Дело № 3а-697/2022
52OS0000-01-2022-000359-74
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 13 июля 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урбезова ФИО7 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
УСТАНОВИЛ:
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером [номер], адрес объекта: [адрес].
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2021 включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером [номер], адрес объекта: [адрес].
25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21, Перечень 2022).
Приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2022 включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером [номер], адрес объекта: [адрес].
Урбезов А.А. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указал административный истец, объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.
Объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, как и земельный участок, на котором он расположен, принадлежат ему на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости: индивидуальный жилой дом с кадастровым номером [номер], выданной 28.05.2019 и земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилая застройка, выданной 23.10.2019.
Ранее, до 2019 года, указанное здание действительно использовалось административным истцом для обслуживания сауны, однако, в связи с отсутствием спроса, им было принято решение об использовании данного здания в качестве жилого дома.
С 28.05.2019 указанное здание зарегистрировано в ЕГРН как индивидуальный жилой дом. Изменено и разрешенное использование земельного участка – для жилой застройки.
03.07.2019 Урбезовым А.А. заключен договор энергоснабжения.
В 2022 административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с просьбой исключения указанного объекта недвижимости из Перечней, однако письмом [номер] от 17.02.2022, ему было отказано, мотивируя тем, что объект используется для размещения объекта бытового обслуживания – сауны, сведения о деятельности которой и отзывы размещены в интернете, на сайте «Яндекс. Карты».
Между тем, в его присутствии никакого обследования спорного здания не проводилось и никаких сведений в интернете, на сайте «Яндекс. Карты» не имеется.
Согласно справке от 15.04.2022, выданной Управлением по работе с территориями и благоустройству администрации городского округа [адрес] Нижегородской области, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: [адрес], в качестве сауны не используется с июля 2019 года.
Таким образом, включение спорного жилого здания в Перечни объектов недвижимости, влечет увеличение налоговой базы на имущество физических лиц, чем существенно нарушает права и законные интересы ФИО1
Административным ответчиком в суд представлен отзыв на административное исковое заявление Урбезова А.А., в котором административный ответчик указывает, что в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2022 годы включен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности административному истцу: здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].
Согласно сведениям, по состоянию на 01.02.2019, предоставленным Росреестром, в соответствии с п.5 Порядка, объект капитального строения с кадастровым номером 52:03:0090001:291 имел наименование: «баня». Из экспликации следует, что в составе здания имелись помещения: раздевалка (14,8 кв.м.), бассейн (41,3 кв.м.), сауна (12,7 кв.м.), парилка (3,9 кв.м.), моечный зал (31,3 кв.м.), раздевалка (19,6 кв.м.) – относящиеся к объекту бытового обслуживания, общей площадью 123,6 кв.м. (58% от общей площади здания), бар (16,2 кв.м.) – относящийся к объекту общественного питания, площадью 7,6 % от общей площади здания.
Указанные сведения являлись достаточными основаниями для включения объекта в Перечень на 2020 год.
Обследованием здания, проведенного 19.12.2021, установлено, что здание в полном объеме фактически используется в качестве сауны (объекта бытового обслуживания), что отражено в Акте от 22.12.2021, с приложением фотоматериала. Кроме того, в акте отражено, что на сайте объявлений «Авито» и «Яндекс. Карты» размещена информация о сауне с предлагаемыми услугами. Информация являлась актуальной на 2021 год.
Таким образом, объект с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], был правомерно включен в Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы.
На основании изложенного, просит в удовлетворении административных исковых требований Урбезову А.А. отказать в полном объеме (л.д.145-150).
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Селезнева О.Н. указала, что имеются все основания для удовлетворения административного искового заявления, т.к. спорный объект не соответствует критериям, изложенным в ст.378.2 Налогового кодекса РФ и в связи с этим подлежит исключению из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022 годы.
Административный истец, его представитель, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения. Суд полагает возможным рассмотреть дело приданной явке.
Заслушав заключение прокурора Селезневой О.Н., обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением Совета депутатов городского округа [адрес] Нижегородской области от 12 ноября 2018 года № 42-2 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (пункт 3.3);
для прочих объектов налогообложения - 0,5 процента (пункт 3.4).
Из материалов дела следует, что Урбезову А.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером [номер], назначение: «жилой дом», наименование: «индивидуальный жилой дом», общей площадью 211,0 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 06.12.2021 (л.д.176-182).
Указанный объект недвижимости включен в пункты , и раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечней 2020, 2021 и 2022, соответственно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Урбезов А.А. является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее - Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказы № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое помещение (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое помещение (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
фактическим использованием помещения (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие помещения (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 211,0 кв.м., расположенный по адресу: [адрес], имеет назначение: «жилой дом», наименование: «индивидуальный жилой дом», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 06.12.2021 (л.д.176-182).
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «для объектов жилой застройки» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 06.12.2021 (л.д.184-191), что прямо не предполагает размещение на нем объектов торговли, административно-делового центра, а также для офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административным ответчиком в материалы дела представлен акт обследования здания от 28.01.2022 [номер] (дата проведения обследования - 09.12.2021, дата составления акта - 22.12.2021 - л.д.157), согласно которому объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], имеет назначение: «жилой дом», наименование: «индивидуальный жилой дом», площадь - 211,0 кв.м.
В соответствии со сведениями ЕГРН, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования: «для объектов жилой застройки», площадью 1506 кв.м.
Для подготовки Акта обследования, в качестве технической документации использовались планы этажей и экспликация здания из представленного заявителем технического плана здания от 23.05.2019, подготовленного в связи с перепланировкой и переводом здания из «нежилого здания» в «жилой дом».
По данным визуального осмотра (09.12.2021) установлено, что здание, общей площадью 211 кв.м. (100% здания), на момент осмотра используется для размещения объекта бытового обслуживания, т.к. в нем осуществляется деятельность сауны, что согласно Распоряжению Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р, относится к бытовым услугам, код деятельности – 96.04.
Согласно открытых информационных источников в сети «Интернет» (сайт объявлений «Авито» и «Яндекс. Карты») указано, что по адресу: [адрес], расположена сауна (представлены скриншоты объявлений).
Сауна является действующей, отзывы о ней на сайте «Яндекс. Карты» датированы 2021 годом, объявление на сайте «Авито» ([номер]) также является актуальным.
По выгрузке из Росреестра, предоставленной на 01.01.2019, здание имело назначение/наименование: «нежилое здание» / «баня».
Данный объект недвижимого имущества включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость с 2016 по 2021 годы. Ранее здание из Перечней не исключалось.
Представители административного ответчика пришли к выводу о том, что поскольку не менее 20% общей площади здания (100%) используется для размещения объектов бытового обслуживания, то исследуемый объект на дату обследования - 09.12.2021 удовлетворяет требованиям ст.378.2 Налогового кодекса РФ и не подлежит исключению из Перечня на 2021 год (л.д.157-174).
В подтверждение указанных обстоятельств суду также представлены фотоматериалы (л.д.161-164).
Давая оценку указанному доказательству (акту обследования спорного жилого здания), суд полагает, что он в силу положений ст.60 КАС РФ является не относимым доказательством, поскольку составлен после включения спорного объекта в Перечни на 2020, 2021. Также данный акт не имеет значения для рассмотрения и разрешения административного дела по ниже приведенным мотивам.
Рассматривая требования административного истца, суд учитывает, что согласно закрепленным в п.п.3 и 4 ст.378.2 НК РФ условиям отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемых в оспариваемые Перечни, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями (строениями или сооружениями).
Пунктом 3 статьи 11 НК РФ предписано, что понятия в том числе «объект налогообложения», «налоговая база» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях этого кодекса.
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия «отдельно стоящее нежилое здание», не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 НК РФ, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года №361-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года №2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - «ОК 013-2014 (СНС 2008)».
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями ст.378.2 НК РФ, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в Перечень подлежит включению исключительно здание, имеющие назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в ст.378.2 НК РФ.
Кроме того, из системного толкования приведенных выше норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Между тем, как следует из материалов административного дела, и не оспаривается административным ответчиком, 25.03.2019 Администрацией городского округа Шахунья Нижегородской области вынесено постановление № 304 «О разрешении перевода и перепланировки помещений», согласно которому Урбезову А.А. разрешается перевод нежилого помещения (нежилого здания с кадастровым номером [номер]) в жилое помещение (жилой дом) в последующей перепланировкой по адресу: [адрес] (л.д.24, 135).
Также в материалах дела имеются: решение № 1 Администрации [адрес] Нижегородской области «О согласовании перевода нежилого помещения в жилое помещение с последующей перепланировкой» от 25.03.2019 (л.д.57), уведомление Администрации [адрес] Нижегородской области о переводе нежилого помещения в жилое помещение от 25.03.2019 (л.д.136), Акт приемки в эксплуатацию жилого помещения (здания) после перевода из нежилого и перепланировки от 07.05.2019 (л.д.25-26, 137-138), Постановление Администрации [адрес] Нижегородской области от 17.05.2019 № 527 «Об утверждении Акта приемки в эксплуатацию жилого помещения (здания) после перевода из нежилого и перепланировки» (л.д.27, 139).
Также в материалах дела представлены:
- технический план здания, в котором указаны общие сведения о кадастровых работах, исходные данные по зданию, сведения о выполненных расчетах и измерениях, описание местоположения объекта недвижимости, характеристика объекта недвижимости, заключение кадастрового инженера (л.д.29-40);
- рабочий проект на перепланировку и перевод нежилого здания (баня) в индивидуальный жилой дом, который содержит общие сведения, план и экспликация дома до перепланировки и перевода; план и экспликация дома после перепланировки и перевода (л.д.42-56, 120-133).
Кроме того, согласно Постановлению Администрации [адрес] Нижегородской области от 10.09.2019 № 1007 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», Администрация предоставляет разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка общей площадью 1506 кв.м., с кадастровым номером [номер], расположенного в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) по адресу: ФИО2[адрес], имеющего вид разрешенного использования: «для обслуживания бани с сауной», на условно разрешенный вид использования: «жилая застройка» (л.д.28).
Представлена Декларация о смене разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: [адрес] (л.д.144)
Назначение спорного здания как «жилой дом» подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 06.12.2021, где оно имеет наименование «индивидуальный жилой дом» (л.д.176-182).
Вид разрешенного использования земельного участка «для объектов жилой застройки», подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 06.12.2021 (л.д.184-191).
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что спорное здание состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, следовательно, не отвечает предусмотренным ст.378.2 КАС РФ условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые Перечни.
В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2022 годы, не имелось.
Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие соответствие спорного здания условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения этого здания в Перечни, то суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечни 2020, 2021 и 2022 пунктов , и раздела «городские округа» (городской округ [адрес]), соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.
В связи с чем, административное исковое заявление Урбезова А.А. подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ и учитывает, что административный истец являлась плательщиком налога на имущество физических лиц в 2020, 2021 гг., является таковым и в 2022 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год, на 2021 год и на 2022 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Следовательно, пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 25.11.2019; пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2021 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 19.11.2020 года; пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2022, подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 25.11.2021.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Урбезова ФИО8 удовлетворить.
Признать недействующим пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», со дня принятия.
Признать недействующим пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.
Признать недействующим пункт раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
В окончательной форме решение принято 27 июля 2022 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева