НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Никольского районного суда (Пензенская область) от 27.11.2018 № 2А-416/18

№2а-416/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» ноября 2018 года Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Саулиной В.В.,

при секретаре Архиповой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске в помещении районного суда административное дело по административному иску ФИО3 к администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области, Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области об организации изготовления и установки надгробия на могилу полного кавалера орденов Славы трех степеней ФИО1,

установил:

Административный истец ФИО3 обратилась в суд с названным административным иском, указав, что в январе 2018 года ей стало известно от директора краеведческого музея г. Никольска ФИО2 о том, что ее отец, ФИО1, является полным кавалером орденов Славы трех степеней. Ее отец за отвагу и храбрость был награжден орденом Славы III степени №26209 приказом 167-й стрелковой дивизии №07/н от 14.02.1944 г.; орденом Славы II степени №49327 приказом войскам 1-й гвардейской армии №062/н от 03.11.1944 г.; орденом Славы I степени приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.09.1996 года, т.е. спустя 10 лет после его смерти. В апреле 2018 года она обратилась в администрацию Ильминского сельсовета с заявлением об оказании содействия в установлении памятника на могиле ее отца. Однако письмом №117 от 19.10.2018 года ей было отказано в этом в связи с пропуском 18 месяцев со дня смерти отца, который умер 07.10.1986 года. Считает данный отказ ущемляющим право умершего на увековечение его памяти и препятствующим реализации данного права. Просила обязать администрацию Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области организовать изготовление и сооружение надгробия на могиле ее отца ФИО1, полного кавалера орденов Славы трех степеней, умершего 07.10.1986 года.

Письменным заявлением от 14.11.2018 года административный истец ФИО3 заявленные требования уточнила, просила обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, администрацию Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области организовать изготовление и сооружение надгробия на могиле ее отца ФИО1, полного кавалера орденов Славы трех степеней, умершего 07.10.1986 года.

В судебном заседании административный истец ФИО3 административные исковые требования уточнила, просила признать незаконными бездействия Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области по организации изготовления и установки надгробия на могилу ФИО1 - полного кавалера ордена Славы; обязать административных ответчиков организовать изготовление и установку надгробия на могилу полного кавалера ордена славы ФИО1. При этом пояснила, о том, что ее отец ФИО1 является полным кавалером ордена Славы узнала только в апреле 2018 года и сразу же обратилась в администрацию Ильминского сельсовета Никольского района с просьбой установить надгробие на месте захоронение отца в соответствии с действующим законодательством. Однако ей было отказано за пропуском 18 месячного срока со дня смерти отца. Считает, что административные ответчики в силу закона должны были организовать изготовление и установку надгробия на могиле ее отца являющегося полным кавалером ордена Славы, но они бездействовали и бездействуют до настоящего времени.

Представитель административного ответчика - Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении представитель ФИО4, действующая по доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении иска отказать, со ссылкой на пропуск административным истцом 18-ти месячного срока, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2016 №31

Представитель административного ответчика - администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области ФИО5 заявленные требования не признал и пояснил, что ФИО1, умер 07.10.1986 года, захоронен на сельском кладбище с. Ильмино Никольского района Пензенской области. Действительно ФИО1 является кавалером ордена Славы трех степеней. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2016 года №31 г. сроки изготовления и установки надгробий установлены не позднее 18 месяцев со дня смерти полного кавалера ордена Славы. В данном случае сроки изготовления и установления надгробия ФИО1 административным истцом пропущены.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Преамбулой Закона Российской Федерации от 15.01.1993 года №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» установлено, что настоящим Законом признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, признается необходимость осуществления государством мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, устанавливается их статус и предоставляются соответствующие выплаты и льготы.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 года №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» граждане, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы, имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2-9 настоящего Закона.

Согласно части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 года №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» предусмотрено Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя или полного кавалера ордена Славы надгробия, установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», одной из форм увековечивания памяти погибших при защите Отечества являются хранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

Согласно ст.3 Закона Российской Федерации «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 года №4292-1, захоронения погибших при защите Отечества с находящими на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Обязанность по содержанию и благоустройству воинских захоронений, в частности индивидуальных могил на общих кладбищах, возложена на органы местного самоуправления безотносительно даты смерти лица, погибшего при защите Отечества, а также от времени, прошедшего с его смерти.

В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат воинскому учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления… На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак, составляется паспорт. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления…

Согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», руководство работой по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Деятельность указанного органа и работа по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.

Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Согласно повторному свидетельству о смерти серии II-ИЗ №618689 от 04.05.2018 года в с. Ильмино, Никольского района Пензенской области 07.10.1986 года умер ФИО1.

27.04.2018 года административный истец ФИО3 (дочь ФИО1) обратилась в администрацию Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области с заявлением об установлении памятника на могиле своего отца ФИО1 - полного кавалера ордена Славы.

Письмом администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области от 19.10.2018 года №117 ФИО3 отказано в установлении памятника на могиле полного кавалера ордена Славы ФИО1, в связи с пропуском 18-ти месячного срока со дня его смерти, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 года №31.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 №217 «О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» установлено, что надгробие изготавливается и устанавливается на могиле не позднее 18 месяцев со дня смерти лица, имеющего на это право.

Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 05.04.2018 года №2/212237 следует, что сержант ФИО1, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, командир отделения 615-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии, награжден: орденом Славы III степени №26209 приказом 167-й стрелковой дивизии №07/н от 14 февраля 1944 г.; орденом Славы II степени №49327 приказом войскам 1-й гвардейской армии №062/н от 3 ноября 1944 г. (награды вручены, орденская книжка Г №612391); орденом Славы III степени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 г. (за ранение) по должности снайпера (отметки о вручении не имеется).

В приказе Министерства обороны Российской Федерации по личному составу №535 от 13 сентября 1996 года значится: §1 На основании Статуса ордена Славы отменить пункты приказов командиров корпусов и дивизий, ошибочно изданных в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов о повторном награждении орденами Славы одной и той же степени в части, касающейся нижепоименованных лиц: ФИО1, награжденного орденом Славы III степени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 года… §2 На основании Статуса ордена Славы нижепоименованных бывших военнослужащих - участников Великой отечественной войны 1941-1945 годов наградить: орденом Славы I степени ФИО1

Согласно материалам Никольской городской администрации об увековечивании памяти, ФИО1, <дата> года рождения является полным кавалером ордена Славы.

Таким образом, ФИО1, умерший 07.10.1986 года и захороненный на сельском кладбище с. Ильмино, Никольского района Пензенской области, является полным кавалером ордена Славы и в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.01.1993 года №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» на него распространяются льготы по установке на месте его захоронения надгробия установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета.

Суд не принимает во внимание доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом ФИО3 восемнадцатимесячного срока для изготовления и установки надгробия на могиле своего отца полного кавалера ордена Славы ФИО1 по следующим основаниям.

Исходя из смысла положений ч.2 ст.9 Закона РФ от 15.01.1993 №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», ст.11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 года №4292 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», Постановления Правительства РФ от 21.03.1994 №217 «О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», восемнадцатимесячный срок для изготовления и установки надгробия установленного образца на могилах Героев Советского Союза, Героев России или полных кавалеров ордена Славы определен законодателем с целью обеспечить право указанных лиц на льготу, и не может быть истолкован как ограничивающий указанное право.

Кроме того, приведенными выше нормативными актами не предусмотрен заявительный характер со стороны родственников Героев Советского Союза, Героев России или полных кавалеров ордена Славы на изготовление и установку надгробия установленного образца на могилах лиц, имеющих на это право, напротив, на административных ответчиков в силу закона возложены обязанности по исполнению требований законодательства по представлению льгот и увековечиванию памяти Героев Советского Союза, Героев России или полных кавалеров ордена Славы.

В силу пункта 2.5.1 Положения о Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 года №33-пП, Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области обеспечивает предоставление мер социальной поддержки героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, предусмотренных статьями 1,4-9 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 №4301-1 «О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с последующими изменениями).

Таким образом, надлежащим административным ответчиком в рамках данного дела является Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает незаконным бездействие Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по организации изготовления и установки надгробия на могилу полного кавалера ордена Славы ФИО1.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО3 к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по организации и установки надгробия на могилу полного кавалера ордена Славы ФИО1.

Обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области организовать изготовление и установку надгробия на могилу полного кавалера ордена Славы ФИО1.

В удовлетворении иска к администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено «28» ноября 2018 года.

Судья: