НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 07.09.2020 № 3А-699/20

Дело №3a-699/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 07 сентября 2020 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Шкариной Т.А.,

с участием представителя административных истцов Смирнова К.Ю., Попова Д.В. Зинковской О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова К.Ю., Попова Д.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы Смирнов К.Ю. и Попов Д.В. обратились в Нижегородский областной суд 13.07.2020 года с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 2786,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 5696000 рублей по состоянию на 22 апреля 2014 года;

- нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 140,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес]4, равной его рыночной стоимости в размере 342000 рублей по состоянию на 29 апреля 2014 года;

- нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 55,4 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 58000 рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года;

- нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 17,0 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 54000 (Пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 4604+/-24 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 967000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 22272+/-52 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 3363000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 42+/-2 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 7000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

В обоснование заявленных требований административные истцы в административном исковом заявлении указали, что им, Смирнову К.Ю. и Попову Д.В., на основании соответствующих договоров купли-продажи недвижимого имущества в равных долях (по <данные изъяты> доли в праве) принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 2786,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]; нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 140,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]; нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 55,4 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]; нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 17,0 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]; земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 4604+/-24 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес]; земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 22272+/-52 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]; земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 42+/-2 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес].

Кадастровая стоимость нежилых зданий установлена с учетом постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», так в отношении нежилого здания с кадастровым номером [номер] она определена в размере 29949039,23 рублей, нежилого здания с кадастровым номером [номер] – 1511101,31 рубль, нежилого здания с кадастровым номером [номер] – 595412,61 рубля, нежилого здания с кадастровым номером [номер] – 182707,84 рублей.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер [номер], по состоянию на 01.11.2013 года определена в размере 2885142,64 рубля, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер [номер], по состоянию на 01.11.2013 года определена в размере 13956971,52 рубль, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер [номер], по состоянию на 01.11.2013 года определена в размере 26319,72 рублей.

Административные истцы с указанной кадастровой стоимостью объектов недвижимости не согласны, считают ее не соответствующей рыночной стоимости.

По мнению административных истцов кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость. Поскольку они, Смирнов К.Ю. и Попов Д.В., являются плательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц, то завышенная кадастровая стоимость объектов нарушает их права на справедливое налогообложение.

С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости административные истцы обратились к оценщику ООО «И.».

Согласно Отчету об оценке от 12.03.2020 года [номер], выполненному оценщиком ООО «И.», рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 2786,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определена в размере 5696000 (Пять миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч) рублей по состоянию на 22 апреля 2014 года; нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 140,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определена в размере 342000 (Триста сорок две тысячи) рублей по состоянию на 29 апреля 2014 года; нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 55,4 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определна в размере 58000 (Пятьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года, нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, площадью 17,0 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определена в размере 54000 (Пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года.

Согласно Отчету об оценке от 12.03.2020 года [номер], выполненному оценщиком ООО «И.», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 4604+/-24 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], определена в размере 967000 (Девятьсот шестьдесят семь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 22272+/-52 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определена в размере 3363000 (Три миллиона триста шестьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 42+/-2 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], определена в размере 7000 (Семь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Руководствуясь положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные истцы просят установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены о месте и времени слушания дела в установленном законом порядке, направили в суд своего представителя по доверенности Зинковскую О.А.

При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель административных истцов Смирнова К.Ю. и Попова Д.В. Зинковская О.А. требования административного искового заявления поддержала. Заявила ходатайство о допросе в качестве свидетеля оценщика ФИО1, составившую отчеты об оценке от 12.03.2020 года [номер] и [номер]. Ходатайство удовлетворено. Представила уточнение к Отчету [номер]. Заявила ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Судом в качестве доказательства принято дополнение к отчету об оценке [номер] от 12 марта 2020 года (т.2 л.д.90-146).

В судебное заседание другие лица, привлеченные к участию в деле, не явились, извещены о месте и времени рассмотрения административного дела.

Административный ответчик Правительство Нижегородской области представило письменный отзыв и дополнение к письменному отзыву. В отзыве указало, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области по состоянию на 05.06.2011 года утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», представило выписку из Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Нижегородской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков, указанных в административном исковом заявлении. Представлена выписка из Приложения 1 постановления Правительства Нижегородской области в отношении спорных земельных участков. Полагало, что Отчеты об оценке не подтверждают достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости на юридически значимую дату. Кроме того, отмечено, что административными истцами пропущен срок на обращение в суд, установленный ч.3 ст.245 КАС РФ. В дополнении к письменному отзыву указало, что при проведении оценки объектов недвижимости и составлении отчетов №2072 и №2067 оценщиком допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности (т.2 л.д.48-56, 61-63).

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области (далее также - Учреждение) представило в суд отзыв на административное исковое заявление и информацию в отношении спорных объектов недвижимости. В отзыве на административное исковое заявление ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области указывает, что оно не нарушало и не оспаривало права административного истца.

В информации указывается, что земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13.11.2007 года как ранее учтенные. Земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013 года. Земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], согласно Приложению 5 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» (далее - Постановление от 10.12.2014 № 863), отнесены к 9 группе видов разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] утверждена Приложением 1 к Постановлению от 10.12.2014 №863 в размере 2885142, 64 рубля, 13956971,52 рубль, 26319,72 рублей, соответственно.

Объекты капитального строительства поставлены на государственный кадастровый учет в ЕГРН: здания с кадастровыми номерами [номер], [номер] - 11.11.2013 года; здания с кадастровыми номерами [номер], [номер] - 18.11.2013 года. Кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], определена в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 года №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» (далее - Приказ от 18.03.2011г. №113) в размере 31533223,68 рубля, 1805583,36 рубля, 595412,61 рублей (по состоянию на 18.11.2013 года), 182707,84 рублей (по состоянию на 18.11.2013) соответственно.

В последующем в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в характеристики объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер], [номер], что повлекло изменение кадастровой стоимости в соответствии с Приказом от 18.03.2011 г. №113, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 07.06.2012 № 331: актуальная кадастровая стоимость определена в размере 29949039.23 рублей по состоянию на 22.04.2014 года, 1511101.31 рубль по состоянию на 29.04.2014 соответственно. Представлены выписки из ЕГРН в отношении нежилых зданий и земельных участков, акты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (т.2 л.д.1-43).

Заинтересованное лицо администрация р.п.<данные изъяты><данные изъяты> муниципального района Нижегородской области направила в суд ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя администрации (т.1 л.д.234).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Допрошенная в качестве свидетеля оценщик ФИО1, предупрежденная об уголовной ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний и за дачу заведомо ложных показаний, сообщила суду о том, что составляла отчеты об оценки от 12 марта 2020 года [номер] и [номер]. С целью составления отчетов ею производился выезд на место и фотографирование объектов оценки. Пояснила суду о том, что оцениваемые объекты находятся в п.<данные изъяты><данные изъяты> района Нижегородской области. Объекты оценки расположены на границе промышленной зоны и частной жилой застройки. Местоположение объектов характеризуется близостью к административному центу района. Оценка рыночной стоимости объектов капитального строительства осуществлялась исходя из фактического использования зданий на соответствующие даты оценки. В качестве аналогов для каждого из объектов оценки выбирались объекты максимально соответствующие по назначению и ценообразующим факторам, требующие меньшего количества корректировок. Рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] определена с применением затратного и доходного подходов, а нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер] и [номер] с применением затратного подхода. При этом процент внешнего износа определен верно.

Пояснила, что диапазон цен для аналогов земельных участков составил от 101 до 300 рублей за квадратный метр, предложения по аренде земельных участков на дату оценки отсутствуют. Указала, что оценка земельных участков проведена с применением сравнительного подхода. При этом полагала, что величина корректировок обоснована. Указала, что близость к крупным областным дорогам увеличивает стоимость и ликвидность земельных участков, поэтому к стоимости аналогов №3, №4, расположенных на региональных трассах Нижний Новгород - Киров и Нижний Новгород – Выкса, применялся понижающий коэффициент. Стоимость аналога № 1 на местоположение вдоль трассы не корректировалось, поскольку указанное в объявлении расположение вдоль автотрассы Нижний Новгород - Киров не соответствует действительности, а расположение объекта-аналога сопоставимо с оцениваемым объектом. Объекты аналоги №3 и №4 расположены на региональных трассах, поэтому корректировка составляет 0,78. Поскольку у объектов оценки отсутствует железнодорожная ветка, а у объекта-аналога №2 она есть, то к нему применена корректировка в размере 0,88.

Пояснила, что при составлении таблицы №21 в Отчете [номер] произошел технический сбой в программе, и столбцы таблицы сдвинулись, в связи с чем корректировки на расположение объектов-аналогов вдоль автодорог, на железнодорожную ветку (о чем указывает Правительство Нижегородской области в дополнительных возражениях) оказались указанными в других столбцах. Однако это не повлияло на итоговый результат, так как при расчетах корректировки применены правильно. С учетом неправильного отражения в таблице №21 корректировок ею изготовлен уточненный отчет [номер] с исправленным недостатком. Данный уточненный отчет представлен суду.

Свидетель ФИО1 полагала, что рыночная стоимость нежилых зданий и земельных участков ею определена правильно, нарушений требований федеральных стандартов оценки, которые бы привели к неверному определению рыночной стоимости оцениваемых объектов, не допущено.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, заслушав представителя административных истцов и свидетеля, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Как установлено статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, в Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 года №140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05 июня 2011 года.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что требование лица об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть удовлетворено в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права или обязанности такого лица.

Судом установлено, что административным истцам на праве собственности (по <данные изъяты> доли в праве) принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] и земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер]. Данное обстоятельство подтверждается представленными выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.35-37, 39-41, 43-45, 47-49, 51-53, 55-57, т.2 л.д.5-18).

Таким образом, Смирнов К.Ю. и Попов Д.В. как плательщики земельного налога и налога на имущество физических лиц, размер которых зависит от размера кадастровой стоимости, являются лицами, чьи интересы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]. Смирнов К.Ю. и Попов Д.В. в силу закона вправе требовать от суда установления кадастровой стоимости принадлежащих им спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Представителем административных истцов заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления по настоящей делу (т.2 л.д.64).

Приходя к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения административного искового заявления Смирнова К.Ю. и Попова Д.В. по существу, суд полагает необходимым удовлетворить заявленное ходатайство и восстановить предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 01 января 2015 года, так и положениями статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога физических лиц (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом). Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Кроме того, суд учитывает, что право собственности у административных истцов на вышеуказанные объекты недвижимости возникло на основании договоров купли-продажи, заключенных в 2019 году.

Из представленных в суд доказательств следует, что актуальная кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] определена в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 года №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331, по состоянию на 22.04.2014 года для объекта с кадастровым номером [номер], на 29.04.2014 года для объекта с кадастровым номером [номер], на 18.11.2013 года для объектов с кадастровыми номерами [номер], [номер].

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] была определена и утверждена постановлением Правительства Нижегородской от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01 ноября 2013 года. При таких обстоятельствах к требованию об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] может быть определена по состоянию на 01.11.2013 года, что и просит административный истец.

Вместе с тем, суд считает, что по требованию об оспаривании кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] надлежащим административным ответчиком является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», применению подлежат положения статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и кадастровая стоимость может быть определена по состоянию на 22.04.2014 года для объекта с кадастровым номером [номер], на 29.04.2014 года для объекта с кадастровым номером [номер], на 18.11.2013 года для объектов с кадастровыми номерами [номер], [номер], что и просит административный истец.

В соответствии с выписками из ЕГРН кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер] составляет 29949039,23 рублей, нежилого здания с кадастровым номером [номер] – 1511101,31 рубль, нежилого здания с кадастровым номером [номер] – 595412,61 рубля, нежилого здания с кадастровым номером [номер] – 182707,84 рублей, земельного участка с кадастровым номером [номер] - 2885142,64 рубля, земельного участка с кадастровым номером [номер] - 13956971,52 рубль, земельного участка с кадастровым номером - [номер] - 26319,72 рублей (т.2 л.д.19-25).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] и земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], административные истцы Смирнов К.Ю. и Попов Д.В. представили в суд отчет об оценке от 12.03.2020 года [номер], отчет об оценке от 12.03.2020 года №2072 и уточнения к нему (отчет [номер]), составленные оценщиком ООО «И.» ФИО1 (т.1 л.д.59-166, л.д.167-222, т.2 л.д.90-146).

Согласно Отчету об оценке от 12 марта 2020 года [номер] рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 2786,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определена в размере 5696000 (Пять миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч) рублей по состоянию на 22 апреля 2014 года; нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 140,6 кв.м., расположенного по адресу: [номер], определена в размере 342000 (Триста сорок две тысячи) рублей по состоянию на 29 апреля 2014 года; нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 55,4 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определна в размере 58000 (Пятьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года, нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 17,0 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определена в размере 54000 (Пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года.

Согласно Отчету об оценке от 12 марта 2020 года [номер] (с учетом уточнений) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 4604+/-24 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], определена в размере 967000 (Девятьсот шестьдесят семь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 22272+/-52 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], определена в размере 3363000 (Три миллиона триста шестьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 42+/-2 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], определена в размере 7000 (Семь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положениям статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленные в суд отчет об оценке от 12.03.2020 года [номер], отчет об оценке от 12.03.2020 [номер] (с учетом уточнений), составленные оценщиком ООО «И.» ФИО1, суд приходит к следующему.

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.

Из раздела 2 (задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки) отчетов усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости нежилых зданий и земельных участков для пересмотра их кадастровой стоимости. При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке (раздел 6 отчетов).

В отчете об оценке от 12.03.2020 года [номер] оценщиком дано подробное описание объектов оценки – нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер]. Указано, что оцениваемые объекты недвижимости расположены [адрес]. Поселок <данные изъяты> расположен на границе районного центра р.п.<данные изъяты>, расстояние от ул.<данные изъяты> до центра <данные изъяты> менее 3 км. Объекты оценки расположены на границе промышленной зоны и частной жилой застройки. Автомобильные подъезды к зданиям грунтовые, недалеко от автодороги с асфальтовым покрытием. В таблице № 1 Отчета приведены подробные количественные и качественные характеристики нежилых зданий. Объект оценки с кадастровым номером [номер] представляет собой одноэтажное здание 1986 года постройки, назначение: теплая стоянка для автотранспорта и с/х техники, имеет бутовый ленточный фундамент, силикатные кирпичные стены, опилко-цементныне перегородки, ж/б плиты перекрытия, рулонную кровлю, асфальтные полы, ворота деревянный сендвич, окна – глухие деревянные, коммуникации – электричество, водопровод и канализация (выгребная яма), частичное отопление. Объект оценки с кадастровым номером [номер] представляет собой двухэтажное здание 1989 года постройки, имеет ж/б блочный фундамент, кирпичные стены, перекрытия – ж/б плиты, кровля – проф.лист оцинкованный, полы – бетонные, ворота – металлические, окна – глухие деревянные, без отделки и коммуникаций. Объект оценки с кадастровым номером [номер] представляет собой одноэтажное здание 1988 года постройки, имеет ж/б блочный фундамент, панельные стены, перекрытия – ж/б плиты, кровля-рулонная, окна - пустые проемы, без отделки и коммуникаций. Объект оценки с кадастровым номером [номер] представляет собой одноэтажное здание 1990 года постройки, имеет ж/б блочный фундамент, кирпичные стены, перекрытия – ж/б плиты, кровля – рулонная, двери – щитовые, окна без заполнения, без отделки и коммуникаций.

В соответствии с требованиями федерального стандарта оценки в отчете представлен анализ влияния общеполитической и социально-экономической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки, представлен обзор социально-экономического положения Нижегородской области по состоянию на дату оценки с указанием источника информации. Анализ рынка в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г №611, приведен за период, предшествующий дате оценки.

Установлен сегмент рынка, к которому могут быть отнесены объекты оценки – производственно-складская недвижимость северных районов Нижегородской области. Кроме того, отмечено, что с учетом характеристик объектов их можно охарактеризовать как сегмент универсальных низкоклассных производственно-складских объектов северных районов области.

В отчете приведен анализ рынка объекта оценки, фактических данных о ценах, сделках и предложениях с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.

Из отчета от 12.03.2020 года [номер] следует, что для выбора объектов-аналогов оценщиком был изучен рынок предложений объектов производственно-складской недвижимости в «северной» части Нижегородской области по состоянию на 2013 год - апрель 2014 года. Для применения подходов к оценке исследованы цены арендных ставок на объекты производственно-складского назначения, а также рынок продаж земельных участков под производственно-складскую застройку.

Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся оценщиком исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении отчета об оценке, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления оценщиком рыночной стоимостиспорных зданий, суду не представлено.

Указаны основные факторы, влияющие на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов для зданий и для земельных участков, на которых расположены здания.

Наиболее эффективным использованием признано фактическое использование объектов оценки, так нежилое здание кадастровый номер [номер] – производственно-складское здание, нежилое здание кадастровый номер [номер] – здание складского назначения, нежилые здания с кадастровыми номерами [номер] и [номер] – вспомогательные здания (т.1 л.д.71).

Оценка нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер] и [номер] проведена с применением сравнительного, затратного подходов, а нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер] и [номер] проведена с применением затратного подхода. При этом оценщиком обоснована причина отказа от применения доходного подхода к оценке объектов с кадастровыми номерами [номер] и [номер] и причина отказа от применения сравнительного и доходного подходов к оценке объектов с кадастровыми номерами [номер] и [номер] (т.1 л.д.85-86).

При определении рыночной стоимости зданий затратным подходом оценщик использовал метод укрупненных обобщенных показателей стоимости (метод сравнительной единицы). Оценщик произвел расчет затрат на воспроизведение, то есть затрат, необходимых для воспроизведения аналогичного объекта в текущих ценах на дату оценки. Расчет затрат произведен по методу сравнительной единицы, который основан на сравнении единицы площади или единицы объема объекта оценки со стоимостью единицы площади или единицы объема объекта-аналога. Расчет производился на основе методики перерасчета стоимости строительства 1 куб.м. аналогичного оцениваемому объекту из базового уровня цен с последующим перерасчетом их в уровень цен на дату оценки. Использованы сведения, содержащиеся в сборнике Укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и Укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений (УПВС). Произведена корректировка коэффициентов стоимости строительства на даты оценки по сравнению с 1969 годом. В отчете определена величина физического износа, функционального и экономического устаревания объектов оценки, расчет затрат на замещение зданий (т.1 л.д.87-92).

При определении рыночной стоимости объектов оценки [номер] и [номер] с использованием сравнительного подхода оценщик использовал метод сравнения продаж. Подобраны объекты - аналоги из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки с кадастровыми номерами [номер] и [номер]. Обосновано применение корректировок к объектам-аналогам. Указаны источники информации, применяемой при использовании сравнительного подхода (т.1 л.д.93-102).

По результатам применения различных подходов к оценке оценщиком произведено согласование результатов оценки с присвоением к подходам весовых коэффициентов (т.1 л.д.102-оборот-104).

В отчете приведен подробный анализ земельных участков, на которых расположены оцениваемые здания.

Исследовав представленный в суд Отчет об оценке от 12.03.2020 года [номер], суд приходит к следующему.

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки – земельных участков определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком [номер] в Отчете приведено задание на оценку, указаны допущения и ограничительные условия, использованные при оценке, сведения о заказчике и оценщике, приведен перечень документов, устанавливающих характеристики объекта оценки, использованные источники информации.

Оценщиком дано описание объектов оценки - земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], в том числе их качественные и количественные характеристики, учитывающие текущее использование, местоположение земельных участков, их площадь, зарегистрированное право, разрешенное использование, состояние земельных участков, транспортную доступность.

Оценщиком указано, что земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 4604+/-24 кв.м., расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес]2; земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 22272+/-52 кв.м., расположен по адресу: [адрес]; земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 42+/-2 кв.м, расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес].

Поселок <данные изъяты> расположен на границе районного центра р.п.<данные изъяты>, расстояние от ул.<данные изъяты> до центра р.п.<данные изъяты> менее 3 км. Объекты оценки расположены на границе промышленной зоны и частной жилой застройки. Автомобильные подъезды к зданиям грунтовые, недалеко от автодороги с асфальтовым покрытием.

Оценщиком в таблице №1 Отчета [номер] приведены подробные количественные и качественные характеристики земельных участков (т.1 л.д.98-101).

Оценщиком проведен анализ рынка в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г №611, приведен за период, предшествующий дате оценки.

Определен сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты – земельные участки, коммерческого назначения под производственно - складскую застройку (т.2 л.д.110).

Наиболее эффективным использованием спорных земельных участков признано их разрешенное и фактическое использование, а именно для размещения промышленных объектов (раздел 4 Отчета) (т.2 л.д.115-116).

В Отчете оценщик привел объем доступных рыночных данных о ценах предложений. Подобрано 15 предложений о продаже земельных участков с указанием цены и характеристик земельных участков (таблица 4 на л.д.111-112, т.2). Приведено обоснование отбора (использование либо не использование) земельных участков в качестве объектов-аналогов.

Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся оценщиком исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении Отчета об оценке, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления оценщиком рыночной стоимости спорных земельных участков, суду не представлено.

В отчете содержатся сведения о ценообразующих факторах, влияющих на размер рыночной стоимости земельных участков, к которым оценщиком отнесено: категория и разрешенное использование земель, имущественные права, местоположение, наличие инженерных коммуникаций, площадь.

Оценка земельных участков проведена с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом оценщиком указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов.

При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора объектов-аналогов, применение вносимых корректировок и поправок при сравнении объектов оценки и объектов-аналогов.

Судом учтено, что для сравнения оценщиком выбраны земельные участки-аналоги, сопоставимые с оцениваемыми по основным ценообразующим факторам по состоянию на дату оценки, также расположенные в районах сходного экономического развития. Из приложенных к отчету об оценке распечаток объявлений с сайтов сети Интернет следует, что объекты-аналоги подобраны с учетом даты оценки в пределах срока экспозиции. Даты публикации объявлений предшествуют дате оценки.

Суд полагает, что подобранные оценщиком объекты-аналоги соответствуют определению, приведенному в ФСО №1 и ФСО №7.

Таким образом, к отчетам приложены копии материалов распечаток, используемых оценщиком при составлении отчета; в отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов. Также в отчетах имеются распечатки (скрин-шоты) интернет-страниц объявлений с указанием авторов информации, даты размещения информации. Требования к содержанию отчетов об оценке, содержащиеся в ФСО №3, суд признает соответствующими. Отчеты содержат, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самих объектов оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчетах содержится.

Оценщик ФИО1 является лицом, обладающим специальными познаниями, имеющим профессиональное образование в области оценки (диплом о профессиональной переподготовке ПП [номер], выдан Межотрослевым институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров ННГАСУ от 15.04.2003 года), повышала квалификацию по программе «Оценочная деятельность» в 2009 году, 2012 году, 2015 году. Стаж работы в оценочной деятельности - 17 лет. Получен квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 09.02.2018 года [номер]. Деятельность оценщика застрахована.

Сведений о том, что оценщик ФИО1 является лицом, имеющим имущественный интерес в объектах оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении оценщика ФИО1 у суда не имеется.

Суд учитывает показания допрошенной в качестве свидетеля оценщика ФИО1, предупрежденной судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Суд также учитывает представленный уточненный отчет об оценке [номер], в котором исправлены недостатки, указанные в дополнительном отзыве Правительства Нижегородской области (т.2 л.д.127).

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке от 12.03.2020 года [номер], отчету об оценке от 12.03.2020 года [номер], составленным оценщиком ООО «И.» ФИО1 у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорных зданий и земельных участков лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящей делу требования административного истца.

Суд полагает, что не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельных участков в размере их рыночной стоимости доводы Правительства Нижегородской области, ФГБУ «ФКП Росреестра». В данном случае основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость (статья 24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») при определении которой кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается равной этой рыночной стоимости.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящей делу требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости – нежилых зданий и земельных участков в размере их рыночной стоимости.

При этом суд отмечает, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, вступившее в законную силу судебное решение по спору о результатах определения кадастровой стоимости является в силу закона основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Так как обращение Смирнова К.Ю. и Попова Д.В. в суд имело место 13.07.2020 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости считать 13.07.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Смирнова К.Ю., Попова Д.В. по настоящему административному делу удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 2786,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 5696000 (Пять миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч) рублей по состоянию на 22 апреля 2014 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 140,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 342000 (Триста сорок две тысячи) рублей по состоянию на 29 апреля 2014 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 55,4 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 58000 (Пятьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 17,0 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 54000 (Пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 18 ноября 2013 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 4604+/-24 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 967000 (Девятьсот шестьдесят семь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 22272+/-52 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 3363000 (Три миллиона триста шестьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации цеха глубокой деревопереработки по выпуску топливных гранул, площадью 42+/-2 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 7000 (Семь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости считать 13.07.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 18 сентября 2020 года.

Судья М.А. Кручинин