Дело №3а-790/2023
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 07 декабря 2023 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н.,
с участием прокурора Назаровой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 года,
У С Т А Н О В И Л :
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 04 декабря 2020 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14 декабря 2021 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25 ноября 2022 года.
ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением
о признании недействующим с момента принятия пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20;
о признании недействующим с момента принятия пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21;
о признании недействующим с момента принятия пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22;
о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области;
о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области;
об обязании административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 900 (Девятьсот) рублей.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого помещения, с кадастровым номером [номер], общей площадью 203,7 кв.м., назначение: «нежилое», наименование: «нежилое помещение», адрес объекта: [адрес].
В пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год включен вышеуказанный объект недвижимости, однако включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога физических лиц в завышенном размере.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Назаровой П.А., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).
Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании пунктов 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3 ст.402 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).
В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».
Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года №387, от 30 июля 2018 года №557) министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:
1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;
2) нормативные правовые акты Губернатора области;
3) нормативные правовые акты Правительства области;
4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, приказ от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства 04 декабря 2020 года, 14 декабря 2021 года, 25 ноября 2022 года соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (пункт 1.2.1);
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, вступившим в силу 24 декабря 2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
В названном классификаторе под кодом 4.0 значится вид разрешенного использования земельных участков «предпринимательство», которое содержит следующее описание – «размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10».
Под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельных участков «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», которое содержит следующее описание – «размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра».
Под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельных участков «магазины», которое содержит следующее описание – «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.».
Под кодом 4.5 значится вид разрешенного использования земельных участков «банковская и страховая деятельность», которое содержит следующее описание – «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые услуги».
Под кодом 4.6 значится вид разрешенного использования земельных участков «общественное питание», которое содержит следующее описание – «размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)».
Аналогичные положения содержатся в классификаторе видом разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года №П/0412, действующий в настоящее время.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого помещения, с кадастровым номером [номер], общей площадью 203,7 кв.м., назначение: «нежилое», наименование: «нежилое помещение», адрес объекта: [адрес].
Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] расположен в нежилом здании с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», общая площадь 1 376,2 кв.м.
Нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земли: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для предпринимательской деятельности (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента)».
Согласно сведениям из филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости 14 апреля 2003 года с видом разрешенного использования: «для предпринимательской деятельности (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента)» на основании «Копии распоряжения Ильиногорской поселковой администрации» №30 от 08 апреля 2003 года с площадью 2 036 кв.м. Сведения об изменении в истребуемый период вида разрешенного использования и площади земельного участка в ЕГРН отсутствует.
Из вышеуказанного следует, что земельный участок с кадастровым номером [номер] был сформирован под нежилым зданием, которое используется под размещение магазина (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента), то есть имеет целевое назначение.
Как следует из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области, вид разрешенного использования «для предпринимательской деятельности (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента)» отсутствует в классификаторе видом разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года №П/0412.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года №П/0412, в указанной части соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540.
Из ответа администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области от 06 октября 2023 года №Исх-114-521655/23 следует, что земельный участок с кадастровым номером [номер] согласно Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Ильиногорского поселкового Совета Володарского муниципального района Нижегородской области от 25 августа 2009 года №196, расположен в территориальной зоне О-1 «Зона объектов административно-делового назначения». Вид разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства зоны О-1 - «размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10».
Вид разрешенного использования – для предпринимательской деятельности, предусматривает размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, попадающего под признаки офисного здания с сопутствующей ему офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), объекта недвижимости торгового, бытового назначения либо объекта общественного питания (л.д.37-40, т.4).
Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области представлены сведения (ответ от 12 октября 2023 года №Исх-330-535655/23), из которых следует, что в соответствии с Генеральным планом р.п.Ильиногорск Володарского района Нижегородской области, утвержденным решением Ильиногорского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25 августа 2009 года №195, земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в функциональной зоне – «Зона обслуживания и деловой активности местного значения».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Ильиногорского поселкового Совета Володарского муниципального района Нижегородской области от 25 августа 2009 года №196, земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в территориальной зоне О-1 – «Зона обслуживания и деловой активности местного значения».
Согласно сведениям публичной кадастровой карты Нижегородской области, вид разрешенного использования земельного участка – «для предпринимательской деятельности (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента), что соответствует виду разрешенного использования «4.0 Предпринимательство», предусмотренного градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки р.п.Ильиногорск. Вспомогательные виды разрешенного использования отсутствуют (л.д.76-82, т.4).
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действующими на момент постановке на кадастровой учет вышеуказанного земельного участка определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.).
Налоговое законодательство не требует прямого соответствия вида разрешенного использования земельного участка по коду 1.2.5, 1.2.7 по классификации, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, для возможности включения в Перечень.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, включая арендаторов, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Как ранее уже отмечалось, земельный участок был сформирован под зданием промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента, который используется для оказания торговых услуг населению.
Согласно главе 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
Слова «оказание услуг покупателям», используемые в определении понятия «розничная торговля», неразрывно связаны с процессом продажи товаров в розницу. Перечень услуг по розничной торговле определен Общероссийским классификатором услуг населению (код 121100).
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июня 1993 года №163, действовавшим до 01 января 2017 года, относит реализацию товаров (код 121101) к числу услуг розничной торговли (код 121100).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 года №14-ст содержит раздел 47 «торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», который включает в себя: перепродажу (продажу без преобразования) новых и бывших в употреблении товаров для личного или бытового употребления, или использования магазинами, универмагами, палатками, предприятиями почтовой торговли, лицами, осуществляющими доставку товаров на условиях от двери до двери, торговцами, потребительскими кооперативами и т.д. Розничная торговля классифицируется в первую очередь по типам торговых предприятий (розничная торговля в магазинах универсального ассортимента - группировки с 47.1 по 47.7, розничная торговля вне магазинов; группировки с 47.8 по 47.9). Розничная торговля в магазинах универсального ассортимента товаров включает: розничные продажи товаров, бывших в употреблении (группировка 47.79). Для розничных продаж в универсальных магазинах далее различают розничные продажи в специализированных магазинах (группировки с 47.2 по 47.7) и розничные продажи в неспециализированных магазинах (группировка 47.1). Вышеупомянутые группировки далее подразделяются по ассортименту продаваемой продукции. Продажа не через магазины универсального ассортимента товаров подразделяется согласно формам торговли, таким как розничные продажи в палатках и на рынках (группировка 47.8) и прочие розничные продажи не через универсальные магазины, например торговля по почте, со сквозной доставкой товара, через торговые автоматы и т.д. (группировка 47.9). Ассортимент товаров данной группировки ограничивается товарами, обычно именуемыми потребительскими товарами или товарами розничной торговли. Поэтому товары, обычно не реализуемые в розничной торговле, такие как зерно хлебных злаков, руды, промышленное оборудование и т.п. не входят в эту группировку, розничную торговлю такими товарами, как персональные компьютеры, канцтовары, краски или древесина, хотя эта продукция может быть не применима в личных или бытовых целях. Традиционно используемая в торговле обработка товара не затрагивает основных характеристик товаров и может включать в себя, например, лишь их сортировку, разделение, смешивание и упаковку, розничную торговлю посредством комиссионных торговых агентов и деятельность розничных аукционных домов.
Таким образом, деятельность промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента относится к торговым услугам.
Из вышеизложенного следует, что объект недвижимости с кадастровым номером [номер] является объектом торгового назначения, который расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для предпринимательской деятельности (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента)».
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 соответственно.
Одним из таких критериев является расположение на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 3 и подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5.); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код 1.2.7.) и др.).
В названном классификаторе под кодом 1.2.5 значится вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Такой вид разрешенного использования земельного участка как «для предпринимательской деятельности (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента)», относится к «торговым услугам» и в полной мере соответствовал коду 1.2.5 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, следовательно, позволял размещать на нем торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка как для предпринимательской деятельности (работа промтоварного и продовольственного магазина смешанного ассортимента)», также соответствует коду 4.0 «предпринимательство» по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540 и коду 4.0 по классификации видом разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года №П/0412, которые охватывают код 4.2 «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», код 4.4 «магазины», код 4.6 «общественное питание», код 4.5 «банковская и страховая деятельность».
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Из вышеуказанного следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: [номер] правообладателем выбран самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования из предусмотренных зонированием территории видов разрешенного использования; данный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: [номер] по своему наименованию однозначно предусматривает размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, подпадающего под признаки объекта торгового назначения (магазин).
Таким образом, на момент определения оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества принадлежащее административному истцу нежилое здание, обладает признаками объекта торгового назначения (магазин), поскольку оно располагается на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает размещение на нем объектов торговли.
В пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в пункт [номер] раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером [номер].
В пункт 221 раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в пункт 202 раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в пункт 171 раздела «Володарский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, также включено нежилое здание с кадастровым номером [номер].
Поскольку вышеуказанное нежилое помещение входит в состав нежилого здания, обладающего признаками торгового центра (комплекса), данное нежилое помещение также является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 марта 2021 года №№373-О, №374-О, согласно которой возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями (помещений разного назначения, как и помещений, используемых с разными целями), прямо учтена в положениях статьи 378.2 НК РФ, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что взаимосвязанные положения статьи 378.2 НК РФ, исходят из того, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной надвижимости при использовании 20 процентов от общей площади здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и распространяет по этому признаку повышенную налоговую нагрузку на все помещения соответствующего торгового цента (комплекса).
При этом суд принимает во внимание, разъяснения Минфина России от 13 марта 2017 года №03-05-04-01/13780, согласно которым если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости независимо от отсутствия этих помещений в Перечне.
Данное условие является самостоятельным основанием для признания нежилого помещения объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, поскольку оно находится в здании, расположенное на земельном участке с приведенным видом разрешенного использования, предусматривающем размещение объектов торгового назначения.
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемая норма может быть признана соответствующей статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации если спорное помещение, находится в здании, соответствующем условиям, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер], общей площадью 203,7 кв.м., назначение: «нежилое», наименование: «нежилое помещение», адрес объекта: [адрес].
Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области объект недвижимости с кадастровым номером [номер] поставлен на учет в реестр объектов недвижимости 30 апреля 2019 года без наименования, с назначение: «нежилое», с площадью 203,7 кв.м.
07 мая 2019 года наименование приведено в соответствии реестром прав: «нежилое помещение». Сведения об изменении в истребуемый период назначения и площади нежилого помещения в ЕГРН отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер], общей площадью 665,3 кв.м., назначение: «нежилое», наименование: «помещение», адрес объекта: [адрес]. Объект недвижимости снят с кадастрового учета 07 августа 2023 года.
Из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области от 29 сентября 2023 года №37-8839/23 следует, что объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], был внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный на основании данных, полученных в результате инвентаризации учетно-технической документации Володарского филиала ГП НО «НижТехИнвентаризация», переданных в орган кадастрового учёта в электронной форме в виде XML-файлов. Инвентарный номер дела - 6763. Сведения о зарегистрированных правах и правоустанавливающие документы на объекты недвижимости с кадастровым номером [номер] в ЕГРН отсутствует.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер] на момент утверждения Перечней располагались в нежилом здании с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», общая площадь 1 376,2 кв.м.
Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области объект недвижимости с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости 05 июля 2011 года как ранее учтенный с наименование: «торговый комплекс», назначение: «нежилое», с площадью 665,3 кв.м.
25 сентября 2015 года наименование изменено на «нежилое здание (магазин)», площадь изменена на 1 376,2 кв.м. 30 июня 2017 года наименование приведено в соответствии с реестром прав: «нежилое здание». Сведения об изменении в истребуемый период назначения данного объекта в ЕГРН отсутствует.
Согласно техническому паспорту на нежилое здание (торговый комплекс), составленному по состоянию на 02 апреля 2003 года, помещенного в реестровое дело, адрес объекта: [адрес], литер А, назначение: торговое, инвентарный номер 6763, объект учета состоит из помещений с наименованием: тамбур (3), торговый зал (6), комната отдыха (2), раздевалка, санузел, бухгалтерия, комната приема пищи, душевая, туалет (2), кабинет директора, холодная камера (3), кабинет охраны, коридор (3), щитовая (2).
Согласно кадастровому паспорту на нежилое здание по состоянию на 10 марта 2009 года, инвентарный номер 6763, адрес объекта: [адрес], литер А, общая площадь 1 376,2 кв.м., назначение: торговое, количество этажей 2.
Из справки №2248 от 26 сентября 2011 года «О технической характеристике объекта капитального строительства» следует, что объект недвижимости имеет инвентарный номер 6763, наименование объекта: нежилое здание (торговое), вид объекта: нежилое, назначение: торговое, фактическое использование: по назначению, общая площадь: 1 376,20 кв.м., этажей 2.
Согласно техническому плану на объект недвижимости с кадастровым номером [номер] представленный филиалом ППК «Роскадастр» по Нижегородской области следует, что наименование здания: нежилое здание (магазин). Увеличение площади и этажности произошло в результате реконструкции здания.
Из ответа Володарского отделения КП НО «НижТехИнвентаризация – БТИ Нижегородской области» от 13 октября 2023 года следует, что технический паспорт нежилого здания от 20 апреля 2003 года, здание одноэтажное, общей площадью 665,3 кв.м. был погашен 10 марта 2009 года в связи с проведенной реконструкцией. Данный технический паспорт является устаревшим по отношению к техническому паспорту на нежилое здание (строение) от 15 августа 2023 года, кадастровый номер [номер].
Согласно техническому паспорту на нежилое здание (строение) с кадастровым номером [номер], составленному по состоянию на 15 августа 2023 года, объект учета имеет общую площадь 1 376,2 кв.м., из которой торговля составляет 1 035,5 кв.м., бытовое обслуживание 30,0 кв.м. и состоит из помещений с наименованиями: (1 этаж, площадь 661,3 кв.м) торговый зал (7); бытовое помещение; служебная; туалет; парикмахерская; коридор (4); склад (4); моечная; комната охраны; тамбур; кабинет; электрощитовая; комната отдыха; санузел (2); серверная; клиентский зал; клиентский зал, забарьерное пространство; помещение перерасчета ценностей; касса; помещение клиента для перерасчета ценностей; помещение бесконтактной передачи ценности, сервисная зона банкоматов; круглосуточная зона самообслуживания; (2 этаж, площадь 714,9 кв.м.) торговый зал.
Из представленного в материалы дела Володарским отделением КП НО «НижТехИнвентаризация-БТИ Нижегородской области» технического паспорта помещения (кадастровый номер [номер]) по состоянию на 19 апреля 2019 года следует, что объект учета имеет номер по плану П3, адрес объекта: [адрес], общая площадь 203,7 кв.м. Объект недвижимости состоит из: комнаты отдыха; санузла (2); кроссовой, коридора; клиентского зала; клиентского зала, забарьерного пространства; помещения перерасчета ценности; кассы; помещения клиента для перерасчета ценностей; помещения бесконтактной передачи ценности, сервисной зоны банкоматов; круглосуточной зоны самообслуживания.
Согласно декларации об объекте недвижимости объект учета имеет вид объекта недвижимости: помещение, назначение помещения: нежилое, наименование объекта: нежилое помещение, адрес объекта: [адрес], площадь 203,7 кв.м., этаж 1
Судом установлено, что в нежилом помещении с кадастровым номером [номер] размещены внутренние структурные подразделения банка.
12 февраля 2019 года между ИП ФИО1 (арендодатель) и ПАО «Сбербанк России» (ПАО Сбербанк) (арендатор) заключен договор №1/19-А долгосрочной аренды нежилого помещения, согласно которому арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование часть нежилого помещения площадью 195,7 кв.м. отдельно стоящего двухэтажного здания общей площадью 1 376,2 кв.м., инвентарный номер 6763, литер А, расположенного по адресу: [адрес]. Помещение состоит из площадей, расположенных на первом этаже объекта. Помещение предоставляется арендатору для размещения дополнительного офиса ПАО Сбербанк. Срок аренды 10 лет.
Дополнительным соглашением №1 от 21 июня 2019 года к договору №1/19-А долгосрочной аренды нежилого помещения от 12 февраля 2019 года стороны пришли к соглашению внести следующие изменения в договор: п.1.1 раздела 1 «предмет договора» изложить в следующей редакции: «1.1. Арендодатель передает арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое помещение П3 площадью 203,7 кв.м., кадастровый номер [номер], расположенного на первом этаже отдельно стоящего двухэтажного здания, находящегося по адресу: [адрес], а арендатор обязуется принять его и вносить арендную плату в порядке и на условиях настоящего Договора».
Согласно ответу ПАО Сбербанк от 15 ноября 2023 года между ИП ФИО1 и ПАО Сбербанк действует долгосрочный договор аренды нежилого помещения №1/19-А от 12 сентября 2019 года общей площадью 203,7 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], кадастровый номер [номер]. Данное помещение используется для размещения дополнительного офиса ПАО Сбербанк №9042/0226, офис оказывает банковские услуги.
Согласно Положению о дополнительном офисе (специализированном по обслуживанию физических лиц) №9042/0226 Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк» внутренне структурное подразделение (ВСП) является специализированным дополнительным офисом по обслуживанию физических лиц. Юридический адрес ВСП: [адрес]. ВСП осуществляет от имени банка банковские операции и сделки, предусмотренные настоящим Положением. Целью деятельности ВСП является качественное обслуживание клиентов, роста их удовлетворенности, обеспечение высокого уровня вовлеченности клиентов за счет эффективного консультирования и формирования персональных предложений, предупреждения проблем и работы с обращениями клиентов, а также выполнение социальной функции банка. Перечень банковских операций и сделок, совершаемых с физическими лицами, определен Перечнем операций и сделок ВСП с физическими лицами, специализированного дополнительного офиса по обслуживанию физических лиц, включает в частности, открытие и ведение банковских счетов (вкладов) физических лиц, оформление переводов, закрытие счетов и др.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно положениям подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса).
Таким образом, в порядке исключения из общего правила, в соответствии с которым налог на имущество уплачивается организациями исходя из среднегодовой остаточной стоимости основных средств, в отношении отдельных видов коммерческой недвижимости налоговая база подлежит исчислению по кадастровой стоимости этого имущества.
Установление указанных особенностей налогообложения, начиная с 01.01.2014 года, имело своей целью переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения, при условии введения региональных льгот для объектов промышленного производства. Устанавливая телеологический смысл соответствующего регулирования, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель исходил из следующего: в подобных зданиях, включаемых в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как правило, осуществляют хозяйственную деятельность или деятельность по сдаче помещений в аренду именно организации-собственники (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 года №2596-О).
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12.11.2020 года №46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
При этом значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 года №374-О).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено и не оспаривалось банком, что в нежилом помещении с кадастровым номером [номер], общей площадью 203,7 кв.м., расположенном по адресу: [адрес], размещены внутренние структурные подразделения банка.
В ходе рассмотрения дела не опровергнуто, что фактически спорное нежилое помещение используется для размещения офисов в целях ведения банком его основной коммерческой и сопутствующей коммерческой (логистика и т.п.) деятельности, поскольку в нем располагаются различные службы банка, включая помещения «клиентский зал», соответствующие помещения оборудованы стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи. В частности, в помещении расположены клиентский зал, помещения перерасчета ценности, кассы, помещения клиента для перерасчета ценностей, помещения бесконтактной передачи ценности, сервисной зоны банкоматов, круглосуточной зоны самообслуживания.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что спорное нежилое помещение отвечает вышеопределенным условиям, является офисным помещением - оборудовано стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, осуществление хранения и приема документов, прием клиентов, прием документов на выдачу кредита, оказание консультативных и информационных услуг, назначение нежилого помещения не противоречит целевому толкованию вышеуказанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе выработанному в судебной практике, поскольку кредитная организация осуществляет хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, направленную на извлечение прибыли, посредством использования офисных помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 года №46-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 года №2596-О, определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 года №9-АПГ17-2, от 23.03.2017 года №57-АПГ17-1 и др.).
Кроме того, из ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе города Дзержинск, Володарском районе от 16 октября 223 №52-05-19/04-2205-2023 следует, что согласно сведениям, содержащимся в реестре уведомлений Роспотребнадзора о начале осуществления предпринимательской деятельности, по адресу [адрес] предпринимательскую деятельность осуществляют следующие лица: ФИО2, дата постановки на учет [дата], список кодов видов деятельности, работ (услуг) по ОКВЭД2 – 47.11.3, адрес филиалов, представительств и мест осуществления деятельности: [адрес] (нежилое пом., 1 этажа); ФИО3, дата постановки на учет 10 сентября 2009 года, список кодов видов деятельности, работ (услуг) по ОКВЭД2 - 5.1, адрес филиалов, представительств и мест осуществления деятельности: [адрес] (10 кв.м.).
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребители и благополучия человека по Нижегородской области в г.о.г. Дзержинск, Володарском районе контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лиц осуществляющих деятельность по вышеуказанному адресу в период с 19 ноября 2020 года по настоящее время не проводилось.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС №2 по Нижегородской области от 17 октября 2023 года ФИО1 выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №26.5-П) №5249190000505 от 27 декабря 2019 года, на применения патентной системы налогообложения на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, в отношении осуществляемого (осуществляемого) им вида (видов) предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
27 декабря 2019 года, указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием следующих объектов: нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта площадью 1 376,2 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес] площадь сдаваемого в аренду объекта 471,5 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 1 399,2 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес] площадь сдаваемого в аренду объекта 471,5 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 75,5 кв.м.
31 декабря 2020 года ФИО1 выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №26.5-П) №5249210000224 на применения патентной системы налогообложения на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, в отношении осуществляемого (осуществляемого) им вида (видов) предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
28 декабря 2020 года, указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием следующих объектов: нежилое помещение, площадь сдаваемого в аренду объекта 1 376,2 кв.м.; нежилое помещение, площадь сдаваемого в аренду объекта 471,5 кв.м.; нежилое помещение, площадь сдаваемого в аренду объекта 1 399,2 кв.м.; нежилое помещение, площадь сдаваемого в аренду объекта 763,1 кв.м.;
17 декабря 2021 года ФИО1 выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №26.5-П) №5249210004063 на применения патентной системы налогообложения на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, в отношении осуществляемого (осуществляемого) им вида (видов) предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
13 декабря 2021 года, указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием следующих объектов: нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 1 376,2 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 763,1 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 203,7 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 1 399,2 кв.м.
23 декабря 2022 года ФИО1 выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №26.5-П) №5249220003392 на применения патентной системы налогообложения на период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, в отношении осуществляемого (осуществляемого) им вида (видов) предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
16 декабря 2022 года, указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием следующих объектов: нежилое помещение, адрес: [адрес] площадь сдаваемого в аренду объекта площадью 1 376,2 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 471,5 кв.м.; нежилое помещение, адрес: [адрес], площадь сдаваемого в аренду объекта 1 399,2 кв.м.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС №2 по Нижегородской области от 16 октября 2023 года ИП ФИО1 с 27 декабря 2019 года по настоящее время применяет патентную систему налогообложения по ввиду деятельности «Сдача в аренду (наем) собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения)» ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники по указанным адресам не зарегистрировано.
Согласно ответу Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 16 октября 2023 года №исх-327-539932/23 следует, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу: [адрес] не выдавалась.
Согласно ответу администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области от 17 октября 2023 №вр.11812803 следует, что нежилые помещение с кадастровыми номерами: [номер], [номер] расположенные в нежилом здании с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес] в период с 19 ноября 2020 года по настоящее время функционирует как промтоварный и продовольственный магазин смешанного ассортимента.
Согласно ответу ОНД и ПР по Володарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области от 23 октября 2023 года №ИВ-165-2-34-539 следует, что на объекте недвижимости - нежилом здании с кадастровым номером [номер], общей площадью 1 376,2 кв.м., расположенном по адресу: [адрес] в период с 19 ноября 2020г по настоящее время осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1.
По объектам недвижимости с кадастровыми номерами [номер], общей площадью 203,7 кв.м., назначение: «нежилое», наименование: «нежилое помещение», расположенное по адресу: [адрес] и [номер], общей площадью 265,3 кв.м., назначение: «нежилое», наименование: «помещение», расположенное по адресу: [адрес], этаж № 1, инвентарный номер 6763 информации в ОНД и ПР по Володарскому району не имеется
На объекте недвижимости - нежилом здании с кадастровым номером [номер], общей площадью 1 376,2 кв.м., расположенном по адресу: [адрес] в период с 19 ноября 2020 года по настоящее время индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по сдаче площадей под торговлю различными видами товаров.
Плановые и внеплановые проверки на объекте недвижимости - нежилом здании с кадастровым номером [номер], общей площадью 1 376,2 по вышеуказанному адресу в период с 19 ноября 2020 года по настоящее время сотрудниками ОНД и ПР по Володарскому району не проводились.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечни объектов недвижимости по их фактическому использованию как объектов торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного помещения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
По смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в юридически значимые периоды в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер] проводились мероприятия по обследованию с целью определения вида их фактического использования.
Однако, в силу приведенных региональных норм, устанавливающих порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Нижегородской области, для целей налогообложения, не исключалась возможность включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимости исходя из критерия их фактического использования без проведения соответствующих мероприятий и составления актов обследования в том случае, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, и (или) документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а равно иная доступная информация позволяли однозначно установить соответствие вида их фактического использования критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данные выводы в полной мере соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 2022 года №5-КАД22-3-К2, согласно которой акты обследования в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, как офисное помещение, следовательно, обоснованно включено в Перечни. При этом, спорное помещение расположено в нежилом здании, которое на 100% является торговым центром (комплексом).
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что использование нежилого здания с кадастровым номером [номер] под объект торгового назначения является достаточным основанием для включения спорного нежилого помещения с кадастровым номером [номер] в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 года.
Суд также учитывает, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения, помещения), которые используются (могут быть использованы) для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, спорный объект недвижимости, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости для последующего определения размера налоговой базы (2 процента от кадастровой стоимости), поскольку с экономической точки зрения спорный объект недвижимости может использоваться по его функциональному назначению и приносить самостоятельный доход.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты признаны судом соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушающими прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 года, о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении на официальном сайте, направить решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, и об обязании административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 года, о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении на официальном сайте, направить решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, и об обязании административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2023 года
Судья областного суда В.Н. Нуждин