НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Николаевского районного суда (Волгоградская область) от 09.06.2016 № 2-343/2016

Дело № 2-343/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2016 года <адрес>

Николаевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Клименко С.В.,

при секретаре ФИО9,

с участием истца ФИО4, представителя ответчика ФИО10, ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование своих требований ФИО4 указала, что она вынуждена была бежать от войны на <адрес>, проживает в <адрес> у родственников. Является пенсионеркой, но пенсию не получает. Имеет на иждивении двоих взрослых детей-инвалидов. Никаких пособий не получает. Считает себя и свою семью беженцами. По приезду в <адрес> она обратилась в ОУФМС по <адрес> и там ей пояснили, что им нужно ехать в <адрес>, где формируют организованные группы. Они поехали в <адрес>, там их направили в <адрес>. Однако в <адрес>, посмотрев их документы, пояснили, что для получения статуса «соотечественника» им нужно ехать снова в <адрес> по месту своего рождения и проживания родственников. В <адрес> она с семьей находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приехав снова в <адрес>, она снова обратилась в ОУФМС в <адрес> и ей было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Потом она оформила свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В ДД.ММ.ГГГГ приходила в Управление пенсионного фонда в <адрес>, однако ей там не разъяснили надлежащим образом, какие нужны документы, чтобы получить в России пенсию и не выдали сразу памятку для беженцев с <адрес>. Поэтому она не смогла еще в ДД.ММ.ГГГГ оформить пенсию.

Просит суд взыскать с Управления пенсионного фонда в <адрес> невыплаченную ей пенсию со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, увеличила свои требования и просит также взыскать с ответчика дополнительно её пенсию по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, а также выплату ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истица поддержала свои требования.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали.

Истица в судебном заседании пояснила, что добавить к изложенному в исковом заявлении у неё нечего, противоправность ответчика она оценивает по своему внутреннему убеждению, так как сведениями о наличии каких-либо нормативных актов, регламентирующих обязанности ответчика при изложенных обстоятельствах, она не располагает.

Выслушав сторону, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела, суд пришел к следующему.

Истицей заявлены требования о взыскания неначисленной и невыплаченной пенсии и других платежей, а также требования о взыскании компенсации морального вреда.

По первым требованиям суду надлежит установить, имелись ли у ГУ УПФ РФ в <адрес> основания для назначения и выплаты ФИО4 пенсии со ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что ФИО4, гражданка <адрес>, въехала на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ через КПП «<данные изъяты>», зарегистрировалась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается миграционной картой.

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес>ФИО4 выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес>ФИО4 выдано свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Действующим законодательством предусмотрено назначение и выплата пенсии, других пенсионных выплат, трем категориям граждан:

- граждане Российской Федерации;

- граждане, имеющие статус беженца;

- иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Российской Федерации.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым ДД.ММ.ГГГГ Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.

В силу ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статьей 7 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (до ДД.ММ.ГГГГ - ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Так же право на пенсионное обеспечение имеют, наравне с гражданами Российской Федерации, лица получившие статус беженца или вынужденного переселенца (при постоянной регистрации на территории Российской Федерации), подтверждённый удостоверениями установленного образца, выдаваемых территориальными органами ФМС России.

Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание (регистрация) на территории Российской Федерации.

Сроки назначения пенсии пенсионерам, переселившимся на место жительства из государств - участников Соглашения от 19.03.1992 года, определены абзацем шестым пункта 1 письма Минсоцзащиты России от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», - пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В судебном заседании установлено, что при обращении за устной консультацией в клиентскую службу УПФ РФ в <адрес>ФИО4 был предоставлен паспорт гражданки <адрес> с отметкой о месте проживания (места жительства) на территории <адрес>: <адрес>. Вид на жительство, или иной документ, подтверждающий постоянное проживание (постоянную регистрацию) на территории Российской Федерации, ФИО4 так же не были предоставлены. В связи с чем, ей были даны разъяснения, на которые ФИО4 ссылается в своем заявлении.

Исходя из содержания положений международного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и норм федеральных законов, суд пришел к выводу о том, что пенсионер признается переселившимся из государства – участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства.

Учитывая изложенное, применительно к назначению пенсии рассматриваемой категории граждан это означает, что при наличии у иностранного гражданина (лица без гражданства) вида на жительство подтверждается одно из условий, дающее право на пенсионное обеспечение.

Истица в своем заявлении и в судебном заседании определяет свой статус как «Беженца». Однако эти доводы несостоятельны, так как статуса «Беженца» подтвержденного документально, ФИО4 не имела и не имеет. Её статус определялся свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ как «лицо, получившее временное убежище на территории Российской Федерации». А также свидетельством «Участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от ДД.ММ.ГГГГ.

Ни один из этих документов не дает права на получения пенсии на территории Российской Федерации.

Также для реализации права на пенсионное обеспечение требуются сведения о прекращении выплаты пенсии на территории государства прежнего проживания и наличие права на пенсию того же вида на территории России.При подтверждении перечисленных условий и наличия права на пенсию того же вида на территории Российской Федерации, пенсия назначается со сроков, определенных абзацем шестым пункта 1 Письма, - с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке.

Учитывая, что сведения о снятии ФИО4 с регистрации в <адрес> и о прекращении выплаты ей пенсии в <адрес> у Управления отсутствуют, возможность применения сроков назначения пенсии согласно пункта 1 Письма, так же отсутствует.

Учитывая то, что назначение пенсий в РФ имеет заявительный характер, о чём свидетельствуют положения пункта 1 статьи 22 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следует, что без подачи соответствующего письменного заявления, в том числе и при переселении в рамках указанного выше Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, назначение пенсии невозможно.

В соответствии с указанным пунктом: страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на неё. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с п. 16 данного Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы.

В соответствии с ныне действующим п. 2 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии...» утвержденного Приказом № 958н от 28.11.2014 Министерства труда и социальной защиты РФ, для установления пенсии иностранному гражданину, необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.

Согласно п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 17/16/19па (действовавшим до 1.01.2015 года), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Согласно п. 6 действующих «Правил обращения за страховой пенсией…» утверждённых Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 года № 884н, граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего фактического проживания.

Согласно выше указанных нормативных актов, следует, что для назначения пенсии иностранному гражданину (из стран СНГ подписавших Соглашение) требуется совершить ряд предусмотренных в законе действий:

- обратиться с письменным заявлением о назначении пенсии (так как пенсия может быть назначена только после его подачи в органы ПФР и в сроки установленные Письмом Минсоцзащиты России от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» при наличии сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства, либо в сроки установленные п. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ, при отсутствии таких сведений (т.е. с даты подачи заявления));

- вместе с заявлением предоставить все необходимые документы (так как днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем (п. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ));

- документально подтвердить постоянное проживание на территории РФ.

Таким образом, учитывая то, что ФИО4 с заявлением о назначении пенсии в УПФР в <адрес> не обращалась ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и документов, необходимых для назначения пенсии иностранным гражданам (вид на жительство, удостоверение беженца) не предоставляла, то оснований для назначения ей пенсии у УПФ РФ в <адрес> не имелось, так как назначение пенсий в РФ имеет заявительный характер.

Впервые ФИО4, получив гражданство РФ, обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Паспорт гражданина РФ выдан ей ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>. Так же ей выдано Свидетельство о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заявление о назначении пенсии находится на рассмотрении, что подтверждается материалам пенсионного дела.

Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у ФИО4 оснований для назначении ей пенсии и других пенсионных выплат, так как она до мая 2016 года не имела документов, дающих право на назначение пенсии и с письменным заявлением о назначении пенсии не обращалась.

По этим основаниям исковые требования о взыскании неназначенных и невыплаченных пенсионных выплат удовлетворению не подлежат.

Не основаны на нормах действующего законодательства и требования ФИО4 о компенсации морального вреда.

Согласно ст. 1064 п.1 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из смысла указанных норм материального права усматривается, что обязательным условием наступления ответственности в виде компенсации морального вреда (если это только прямо не предусмотрено законом) является совокупность следующих обстоятельств: противоправность поведения ответчика, наличие его вины, а также нарушение соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав гражданина либо посягательство ими на нематериальные блага.

При определении противоправности (незаконности) действий (бездействия) ответчика, суд оценивает их применительно к действующим нормативным актам, регламентирующим обязанности ответчика по отношению к истцу.

Нарушений действующего законодательства со стороны ответчика по отношению к истице суд не находит, руководствуясь изложенными выше положениями нормативных актов. Доказательств, подтверждающих причинение истцу морального вреда незаконными, виновными действиями ответчика, в деле не имеется

В соответствии со ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ при вынесении решений о взыскании морального вреда необходимо выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений.

Однако, в связи с тем, что отношения с Пенсионным фондом у ФИО4 могли возникнуть (при подаче соответствующего заявления) именно при назначении пенсии, считаем, что возможные действия Управления ПФР могли быть связаны именно с материальными правами ФИО4 – правом на получение пенсии (денежных средств).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ГРАЖДАН НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ", нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, поэтому, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, в удовлетворении требований о компенсации морального вреда следует отказывать, так как специального закона, допускающего возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Государственному учреждению Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Волгоградский облсуд с подачей жалобы через Николаевский районный суд.

Судья: