НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 09.08.2010 № 7-513

                                                                                    Нижегородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 7- 513/10

РЕШЕНИЕ

г.Нижний Новгород

09 августа 2010 года судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Рыбака А.А. на решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30.06.2010 года, вынесенное на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 12.05.2010 года о привлечении генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака Александра Александровича к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления по ПФО Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) №04-10/193 от 12.05.2010 года должностное лицо – генеральный директор ЗАО «Д2 Страхование» Рыбак Александр Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На данное постановление Рыбак А.А. подал жалобу в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.

Решением судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30.06.2010 года постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 12.05.2010 о привлечении генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А. к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения, жалоба Рыбака А.А. – без удовлетворения.

В жалобе Рыбак А.А. просит отменить постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 12.05.2010 года о привлечении его к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей и решение судьи Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода от 30.06.2010 года, производство по делу прекратить.

Жалоба Рыбака А.А. рассматривается без его участия. Рыбак А.А. был надлежащим образом извещен о дне месте и времени рассмотрения дела. Ходатайств, с просьбой об отложении дела в судебную коллегию не поступило.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Рыбак А.А. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде и находит возможным, рассмотреть жалобу Рыбака А.А. без его участия.

При рассмотрении жалобы Рыбака А.А. принимает участие представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО по доверенности – Кабанова А.В.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы Рыбака А.А., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, пересматривающий дело по жалобе, не находит оснований к отмене постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 12.05.2010 года о привлечении генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А. к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей и решения судьи Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода от 30.06.2010 года, по следующим мотивам и основаниям.

Согласно ст.15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Организацией внутреннего контроля является своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения самого внутреннего контроля. К таким требованиям относиться назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ, а также принятие иных внутренних организационных мер в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указанные положения изложены в федеральном законе от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Инспекции страхового надзора по ПФО от 01.12.2009 года № 05-06\03-53 была проведена проверка деятельности страховой организации ЗАО «Д2 Страхование» в части исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Проверкой установлено, что на 21.01.2010 года ЗАО «Д2 Страхование» является страховой организацией, о чем свидетельствует:

1) п.2.2 ст.2 Устава ЗАО «Д2 Страхование», утвержденного решением единственного акционера от 27.09.2008г. № 4;

2) лицензия на осуществление страхования от 28.11.2008 серия С №1412 54;

3) полисы страхования, а также иные документы и информация, имеющиеся в материалах дела.

Как установлено проверкой, проведенной Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу и проведенным административным расследованием, в ЗАО «Д2 Страхование» в лице филиала страховой организации в г.Самара идентификация клиентов - физических лиц проводится не в полном объеме, так, в полисах страхования от несчастных случаев и болезней от 07.09.2009г. №1005175, оформленного в отношении Солдатовой Н.В., и от 23.10.2009г. №1005328, оформленного в отношении Алексаняна А.С., отсутствуют реквизиты документов, удостоверяющих личность клиентов ЗАО «Д2 Страхование» (стр.3 протокола от 30.04.2010 №04-10/193; стр.3 постановления от 12.05.2010 №04-10/193).

Данный факт подтверждается материалами дела (полисами страхования; объяснениями директора Самарского филиала, затребованными в результате проверки), а также не оспаривался генеральным директором ЗАО «Д2 Страхование» Рыбаком А.А. в ходе проведения административного расследования (письмо от 24.03.2010г. №6-02/1701; лист 130 материалов административного дела, том 1).

Вместе с тем, на момент возбуждения дела об административном правонарушении генеральным директором ЗАО «Д2 Страхование» Рыбаком А.А. в МРУ Росфинмониторинга по ПФО представлено письмо от 14.04.2010г. №6-02/2196, согласно которому по факту не проведения идентификации клиентов по договорам страхования №1005175 и №1005328 он поясняет, что мероприятия по идентификации данных клиентов были проведены и сведения зафиксированы в электронной базе данных (вх.МРУ от 15.04.2010г. № 45эп). Данная позиция также поддержана законным представителем ЗАО «Д2 Страхование» генеральным директором Рыбаком А.А. в письме от 27.04.2010г. №6-02/2515, представленным к моменту рассмотрения дела (вх.МРУ от 28.04.2010 №479ф).

На момент проведения проверочных мероприятий инспекцией страхового надзора по ПФО правила внутреннего контроля ЗАО «Д2 Страхование» не соответствовали действующему законодательству, а именно программа по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров не соответствовала требованиям Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008г. № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступившего в силу с 17.02.2009г. несмотря на то, что п.3 Информационного письма федеральной службы страхового надзора от 04.06.2009 года № 4465\03-04 установлено, что страховым организациям необходимо привести правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с действующим законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 года № 256.

Руководство ЗАО «Д2 Страхование» осуществляет генеральный директор Рыбак А.А., о чем свидетельствует выписка из протокола №80/8В заседания Совета Директоров от 24.08.2009 года.

Проведенной проверкой установлено, что генеральным директором ЗАО «Д2 Страхование» Рыбаком А.А. не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, следовательно, внутренний контроль не организован.

По окончании проверки уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО 30.04.2010 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А.по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

12.05.2010 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», внутренний контроль, это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) I доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.5 Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли- продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно п.2 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в отношении генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А., судья Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода исследовал представленные доказательства: административный материал №04-10-193, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и исходя из оценки доказательств пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что в действиях генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст.2.4 КоАП ИРФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При таких обстоятельствах руководитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО обоснованно привлек генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А. к ответственности по ст.15.27 КоАП РФ, а суд своим решением, отказал последнему в удовлетворении жалобы об отмене данного постановления административного органа.

Доводы жалобы генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака А.А. о неправомерности привлечения его к административной ответственности являются не убедительными и в полной мере опровергаются материалами дела.

Таким образом, факт нарушения генеральным директором ЗАО «Д2 Страхование» Рыбаком А.А. требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.

Довод жалобы Рыбака А.А. о том, что поскольку действующим законодательством не установлен срок внесения изменений в Правила внутреннего контроля, то он не может нести ответственность по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, является несостоятельным, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ организациям вменена обязанность по организации внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким требованиям относятся в частности разработка правил внутреннего контроля и программ его осуществления (п. 2 ст. 7 Федерального закона).

Правила внутреннего контроля организации являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, регламентирующим детальное исполнение обязательных процедур предотвращения легализации доходов в целях повышения эффективности противодействия легализации преступных доходов в государстве.

Исходя из целей Федерального закона, а именно: защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правила внутреннего контроля должны актуализироваться, поскольку работа по устаревшим и несоответствующим законодательству правилам внутреннего контроля, подвергает существенной опасности Общество, поскольку инструмента легализации доходов постоянно совершенствуются и в отсутствии постоянно актуализированных правил внутреннего контроля повышается риск проникновения криминальных денег в экономику страны.

Из вышеизложенного следует, что довод Рыбака А.А. о том, что законодателем не установлена обязанность дорабатывать правила внутреннего контроля не обоснован, и связан с неправильным применением нормативно-правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с п.3 указанного Постановления, требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008г. № 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данное Положение вступило в силу 17.02.2009 года.

До 17.02.2009 года требования по обучению сотрудников устанавливались программой обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рекомендованной Приказом КФМ РФ от 11.08.2003 № 104 «Об утверждении Рекомендаций по отдельным Положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которая действовала до вступления в силу приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008г. № 256, т.е. до 17.02.2009 года.

Приказ Росфинмониторинг от 08.11.2008г. № 256 ввел принципиально новые формы и требования к обучению сотрудников Общества, такие как: вводный инструктаж в организации, плановый и внеплановый инструктаж, целевой инструктаж, обязательную фиксированную периодичность обучения, список сотрудников, которым обязательно необходимо проходить целевой инструктаж, а также введен порядок учета прохождения работниками организации обучения.

В связи с тем, что Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008г. № 256, содержащий нормы, обязательные для включения в текст правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, во исполнение п.2 ст.7 Федерального закона (а именно: квалификационные требования к подготовке и обучению кадров), вступил в силу 17.02.2009г., именно с этого момента в организации должны быть приняты меры по приведению правил внутреннего контроля в соответствие требованиям действующего законодательства.

В ходе административного расследования МРУ Росфинмониторинга по ПФО на основании материалов проверки деятельности страховой организации ЗАО «Д2 Страхование» в лице филиала в г.Самара установлено, что правила внутреннего контроля ЗАО «Д2 Страхование» разработаны и утверждены генеральным директором 01.10.2008г., соответствовали на тот момент требованиям законодательства, в том числе, в части программы подготовки и обучения сотрудников Общества, и согласованы Федеральной службой страхового надзора 10.10.2008г.

Федеральной службой страхового надзора в Информационном письме от 04.06.2009г. № 4465/03-04 «О внесении страховыми организациями изменений в Правила внутреннего контроля в связи с вступлением в силу Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008г. № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были даны разъяснения о том, что страховым организациям необходимо привести правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации (с учетом Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256).

Генеральный директор ЗАО «Д2 Страхование» Рыбак А.А. знал о возложенных на него обязанностях по соблюдению норм Федерального закона, однако, несмотря на это, на момент проведения проверочных мероприятий в отношении ЗАО «Д2 Страхование» в лице Самарского филиала, правила внутреннего контроля требованиям действующего законодательства не соответствовали действующему законодательству, поскольку норма закона в части подготовки и обучения кадров, обязательная для отражения в правилах внутреннего контроля (п.2 ст.7 Федерального закона), не соответствовала требованиям, установленным Приказом от 01.11.2008 № 256, вступившим в силу 17.02.2009г.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.

Отсутствие в течение длительного периода времени в ЗАО «Д2 Страхование» правил внутреннего контроля, отвечающих требованиям п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Суд, пересматривающий дело по жалобе соглашается с выводами и мотивами, изложенными судьей Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода в решении по жалобе Рыбака А.А.

Кроме того, доводы Рыбака А.А., изложенные в жалобе в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода при рассмотрении данного дела. Оснований для переоценки доказательств у суда, пересматривающего дело, не имеется.

Таким образом, факт нарушения генеральным директором ЗАО «Д2 Страхование» Рыбаком А.А., требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.

Наказание, генеральному директору ЗАО «Д2 Страхование» Рыбаку А.А., избранно в соответствии с санкцией ст.15.27 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

РЕШИЛ :

Решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30.06.2010 года которым постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 12.05.2010 года о привлечении генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Рыбака Александра Александровича к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения - оставить без изменения, жалобу Рыбака А.А. - без удовлетворения.

Копию настоящего решения выслать в адрес Рыбака А.А., Межрегионального управления Росфинмониторинг по ПФО в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.

Судья областного суда : В.В.Самарцева