Дело №3а-665/2022
52OS0000-01-2022-000304-45
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 08 июня 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца Кочергиной Елены Николаевны, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Белякова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маер ФИО7 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
УСТАНОВИЛ:
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт раздела «Перевозский муниципальный район» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], адрес объекта: [адрес].
25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21, Перечень 2022).
Приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], адрес объекта: [адрес].
Маер Т.А. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указала административный истец, объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.
Согласно выписке из ЕГРН от 28.02.2022, объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] имеет назначение - «нежилое помещение».
Спорный объект фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, включение спорного нежилого помещения в оспариваемые Перечни объектов недвижимости, влечет увеличение налоговой базы на имущество физических лиц, чем существенно нарушает права и законные интересы Маер Т.А.
Административным ответчиком в суд представлен отзыв на административное исковое заявление Маер Т.А., в котором административный ответчик указывает, что в Перечни объектов недвижимого имущества на 2021-2022 годы включен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности административному истцу: нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] (пункт Перечня на 2021 год, пункт Перечня на 2022 год), которое имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение», площадью 264,6 кв.м., расположено на 1,2 этажах нежилого здания с кадастровым номером [номер], с наименование: административно-бытовое здание, площадью 352,9 кв.м., этажность - 2.
Административно-бытовое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства».
Согласно информации, представленной от Администрации городского округа Перевозский Нижегородской области от 29.04.2020 № Сл-133-212067/20 и от 09.02.2021 № Сл-133-51760/21, в спорном объекте недвижимости расположены объекты бытового обслуживания - салон «Виртуаль» и ателье.
Таким образом, спорный объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемые Перечни на 2021, 2022 годы, т.к. фактически используется для размещения объектов бытового обслуживания, что соответствует требованиям ст.378.2 Налогового кодекса РФ (л.д.101-102).
В судебном заседании представитель административного истца Маер Т.А. - Кочергина Е.Н., поддержала доводы административного искового заявления в полном объеме, указала, что с момента приобретения административным истцом, спорное помещение используется как жилое, что подтверждается фотоматериалами (предоставлены суду для приобщения к материалам дела).
Также указала, что решением Нижегородского областного суда спорное помещение было исключено из Перечней на 2017-2020 годы. Судом было установлено, что данное помещение не используется как административное, торговое или офисное.
Считает, что данный объект недвижимости не попадает под требования ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Также уточнила, что на момент формирования оспариваемых Перечней, выход представителей административного ответчика с целью установления фактического использования спорного помещения, не осуществлялся.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Беляков В.В. указал, что спорное помещение, включенное в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 и на 2022 годы, не отвечает признакам ст.378.2 Налогового кодекса РФ и, с учетом исследованных материалов административного дела, полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Административный истец, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения. Суд полагает возможным рассмотреть дело приданной явке.
Заслушав представителя административного истца Кочергину Е.Н., заключение прокурора Белякова В.В., обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 2.2).
Из материалов дела следует, что Маер Т.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «нежилое помещение», общей площадью 264,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-80177455 от 26.05.2022 (л.д.65-66).
Указанный объект недвижимости включен в пункт 103 раздела «Перевозский муниципальный район» на 2021 год и в пункт 92 раздела «Перевозский муниципальный район» Перечня на 2022 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Маер Т.А. является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее - Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказы № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое помещение (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое помещение (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
фактическим использованием помещения (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие помещения (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 264,6 кв.м, по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «нежилое помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-80177455 от 26.05.2022 (л.д.65-66).
Указанное помещение расположено в жилом здании с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «административно-бытовое здание», площадью 352,9 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-80179753 от 26.05.2022 (л.д.71-74).
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-80165399 от 26.05.2022 (л.д.77-78), что прямо не предполагает размещение на нем объектов торговли, административно-делового центра, а также для офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту, составленному ГП НО «Нижтехинвентаризация», по состоянию на 22.11.2006 (л.д.23-26), указанное помещение П1 имеет наименование «нежилое помещение», общей площадью 264,6 кв.м.
Из экспликации к поэтажному плану помещения следует, что помещение П1 состоит из помещений со следующим наименованием:
- по 1 этажу: помещение (4), коридор (3), котельная, туалет;
- по 2 этажу: помещение (5), коридор (3), лестничная клетка (л.д.25).
Указанное помещение расположено в жилом здании с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «административно-бытовое здание», которое находится на земельном участке с кадастровым номером 52:43:0700008:312, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», что прямо не предполагает размещение в нем помещений административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.
Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что спорное нежилое помещение расположено на 1,2 этажах нежилого здания с кадастровым номером 52:43:0700008:1567, с наименованием административно-бытовое здание, площадью 352,9 кв.м., этажность - 2, не предполагают фактического использования спорного помещения в соответствии с требованиями ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Также доводы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о том, что в спорном объекте недвижимости расположены объекты бытового обслуживания - салон «Виртуаль» и ателье, ничем не подтверждены: в материалах дела отсутствуют доказательства указанного.
Кроме того, в судебном заседании представитель административного истца Кочергина Е.Н. пояснила, что Маер Т.А. ранее уже оспаривала Перечни на 2017-2020 годы, в части признания недействующими пункта 92 Перечня на 2017 год, пункта 96 Перечня на 2018 год, пункта 102 Перечня на 2019 год и пункта 103 Перечня на 2020 год, в которые было включено спорное помещение. Представители административного ответчика выход для составления Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения ответчик не осуществлял.
Суд также принимает во внимание, что решением Нижегородского областного суда от 03.09.2020 (дело № 3а-[номер]/2020) ранее дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным и в данном деле, признаны недействующими:
- пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16;
- пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17;
- пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18;
- пункт 103 раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, в которые было включено нежилое помещение с кадастровым номером [номер], общей площадью 264,6 кв.м, по адресу: [адрес], пом.1 и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, а также обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (л.д.28-37).
Указанное решение не обжаловано и вступило в законную силу 08.10.2020.
В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Указанной позиции придерживаются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, согласно которой факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, имеют преюдициальное значение для другого дела.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. К числу оснований для такого пересмотра относится установление приговором суда преступлений против правосудия (включая фальсификацию доказательств), совершенных при рассмотрении ранее оконченного дела.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о правомерности приказов №326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях, поскольку какими-либо доказательствами данные доводы не подтверждены.
Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорного помещения в оспариваемые перечни не проверялось.
Во всяком случае, доказательств того, что осуществлялся фактический осмотр объекта недвижимости, на момент формирования оспариваемых Перечней объектов недвижимости, уполномоченным на то органом, составлялись акты осмотров, в которых были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, суду не представлено.
В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021-2022 годы, не имелось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве административно-делового, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится помещение, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечни 2021 и 2022 пункта раздела «[адрес] муниципальный район» и пункта раздела «Городской округ [адрес]», соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.
В связи с чем, административное исковое заявление Маер Т.А. подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в 2021 г., является таковым и в 2022 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2021 год и на 2022 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Следовательно, пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня 2021 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 года; пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня 2022, подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Маер ФИО8 удовлетворить.
Признать недействующим пункт раздела «Перевозский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.
Признать недействующим пункт раздела «Перевозский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.Е.Дуцева
В окончательной форме решение принято [дата].
Судья областного суда Н.Е.Дуцева