НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Никольского районного суда (Вологодская область) от 02.09.2019 № 2-299/19

Дело № 2-299/2019

УИД 35RS0017-01-2019-000395-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2019 года г. Никольск

Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Шмаковой О.А., при секретаре Куклиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Никольского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Завражского сельского поселения, о признании действий ответчика незаконными и взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц,

Установил:

Прокурор Никольского района обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к администрации Завражского сельского поселения, о признании действий ответчика незаконными и взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц, (далее-НДФЛ). В обоснование указано, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения администрацией Завражского сельского поселения требований пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что ФИО1 01.01.2006 года была принята на работу в администрацию Завражского сельского поселения на должность главного бухгалтера (главный специалист). С 13.02.2016 ФИО1 уволена с занимаемой должности на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ и ей за счет средств местного бюджета установлена с 01.03.2016 ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 1578 руб. С 01.03.2016 по 31.12.2018 с выплачиваемой ФИО1 доплаты к пенсии удерживался НДФЛ в размере 13 %. За вышеуказанный период времени общая сумма НДФЛ удержанная с ФИО1 составила 6975 руб. Указанную сумму прокурор просит взыскать с ответчика в пользу ФИО1, а также признать незаконными действия администрации Завражского сельского поселения по удержанию НДФЛ с ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной ФИО1, в период с 01.03.2016 по 31.12.2018.

В судебном заседании помощник прокурора Полевая М.А. требования поддержала, просила их удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело без ее участия, исковые требования просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Завражского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия.

Представители третьих лиц МКУ «Центр бюджетного учета и отчетности Никольского муниципального района», Межрайонная ИФНС России № 10 по Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений против удовлетворения требований не представили.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы, пришел к следующему.

01.01.2006 между администрацией Завражского сельского поселения и ФИО1 заключен трудовой договор (б/н), согласно которого ФИО1 принята на работу в администрацию Завражского сельского поселения на должность главного бухгалтера (главный специалист). На основании указанного трудового договора издано распоряжение администрации Завражского сельского поселения от 01.01.2006 № ХХ «О приеме на работу ФИО1».

На основании распоряжения администрации Завражского сельского поселения от 12.02.2016 № ХХ-р «Об увольнении ФИО1» трудовой договор, заключенный с ФИО1, расторгнут, с 13.02.2016 ФИО1 уволена с занимаемой должности на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с распоряжением администрации Завражского сельского поселения от 15.02.2016 № 3-р «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим администрации Завражского сельского поселения» ФИО1 за счет средств местного бюджета установлена с 01.03.2016 ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 1578 руб.

С 01.03.2016 по 31.12.2018 с выплачиваемой ФИО1 доплаты к пенсии удерживался НДФЛ в размере 13 %.

Согласно информации, представленной администрацией Завражского сельского поселения, за вышеуказанный период времени с назначенной ФИО1 доплаты к пенсии удержан НДФЛ в размере 6975 руб., в том числе: 2051 руб. – за 2016 г., 2462 руб. – за 2017 г., 2462 руб. – за 2018 г.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых, обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.

При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») осуществляются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Поскольку ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов являются одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, то в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ эти выплаты не подлежат налогообложению.

Проведенными прокуратурой района проверочными мероприятиями установлено, что 17.12.2008 Советом Завражского сельского поселения принято решение № 47 «О доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Завражского сельского поселения Никольского муниципального района».

На основании п. 4 вышеуказанного решения Совета Завражского сельского поселения от 17.12.2008 доплата к пенсии, установленная в соответствии с настоящим Положением, налогом не облагается.

Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ, п. 4 решения Совета Завражского сельского поселения от 17.12.2008 № 47 «О доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Завражского сельского поселения Никольского муниципального района» в период времени с 01.03.2016 по 31.12.2018 с ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1 администрацией Завражского сельского поселения незаконно удержан НДФЛ в размере 6975 руб. в том числе: 2051 руб. – за 2016 г., 2462 руб. – за 2017 г., 2462 руб. – за 2018 г., поэтому действия ответчика следует признать незаконными.

Расчет истца проверен судом и признается правильным.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Как следует из п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом восстребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Спорные отношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, к указанным отношениям неприменимы.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Следует признать действия администрации Завражского сельского поселения по удержанию НДФЛ с ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной ФИО1, незаконными, взыскать с ответчика незаконно удержанный налог за период с 01.03.2016 по 31.12.2018 в размере 6975 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Никольского района, действующего в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Завражского сельского поселения по удержанию НДФЛ с ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной ФИО1, в период с 01.03.2016 по 31.12.2018.

Взыскать с администрации Завражского сельского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1, ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, сумму незаконно удержанного с ежемесячной доплаты к пенсии НДФЛ за период с 01.03.2016 по 31.12.2018 в размере 6975 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Никольский районный суд Вологодской области в течение месяца с момента вынесения.

Судья О.А. Шмакова