НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 07.12.2015 № 3-99/2015

Дело

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Новгород 07 декабря 2015 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е., при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «ГоризонтТрансГаз» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «ГоризонтТрансГаз» к Правительству Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ГоризонтТрансГаз» обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ООО «ГоризонтТрансГаз» указало, что в его собственности находятся два земельных участка с кадастровым номером 52:32:0500029:114 и с кадастровым номером 52:26:0120008:15.

Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена кадастровая стоимость указанных земельных участков, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> руб.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО «Оценочная компания «ВЕТА» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>.

Правильность Отчета ООО «Оценочная компания «ВЕТА» подтверждена положительным экспертным заключением выполненного Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков».

ООО «ГоризонтТрансГаз» полагает, что кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушаются его права, как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, поскольку влечет увеличение налоговой базы и завышение суммы земельного налога, подлежащего оплате.

ООО «ГоризонтТрансГаз» с учетом изменений заявленных требований просило суд установить по состоянию на 01.11.2013 кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10006 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса в размере рыночной – <данные изъяты> руб.;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 44300 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир <адрес>. участок находится примерно в 900 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Кстовский, АО «Запрудновское», категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства многофункционального автомобильного комплекса и объектов придорожного сервиса в размере рыночной – <данные изъяты> руб.

Правительство Нижегородской области представило в суд письменную позицию, указало, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (т.1 л.д.168-176).

Администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области представила в суд заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований возражала. Указала, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с действующим законодательством. Полагает необоснованными доводы, что рыночная стоимость земельного участка должна быть внесена в сведения кадастрового учета в качестве кадастровой стоимости земельного участка, из которой подлежит исчислению земельный налог, так как в соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Администрация указала, что отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО «Оценочная компания «ВЕТА» является недостоверным (т.1 л.д.246).

Администрации Богоявленского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области представила в суд возражения на заявленные требования, в которых указала, что просит отчет об оценке во внимание не принимать, ввиду грубейших нарушений при его составлении, не представлены фотографии земельного участка, не учтено, что территория вокруг данного участка газифицирована (т.1 л.д.246).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило отзыв, в котором указало, что результаты определения кадастровой стоимости, утверждены Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года, ФГБУ «ФКП Росреестра» не допускало незаконных действий, не нарушало своими законными действиями прав и интересов заявителя (т.2 л.д.169-170).

В силу ст.1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

На основании ч.1 ст.3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Согласно п. 15 ст. 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Порядок рассмотрения указанной категории дел определен гл. 25 КАС РФ.

В соответствии с определением Нижегородского областного суда от 20 ноября 2015 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке, предусмотренном КАС РФ, определил процессуальное положение лиц, участвующих в деле: административный истец –Общество с ограниченной ответственностью «ГоризонтТрансГаз»; административные ответчики – Правительство Нижегородской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»; заинтересованные лица – администрация г.Кстово; администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области; администрация Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области; Администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области; Администрации Богоявленского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ГоризонтТрансГаз» ФИО1 заявленные требования поддержал. Согласен с результатами заключения эксперта Федерального бюджетного учреждения Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 30.10.2015 об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Согласен с результатами заключения судебной экспертизы ООО Экспертный центр «Норматив» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, месте и дате судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, установив юридически значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Административный истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

На основании ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пунктами 11, 14 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно п.п. 1, 2, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. 391 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 – 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом согласно части 4 статьи 16 указанного Федерального закона учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

В соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Как установлено ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлен, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 862 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области, по состоянию на 1 ноября 2013 года (приложение 1); утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области по муниципальным районам (городским округам), определенные по состоянию на 1 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (приложение 2); утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области по состоянию на 1 ноября 2013 года (приложение 3); установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков (приложение 4).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежат по праву собственности следующие земельные участки, что подтверждается выпиской из ЕГРП:

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10 006+/-875 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса по состоянию;

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 44 300 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир <адрес>. участок находится примерно в 900 м от ориентира по направлению на юго - запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Кстовский, АО «Запрудновское», категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многотопливного автозаправочного комплекса и объектов придорожного сервиса.

Следовательно, административный истец ООО «ГоризонтТрансГаз», права и обязанности которого как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на принадлежащие ему земельные участки, является в силу положений ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.18, ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.

25 февраля 2015 года административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков по основанию установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на 01.11.2013 с предоставлением всех необходимых для этого документов.

Указанное заявление административного истца решением комиссии № 11/2015 от 18 марта 2015 года было отклонено, в связи с тем, что установлено отклонение рыночной стоимости объектов недвижимости от их кадастровой стоимости более чем на 30 процентов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», кадастровому паспорту, кадастровой справке, сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:32:0500029:114 были внесены в государственный кадастр недвижимости 16.06.2009 года. Какие-либо изменения в сведения по указанному земельному участку в государственный кадастр недвижимости после 20.07.2011 года вследствие изменения его количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, не вносились.

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», кадастровому паспорту, кадастровой справке, сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:26:0120008:15 были внесены в государственный кадастр недвижимости 26.04.2005 года. Какие-либо изменения в сведения по указанному земельному участку в государственный кадастр недвижимости после 13.07.2012 года вследствие изменения его количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, не вносились.

Таким образом, оснований для применения в рамках настоящего дела положений ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не имеется.

Юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость земельных участков, является 01 ноября 2013 года.

В соответствии с выпиской из Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 862, кадастровыми справками, кадастровыми паспортами, информацией, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, кадастровая стоимость указанных земельных участков на дату массовой оценки 01 ноября 2013 года в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО «Оценочная компания «ВЕТА», согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб., а также экспертное заключение Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» на Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО «Оценочная компания «ВЕТА».

В экспертном заключении указано, что замечания к Отчету отсутствуют, рецензируемый Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому урегулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

По ходатайству административного истца определением от 01 июня 2015 г. по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос:

Какова рыночная стоимость следующих земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10006 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса – по состоянию на 01 ноября 2013 года;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 44300 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир <адрес>. участок находится примерно в 900 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Кстовский, АО «Запрудновское», категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства многофункционального автомобильного комплекса и объектов придорожного сервиса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Проведение экспертизы поручено экспертам ООО Экспертный центр «Норматив».

ООО Экспертный центр «Норматив» представило заключение судебной экспертизы от 10 июля 2015 года, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельных участков составляет:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10 006+/-875 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса - 2691614 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 44 300 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир <адрес>. участок находится примерно в 900 м от ориентира по направлению на юго - запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Кстовский, АО «Запрудновское», категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многотопливного автозаправочного комплекса и объектов придорожного сервиса - 26 712 900 рублей.

В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> лица, участвующие в деле, своих возражений относительно заключения судебной экспертизы ООО Экспертный центр «Норматив» от ДД.ММ.ГГГГ не представили.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что с результатами заключения судебной экспертизы ООО Экспертный центр «Норматив» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере <данные изъяты> рублей согласен.

Суд принимает в качестве доказательства рыночной стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> заключение судебной экспертизы ООО Экспертный центр «Норматив» от ДД.ММ.ГГГГ, которым рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 ноября 2013 года определена в размере 26712900 рублей, поскольку в отношении данного земельного участка выводы эксперта сделаны на основе сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, суд находит обоснованным.

В заключении эксперта использованы сведения о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка в конкретном муниципальном образовании в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной в заключении судебной экспертизы ООО Экспертный центр «Норматив» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере <данные изъяты> рублей лицами, участвующими в деле, в порядке ст.ст. 62, 63, 247 КАС РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:26:0120008:15, общей площадью 44 300 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир с. Шава. участок находится примерно в 900 м от ориентира по направлению на юго - запад. Почтовый адрес ориентира: обл. Нижегородская, р-н Кстовский, АО «Запрудновское», категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многотопливного автозаправочного комплекса и объектов придорожного сервиса по состоянию на 01 ноября 2013 г. составляет <данные изъяты> рублей. Следовательно требования административного истца об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года подлежат удовлетворению.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 ноября 2013 года подлежит установлению равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области ФИО5 полагал заключение экспертизы неправильным и не обоснованным, так как по результатам экспертизы цена земельного участка, расположенного в Дальнеконстантиновском муниципальном районе Нижегородской области снизилась в несколько раз, при этом для аналогов не были взяты земельные участки, расположенные в Дальнеконстантиновском муниципальном районе Нижегородской области, а те участки, которые были использованы в качестве аналогов нельзя считать таковыми, неправильно применены поправочные коэффициенты, завышена скидка на торг. Эксперт не принял во внимание, что данный земельный участок расположен в пригороде (до г.Н.Новгорода 56 км), что рядом с земельным участком проходит федеральная трасса, вблизи проходят все коммуникации, к которым можно подключиться, рядом проходит газопровод, на земельном участке расположена опора линии электропередач (т.2 л.д.210-217).

По ходатайству Администрации Богоявленского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области в соответствии с ч.2 ст.87 ГПК РФ по делу была назначена повторная судебная экспертиза, перед экспертами поставлен вопрос:

Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10006 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ?

Проведение экспертизы поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Основанием для назначения повторной экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> послужило то, что у суда возникли сомнения в правильности и обоснованности заключения судебной экспертизы ООО Экспертный центр «Норматив» от ДД.ММ.ГГГГ в части вопроса в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку для аналогов в отношении данного земельного участка были использованы земельные участки, расположенные в других районах Нижегородской области, а не земельные участки, расположенные в Дальнеконстантиновском муниципальном районе Нижегородской области.

Федеральное бюджетное учреждение Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации представило заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10006 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса составляет – <данные изъяты> рублей.

Лица, участвующие в деле, своих возражений относительно указанного заключения эксперта Федерального бюджетного учреждения Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не представили.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что с результатами заключения эксперта Федерального бюджетного учреждения Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей согласен.

Суд принимает в качестве доказательства рыночной стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> заключение эксперта Федерального бюджетного учреждения Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет <данные изъяты> рублей, поскольку в отношении данного земельного участка выводы эксперта сделаны на основе сравнительного подхода к оценке, метод оценки – прямое сравнение продаж, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, суд находит обоснованным.

В заключение эксперта использованы сведения о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка (право собственности, условия финансирования, местоположение) и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов (корректировки на наличие или отсутствие: транспортных путей; электроэнергии; газопровода; водопровода, канализации; на размер площади земельного участка; неотделимые улучшения). По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка в конкретном муниципальном образовании в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной в заключении эксперта Федеральное бюджетное учреждение Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей лицами, участвующими в деле, в порядке ст.ст. 62, 63, 247 КАС РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10 006+/-875 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса по состоянию на 01 ноября 2013 г. составляет <данные изъяты> рублей.Следовательно, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года подлежат удовлетворению.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 52<данные изъяты> по состоянию на 01 ноября 2013 года подлежит установлению равной его рыночной стоимости в размере 2695310 рублей.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Таким образом, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, которая соответствует дате обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - 25 февраля 2015 года.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ГоризонтТрансГаз» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 750 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Дальнеконстантиновский, общей площадью 10 006+/-875 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многофункционального автомобильного комплекса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 44 300 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир <адрес>. участок находится примерно в 900 м от ориентира по направлению на юго - запад. Почтовый адрес ориентира: обл. ФИО2, р-н Кстовский, АО «Запрудновское», категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земля иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства многотопливного автозаправочного комплекса и объектов придорожного сервиса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью «ГоризонтТрансГаз» о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области – 25 февраля 2015 года.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную коллегию Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.

Судья областного суда А.Е. Бушмина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2015 года

Судья областного суда А.Е. Бушмина