НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 01.02.2021 № 3А-13/2021

КОПИЯ

Дело №3a-13/2021

(№3а-853/2020)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 01 февраля 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Буруновой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ворониной О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 30.09.2020 г. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 53814+/-2030 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес], равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, с учетом изменения требований в порядке ст. 46 КАС РФ просит суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере 4843 000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее: ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером [номер], общей площадью 53814+/-2030 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес]; кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-323755/19 от 28.10.2019 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» и составляет для земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 января 2019 года в размере 18 832 209,30 руб.; согласно отчету ООО «<данные изъяты>» от 17.09.2020 г. [номер], по состоянию на 01.01.2019 г. рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 5 381 000 руб.; административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение платы за увеличение площади земельного участка, а также налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о месте и времени рассмотрения дела в суде в порядке, предусмотренном главой 9 КАС РФ.

Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области представлен письменный отзыв, в котором указано, что государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, распложенных на территории Нижегородской области, проведена в Нижегородской области в 2019 году ГБУ НО «Кадастровая оценка» на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 13.11.2018 [номер], в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2018 года № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183.

Также отмечается, что административный истец в порядке ст.20 Федерального закона № 237-ФЗ за разъяснениями, связанными с определением кадастровой стоимости, в ГБУ «Кадастровая оценка» - не обращался, за исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в порядке ст.21 Федерального закона №237-Ф3 - не обращался.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы настоящего административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, части 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также - Федеральный закон от 03 июля 2016 года №237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 13.11.2018 года №Сл-326-26657/18 «О проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» постановлено провести в 2019 году государственную кадастровую оценку земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области. На государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» возложена обязанность осуществить выполнение работ по определению кадастровой стоимости и составлению отчета об итогах государственной кадастровой оценки земель, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 12.03.2018 года №253-р создано ГБУ НО «Кадастровая оценка», основной целью деятельности которого является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2019 года №326-13-323755/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 18 832 209,30 рублей.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что требование лица об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть удовлетворено в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности такого лица.

Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером [номер], общей площадью 53814+/-2030 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес]

Данное обстоятельство подтверждается представленными выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

При таких обстоятельствах ФИО2 является лицом, заинтересованным в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер]

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером [номер], местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес] внесен в Единый государственный реестр недвижимости 02.06.2008.

В рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, земельный участок с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2019.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] утверждена Приложением 1 к Приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 326-13- 323755/19 от 28.10.2019 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» в размере <данные изъяты> рублей.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], является 01.01.2019 г.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке ООО «<данные изъяты>» от 17.09.2020 г. [номер], в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 01.01.2019 г. составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии со статьей 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.

По инициативе суда по делу была назначена экспертиза.

Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>» ФИО1 от 28.12.2020г. [номер] рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 53814+/-2030 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес], составляет <данные изъяты>) руб. по состоянию на 01.01.2019 г.

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленный в суд отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена с учетом результатов, указанных в заключении эксперта. При этом суд исходит из следующего.

Исследовав представленное в суд экспертное заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» ФИО1 от 28.12.2020г. [номер], суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась экспертом с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611. Целью и задачей экспертной оценки являлось определение рыночной стоимости земельного участка для пересмотра его кадастровой стоимости в соответствии с определением суда о назначении экспертизы.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что экспертом обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при экспертной оценке. Приведен перечень используемых при проведении экспертной оценки источников информации и использованной литературы.

Экспертом дано подробное описание объекта экспертной оценки. Указывается, что объект экспертного исследования расположен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес] разделен рекой Волга на две части, часть, расположенная на правом берегу реки расположен районный центр г. Лысково, экономически более развита, чем левая. Мост, который мог бы соединить эти две части района отсутствует, поэтому, для того, чтобы добраться до левобережной стороны Лысковского района необходимо воспользоваться мостом через Волгу, расположенном в Борском направлении. От районного центра г. Лысково до объекта экспертизы можно добраться через паромную переправу через р. Волгу, расстояние составит порядка 30 км. Территориально объект экспертизы расположен на противоположном от районного центра берегу р. Волги. Участок расположен между [адрес] и [адрес]. От областного центра добраться до объекта экспертизы возможно автомобильным транспортом через Борский мост, расстояние более 100 км. Ближайшее окружение: земельные участки сельхозназначения, территория н.[адрес] и н.[адрес], земли лесного фонда, затон р. Волги. До реки возможно доехать автомобильным транспортом по грунтовой дороге, расстояние порядка 2 км. Прямого выхода на берег реки от объекта экспертизы нет. Подъездные пути: в 2-х км от н.[адрес] проходит оживленная автомагистраль. От [адрес] до объекта экспертизы ведет грунтовая дорога удовлетворительного качества. Учитывая изложенное, экспертом сделан вывод о низком уровне коммерческой привлекательности месторасположения оцениваемого объекта. На дату оценки 01.01.2019 г. наличие инженерной инфраструктуры на земельном участке отсутствует. Земельный участок расположен в рекреационной зоне, на удалении от автомагистралей и населенных пунктов. Территория не благоустроена, участок зарос деревьями. Наиболее эффективным использованием земельного участка, исходя из его предназначения для использования в соответствии с его разрешенным использованием, признано использования для размещения базы отдыха (объекта рекреационного назначения).

Анализ рынка объекта недвижимости в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г №611, приведен за период, предшествующий дате экспертной оценки – 01.01.2019 года.

Установлен сегмент рынка, к которому может быть отнесен оцениваемый земельный участок – под застройку объектами рекреационного назначения.

Экспертное заключение содержит анализ фактических данных о ценах предложений с объектами, подобными объекту экспертной оценки. Приведены 11 объявлений о продаже земельных участков под застройку объектами рекреационного назначения. Обоснован выбор аналогов.

Определены ценообразующие факторы для земельных участков под застройку объектами рекреационного назначения, влияющие на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся экспертом исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении экспертного заключения, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка, суду не представлено.

Экспертная оценка земельного участка экспертом проведена с применением сравнительного подхода к оценке.

При определении рыночной стоимости объекта экспертной оценки с использованием сравнительного подхода эксперт применил метод сравнения продаж. Подобрано 4 объекта-аналога из сегмента рынка, к которому относится земельный участок - объект экспертной оценки. К объектам-аналогам применены поправки, приводящие объекты-аналоги к наибольшей схожести с объектом экспертной оценки.

Таким образом, экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, оказывающим влияние на стоимость объекта экспертной оценки, и использовавшимся при определении стоимости земельных участков.

Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не опровергнуты. Само экспертное заключение, в котором определена величина рыночной стоимости земельного участка, является допустимым и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта экспертной оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены собранными материалами. Ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Эксперт ФИО1 является членом саморегулируемой организации оценщиков – ассоциации «<данные изъяты>», регистрационный номер [номер] от 31.07.2007 г., имеет специальное образование в оценочной деятельности; проходила профессиональную подготовку; получен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 02.02.2018 года [номер] по направлению оценочной деятельности «<данные изъяты>»; ответственность оценщика застрахована в СПАО «<данные изъяты>».

Сведений о том, что эксперт ФИО1 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 33 КАС РФ, суду не представлено и судом не установлено.

Эксперт ФИО1 предупреждена судом об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Сомнений в правильности заключения судебного эксперта по вопросу, поставленному ей для разрешения, у суда не имеется.

Суд не может принять в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка отчет об оценке от 17.09.2020 г. [номер]-ЗУ/2020, составленный ООО «<данные изъяты>».

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу административные исковые требования ФИО2 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 53814+/-2030 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес], в размере его рыночной стоимости <данные изъяты>) рублей по состоянию на 01.01.2019 г.

Суд полагает, что не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований доводы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области. В данном случае, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости – земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости.

При рассмотрении настоящего административного дела суд учитывает правовую позицию, содержащуюся в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации относительно возможности обжалования результатов определения кадастровой стоимости.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 года №1555-О указано о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, и само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2016 года №15-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска» кадастровая стоимость представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а, как следует из части третьей статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов. Что касается рыночной стоимости - за которой признается преимущество, в том числе в качестве налоговой базы (пункты 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, абзац шестой пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку она получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости, - то она также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки, согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Таким образом, как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость являются условными, но считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона, в том числе во исполнение статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами. При этом имеющиеся допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, при том что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая соответствует дате его обращения в Нижегородский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть 30.09.2020 г.

При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В силу приведенных норм федерального законодательства сведения об установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.

Также суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с ч.1.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом положения ч.1.1 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В силу приведенных норм федерального законодательства сведения об установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат учету при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО2 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 53814+/-2030 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир [адрес], определенную по состоянию на 01 января 2019 года, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>) рублей.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] считать 30 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.

П.П. Судья Бурунова С.В.: подпись

Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2021 года.

Судья Бурунова С.В.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья С.В. Бурунова