НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край) от 17.02.2020 № 2-120/20

Дело № 2-120/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2020 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Федоренко Н.В.,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от 09.08.2019,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щербаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании выплатить компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях за определенный период, производить выплату указанной компенсации в последующие периоды,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании выплатить компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях за определенный период, производить выплату указанной компенсации в последующие периоды.

В обоснование требований с учетом уточнений истец указала, что ее ребенок ФИО1 посещает МБДОУ № 1 «Сказка» по договору от 27.01.2017 . С сентября 2018 года по февраль 2019 года и с 19.05.2019 года по декабрь 2019 года она производила оплату за пребывание в детском саду из материнского капитала на основании постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 926 (предусмотрение возможности направления средств из материнского капитала на оплату содержания ребенка и присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования). Компенсацию – часть родительской платы ей не возвращают. На основании части 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ истец просила суд обязать ответчика выплатить ей компенсацию с сентября 2018 года по декабрь 2019 года и за последующие периоды оплаты из материнского капитала в дальнейшем.

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 30.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Управления образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО3 возражал против удовлетворения требований.

В судебное заседание третье лицо Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Начальник центра ФИО4 предоставила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что предоставление средств материнского (семейного) капитала на оплату содержания ребенка (присмотра и ухода за ребенком) в организации регулируется нормами статьи 11 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилами направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществления иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 926. При подаче владельцем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и договора, включающего в себя обязательства организации по содержанию ребенка (присмотра и ухода за ребенком) и расчет размера платы за его содержание, средства М(С)К направляются на оплату содержания ребенка (присмотра и ухода за ребенком) за соответствующие периоды содержания (присмотра и ухода) в соответствии с указанным договором путем безналичного перечисления этих средств на счета (лицевые счета) организации. Средства материнского (семейного) капитала – это средства федерального бюджета Российской Федерации, а не личные средства владельца сертификата. Они имеют строго целевое назначение по установленным Федеральным законом № 256-ФЗ направлениям. Перечисление средства (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на оплату за содержание (присмотр и уход) в виде компенсации родительской платы законодательством не предусмотрено. По сути это может быть расценено как «обналичивание» средств материнского «семейного» капитала, что напрямую запрещено Федеральным законом № 256-ФЗ. Нормы предоставления компенсации установлены пунктом 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты определены в Законе Хабаровского края от 08.02.2007 № 103 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования». Согласно статье 2 Закона от 08.02.2007 № 103 финансирование расходов по выплате компенсации части родительской платы осуществляется за счет краевого бюджета в соответствии с законом о краевом бюджете. Таким образом, вопросы предоставления компенсации за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком), в том числе определение права на получение компенсации в случае оплаты содержания ребенка (присмотра и ухода за ребенком) средствами материнского капитала не входят в компетенцию органов ПФР. Согласно части 7 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вопросы, связанные с выплатой компенсации родительской платы делегированы субъектами Российской Федерации, которые обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении.

27.01.2017 между ФИО2 и МБДОУ ДС № 1 «Сказка» был заключен договор № 105 об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

Согласно пункту 3.5 указанного договора заказчик вправе производить родительскую плату из средств материнского (семейного) капитала, о чем заключается дополнительное соглашение к договору.

03.09.2018 и 08.05.2019 между ФИО2 и МБДОУ ДС № 1 «Сказка» были заключены дополнительные соглашения к указанному договору от 27.01.2017, из которых следует, что заказчик вносит ежемесячную родительскую плату за присмотр и уход за воспитанником из средств материнского (семейного) капитала единовременно.

Судом установлено, что ФИО2 как родителем несовершеннолетнего ФИО1 была избрана мера социальной поддержки - оплата оказанных услуг за счет средств материнского (семейного) капитала.

13.01.2020 ФИО2 обратилась с заявлением в Управление образования администрации Николаевского муниципального района, в котором просила выплатить компенсацию в ПФР за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года и с 19.05.2019 по апрель 2020 года по договору от 27.01.2017 .

Как следует из ответа Управления образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 20.01.2020 на указанное заявление ФИО2 возврат компенсации части родительской платы в Пенсионный фонд Российской Федерации на счета родителей в случаях, когда оплата за содержание (присмотр и уход) производится за счет средств материнского капитала, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Согласно справке от 14.01.2020, выданной МКУ ЦБУО, ребенок ФИО1 принят в МБДОУ ДС № 1 «Сказка» с 27.01.2017 в группу № 2 (ясли), с 01.06.2019 переведен в группу № 4 (ясли). Компенсация части родительской платы не начисляется и не выплачивается, так как оплата родительской платы производится за счет средств материнского капитала с 01.09.2018.

Истец, полагая, что в соответствии с частью 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеет право на компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях, просила суд обязать ответчика выплатить ей указанную компенсацию за период с сентября 2018 года по декабрь 2019 год, и обязать производить данные выплаты в дальнейшем.

Оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит ввиду следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 названной статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона Хабаровского края от 08.02.2007 № 103 «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» компенсация предоставляется родителям (законным представителям) на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов указанного среднего размера родительской платы.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 1, 3 Порядка обращения граждан за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, иных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и порядке ее выплаты на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2007 № 23-пр.

В пункте 4 указанного Порядка закреплены основания для получения компенсации, а именно необходимость представления в уполномоченный орган: заявления о выплате компенсации; копии договора между образовательной организацией, которую посещает ребенок, и родителем (законным представителем); документа, подтверждающего факт рождения ребенка (свидетельство о рождении, решение суда или иные документы (при рождении двух и более детей - на каждого ребенка); документа, подтверждающего внесение родительской платы.

В силу пункта 4 Порядка выплаты родителям (законным представителям) компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Николаевского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Николаевского муниципального района от 21.10.2013 № 666-па, компенсация части родительской платы (далее - компенсация) за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Николаевского муниципального района, выплачивается родителям (законным представителям) на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за присмотр и уход за ребенком в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определяет материнский (семейный) капитал как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

При этом, согласно статье 2 Закона Хабаровского края от 08.02.2007 № 103 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» финансирование расходов по выплате компенсации осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с законом о краевом бюджете.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям для получения образования ребенком (детьми).

В силу пункта 1 части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 926.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг.

Согласно пункту 8 (1) Правил средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Средства направляются на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором между организацией и лицом, получившим сертификат, включающим в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) данной организации, указанные в договоре между организацией и лицом, получившим сертификат (пункт 8 (3) Правил).

Компенсация части родительской платы перечисляется на лицевой счет, открытый на имя получателя компенсации в кредитных учреждениях Российской Федерации (пункт 9 Порядка выплаты родителям (законным представителям) компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Николаевского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Николаевского муниципального района от 21.10.2013 № 666-па).

Исходя из смысла указанных правовых норм, нельзя отнести средства материнского (семейного) капитала к личной собственности лица, получившего государственный сертификат, поскольку законом прямо установлено, что материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, а сертификат лишь подтверждает право его держателя на дополнительные меры государственной поддержки.

Возврат части денежных средств держателю сертификата материнского (семейного) капитала в виде компенсации (перечисления денежных средств) является, фактически «обналичиванием» средств материнского капитала, что прямо запрещено Законом.

Учитывая, что родительская плата за присмотр и уход за несовершеннолетним ФИО1 вносилась за счет средств материнского (семейного) капитала, которые являются средствами федерального бюджета, а не личными денежными средствами истца, требования истца об обязании ответчика выплатить ей компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях за определенный период, производить выплату указанной компенсации в последующие периоды необоснованы и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании выплатить компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях за определенный период, производить выплату указанной компенсации в последующие периоды отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2020.

Судья Н.В. Федоренко