здание с кадастровым номером было внесено в Государственный кадастр недвижимости 13.10.20101 года как ранее учтенное, его кадастровая стоимость установлена постановлением Правительства Нижегородской области от 07 июня 2012 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)» и составляет <данные изъяты> рублей по состоянию на 05.06.2011 года. Иных изменений количественных или качественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, не вносилось (т.1 л.д.236-238, 244-246).

Администрация <адрес> Нижегородской области в письменном отзыве указала, что не признает заявленные требования. Также указала, что уменьшение размера кадастровой стоимости здания приводит к уменьшению размера налога, уплачиваемого в местный бюджет. Административным истцом не приложено к административному иску положительное экспертное заключение на отчет, общая площадь объекта недвижимости, указанная в отчете, не совпадает с площадью, указанной в документах; комиссией по рассмотрению споров выявлено несоответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.2 л.д. 1-3).

Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления, доводы, содержащиеся в письменных отзывах на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона). Пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом согласно части 4 статьи 16 Закона учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

Федеральным законом от 22.07.2010 года №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

На основании пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (глава 30 Налог на имущество организаций») налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 378.2 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На территории Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Нижегородской области от 22.10.2015года №147-З) статьей 1.1 которого предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (часть 1).

Приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» утвержден указанный Перечень.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (раздел: городской округ <адрес>, порядковый номер ).

Из материалов административного дела следует, что административный истец ООО Торговая сеть «Калинов Мост» является собственником объекта недвижимости – административного здания с кадастровым номером , общей площадью 575,40 кв.м., этажность: 2, расположенного по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 18.09.2002 года серия (л.д.15); кадастровым паспортом и письменной информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (т.1 л.д.236-241).

При этом судом установлено, что административному зданию с условным номером (условный номер содержится в свидетельстве о государственной регистрации права от 18.09.2002 года серия и указан в административном исковом заявлении) присвоен кадастровый номер .

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером затрагивают права и обязанности административного истца ООО Торговая сеть «Калинов Мост».

Из представленной в суд выписки из Приложения №1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 07 июня 2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)» следует, что кадастровая стоимость здания с кадастровым номером была утверждена данным постановлением в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 05.06.2011 года. В связи с этим суд полагает, что по настоящему административному делу применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и кадастровая стоимость нежилого здания может быть определена по состоянию на 05.06.2011 года. Данный вывод подтверждается информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области о том, что здание является ранее учтенным объектом недвижимости, поставлено на кадастровый учет 13.10.2010 года, изменений количественных или качественных характеристик, повлекших изменение размера кадастровой стоимости, не имелось (т.1 л.д.236-237).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости актуальная кадастровая стоимость здания с кадастровым номером составляет <данные изъяты> рублей (т.1 л.д.14).

В подтверждение соблюдения досудебного порядка рассмотрения спора административный истец ООО Торговая сеть «Калинов Мост» представило в суд копию решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 12.10.2016 года , которым заявление ООО Торговая сеть «Калинов Мост» отклонено. При этом из решения комиссии следует, что обращение ООО Торговая сеть «Калинов Мост» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области с заявлением имело место 04.10.2016 года (т.1 л.д.210-211).

При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание положения пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому решение комиссии по рассмотрению споров не может быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. Поэтому суд не входит в обсуждение вопроса о законности принятого комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области решения.

Административным истцом ООО Торговая сеть «Калинов Мост» в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке рыночной стоимости здания от 31.08.2016 года №с12374, составленный оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» ФИО4, согласно которому рыночная стоимость административного здания с кадастровым номером , общая площадь 575,40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 05.06.2011 года составляет <данные изъяты> рублей с учетом НДС и <данные изъяты> рублей без учета НДС (т.1 л.д.17-209).

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленные в Нижегородский областной суд отчет об оценке рыночной стоимости здания от 31.08.2016 года №с12374, составленный оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» ФИО4, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость данного нежилого здания определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, в том числе: Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611. Также оценщиком были применены стандарты и правила оценочной деятельности «Саморегулируемая организация оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный Союз Оценщиков», утвержденные Наблюдательным советом Ассоциации «МСО», протокол от 12.10.2015 года №28.

Из раздела отчета «Задание на оценку» следует, что целью и задачей проведения оценки является определение рыночной стоимости нежилого здания в целях оспаривания его кадастровой стоимости (лт.1. д.21-22). В отчете, в том числе содержится информация о заказчике оценки и об оценщике, приведены допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком (т.1 л.д. 22-25, 27-28).

В отчете приведены использованные источники информации. Отчет содержит раздел с перечнем использованных нормативных документов и специальной литературы (т.1 л.д.146). При этом суд полагает, что существенная ценовая информация, полученная оценщиком из сети Интернет либо из других источников, приложена к отчету об оценке и содержится в Приложении №2 к отчету «Информационные материалы и ссылки». Таким образом, нарушений пункта 11 ФСО №3 при составлении отчета не допущено.

Оценщиком дано подробное описание объекта оценки, в том числе его качественные и количественные характеристики, учитывающие текущее использование, местоположение здания, его площадь, характеристики конструктивных элементов, физическое состояние здания, сведения о его износе, зарегистрированное имущественное право, а также описание и характеристику земельного участка, на котором расположено здание (т.1 л.д.28-37). Объект оценки находится внутри промышленной зоны на окраине <адрес> Нижегородской области, не на красной линии, в районе с низким уровнем деловой активности и средней транспортной доступностью (т.1 л.д.41).

В отчете приведен анализ рынка объекта оценки, общая ситуация на рынке по продаже объектов недвижимости в Российской Федерации, Нижегородской области, анализ рынка коммерческой недвижимости Нижегородской области и городе <адрес>.

Определен сегмент рынка, к которому относится объект оценки – рынок производственной недвижимости <адрес> Нижегородской области, сегмент – недвижимость административного назначения при производстве (т.1 л.д.67).

Наиболее эффективным использованием признано использование объекта оценки в качестве административной недвижимости при производстве (т.1 л.д.41-46).

Определены основные ценообразующие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки и существенно влияющие на его рыночную стоимость (т.1 л.д.74-79).

Согласно отчетам оценщиком было выявлено девять предложения о продаже объектов из сегмента рынка, к которому отнесен объект оценки (т.1 л.д.45-46).

С целью определения рыночной стоимости здания оценщиком также было проанализировано состояние рынка земельных участков в Нижегородской области, приведен объем доступных оценщику рыночных данных (проанализировано 8 предложений о продаже земельных участков, из которых подобрано 5 объектов–аналогов (т.1 л.д.71-74).

Также в отчете содержится обзор состояния рынка коммерческой недвижимости в городе Дзержинске Нижегородской области, приведен объем доступных оценщику данных по продаже нежилых зданий. Подобрано 6 предложений о продаже нежилых зданий, наиболее сходных с объектом оценки, из которых оценщиком подобрано 3 объекта-аналога (т.1 л.д.83-86).

Оценка здания проведена с применением трех подходов: затратный подход, сравнительный подход и доходный подход. В отчете описан процесс оценки.

При определении рыночной стоимости затратным подходом оценщик использовал метод замещения, так как имелась вся необходимая справочная и техническая информация для применения данного метода. При определении стоимости замещения объекта обоснованно учтено, что здание-объект оценки не является новой постройкой (1979 год строительства). Установлен размер физического износа и функционального устаревания здания. Произведен расчет стоимости земельного участка, на котором расположено здание – объект оценки. Стоимость объекта оценки – административного здания с кадастровым номером , общей площадью 575,40 кв.м., этажность: 2, расположенного по адресу: <адрес>, рассчитанная с использованием затратного подхода, составила <данные изъяты> руб. с учетом НДС (т.1 л.д.122).

При определении стоимости здания сравнительным подходом оценщиком использован метод сравнения продаж. Использовано 3 отобранных объекта-аналога – здания, расположенные в промышленном районе <адрес>. Выборка объектов-аналогов оценщиком произведена с учетом даты, на которую устанавливается рыночная стоимость объекта оценки. В Отчете указаны источники полученной информации в отношении объектов – аналогов, применены поправочные коэффициенты и дано обоснование их применения. Подробно описан процесс оценки. Обосновано применение либо не применение корректировок к объектам-аналогам. Размер рыночной стоимости, полученный сравнительным подходом, составил <данные изъяты> рублей с учетом НДС (т.1 л.д.130).

При определении рыночной стоимости доходным подходом оценщиком использован метод капитализации доходов, так как объект оценки является административным зданием при производстве, то есть доходным имуществом. В процессе оценки определена ставка 1 кв.м полезной площади в месяц объекта оценки, рассчитанная методом сравнения продаж, которая составила <данные изъяты> руб. Произведен расчет чистого операционного дохода. Расчет нормы дохода выполнен методом кумулятивного построения. Установлен коэффициент капитализации, который определен в размере 17,355%. Стоимость объекта оценки доходным подходом установлена оценщиком в размере <данные изъяты> руб. (т.1 л.д.143).

ФИО1 было проведено согласование полученных результатов при применении различных подходов к оценке. ФИО1 обоснованно отказался от использования доходного подхода при согласовании результатов, так как полученные результаты значительно отличаются от результатов, полученных затратным и сравнительным подходами. Приведено обоснование отказа от применения результатов, полученных доходным подходом (т.1 л.д.145).

В результате оценки административного здания, общей площадью 575,40 кв.м, в том числе основная 190,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость здания с учетом НДС составляет <данные изъяты> рублей, без учета НДС - <данные изъяты> рублей по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 05 июня 2011 года.

При оценке отчета и имеющихся в деле доказательств суд также приходит к следующему. ФСО №4 «Кадастровая стоимость объектов недвижимости» не содержит в себе обязательного учета НДС при определении кадастровой стоимости. Кроме того, федеральные стандарты оценки разработаны с учетом международных стандартов оценки. В соответствии с пунктом 36 раздела Принципы МСО Международных стандартов оценки рыночная стоимость является расчетной обменной ценой актива безотносительно расходов продавца на совершение продажи или расходов покупателя на совершение покупки и без поправок на какие-либо налоги, подлежащие уплате любой из сторон в результате совершения сделки.

Поэтому для определения рыночной стоимости объекта оценки с целью оспаривания кадастровой стоимости суд принимает установленную оценщиком рыночную стоимость без учета НДС, то есть <данные изъяты> рублей по состоянию на 05 июня 2011 года.

Оценщик ФИО4 имеет специальное образование в области оценочной деятельности, что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ГОУ ВПО «Ульяновского государственного университета по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» от 05.07.2011 года серия . Является членом саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», дата включения в реестр 07.05.2013 года . Стаж работы в оценочной деятельности с 2012 года. Ответственность оценщика застрахована в СПАО «Ингосстрах» (т.1 л.д.27, 203-208).

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости нежилого здания, участвующими в деле лицами в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.

Суд не может согласиться с доводами, изложенными в письменном отзыве заинтересованного лица администрации <адрес> Нижегородской области, по следующим мотивам.

Возможность оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости и установления её в размере, равной рыночной стоимости, предусмотрена федеральным законодательством. Требование об обязательном представлении положительного экспертного заключения на отчет об оценке (ранее содержалось в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») было исключено из Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ на основании Федерального закона от 02.06.2016 года №172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Налог на имущество организаций, который уплачивает ООО Торговая Сеть «Калинов Мост» за пользование спорным зданием, находящимся у него в собственности, относится к региональным налогам (статья 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а не местным налогам, в связи с чем в доход бюджета <адрес> зачислению не подлежит. Общая площадь здания с кадастровым номером 52:21:0000032:171 в отчете указана в размере 575,4 кв.м (т.1 л.д.17, 20, 31, 133), что соответствует сведениям, содержащимся в свидетельстве о государственной регистрации права (т.1 л.д.15), кадастровом паспорте (т.1 л.д.239). Оценка, данная судом отчету, приведена в настоящем решении.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить требование административного истца общества с ограниченной ответственностью Торговая Сеть «Калинов Мост» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - административное здание, общая площадь 575,40 кв.м, в том числе основная 190,00 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер: в размере рыночной стоимости <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей 48 копеек по состоянию на 05 июня 2011 года.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 52:21:0000032:171 необходимо считать 04.10.2016 года, т.е. дату обращения с административным исковым заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Торговая сеть «Калинов Мост» по настоящему административному делу удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , общая площадь 575,4 кв.м, назначение: нежилое, наименование: административное здание, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей 48 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером считать 04 октября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 14 декабря 2016 года.

Судья М.А. Кручинин