НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край) от 13.05.2020 № 12-42/20

Дело № 12-42/2020

27RS0020-01-2020-000539-12

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

об административном правонарушении

г. Николаевск-на-Амуре 13 мая 2020 года

Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края А.С. Новосёлов,

с участием:

представителя Межрайонной ИФНС России по № 1 по Хабаровскому краю Глуховой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Заря» Козловской З.В. на постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России по № 1 по Хабаровскому краю, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса, Уткиной Н.И. № 11 от 27.02.2020 о привлечении генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России по № 1 по Хабаровскому краю, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса, Уткиной Н.И. № 11 от 27.02.2020 года должностное лицо генеральный директор ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей 00 копеек.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо генеральный директор ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., подал жалобу на вышеуказанное постановление, указав, что не согласен с постановлением, по тем основаниям, что при вынесении постановления и назначении наказания по делу об административном правонарушении должностное лицо исходило из того, что генеральным директором ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. не соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», выразившиеся в выплатах заработной платы иностранному работнику в наличной форме (наличными денежными средствами), минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а именно: в 2018 году с двумя иностранными работниками гражданином Украины Бузмаковым С.А. и гражданином Узбекистана Салимовым А., трудовые договоры, с которыми заключены на основании патентов, расчеты в виде выплаты заработной платы производились из кассы Общества наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, что подтверждается первичными кассовыми документами (расходными кассовыми ордерами и платежными ведомостями). В то же время, в постановлении № 11 по данному делу, отмечено, что «исходя из анализа представленных документов кроме выплаты заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, Обществом в 2018 году в пользу сотрудников-нерезидентов производились выплаты заработной платы безналичными денежными средствами через банковский счет». Соизмеряя суммы выплаты заработной платы безналичными денежными средствами через банковский счет в пользу сотрудников-нерезидентов и наличными денежными средствами (1303 руб. х 2), можно сделать вывод, что выплата наличных денежных средств - это не правило, не система, скорее исключение из правил, вызванное обстоятельствами, исключающими возможность произвести расчет с работниками-нерезидентами через банковский счет (по заявлению работников, осуществляющих трудовую деятельность на отдаленных производственных участках, где отсутствуют средства связи, торговые точки, банкоматы, им были приобретены в счет их заработной платы товары первой необходимости). В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Полагает, что при рассмотрении дела, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела не выяснены в полной мере и не установлены. Общая сумма выплат из кассы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации указанным физическим лицам-нерезидентам составила 2606,00 рублей, что подтверждается Постановлением № 10 по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Артель старателей «Заря», где приводится расчет суммы штрафа, согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ: 2606,00:4х3=1954.50 рублей. Сумма штрафа за аналогичное нарушение на должностное лицо в размере 20000 рублей, несоизмерима и значительно превышает сумму штрафа на юридическое лицо (1954, 50 руб.), что не отвечает общим принципам наложения штрафов. Формальный подход к вопросу привлечения к ответственности за совершение правонарушения и наложения штрафа на должностное лицо, в сумме значительно превышающей размер штрафа на юридическое лицо, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Вместе с тем, учитывая, что ранее Шудренко В.М. к административной ответственности не привлекался, а так же фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие каких-либо вредных последствий от совершенного правонарушения, полагает, что совершенное административное правонарушение можно признать малозначительным, так как последнее не представляет существенной угрозы общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля. Нарушение имело единичный характер, все расчеты с иностранными гражданами, выплата заработной платы производились безналичными денежными средствами через банковский счет, не был причинен материальный или иной имущественный вред интересам государства и общества, не наступило иных неблагоприятных последствий, поэтому назначение столь сурового наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей не отвечает принципу индивидуализации и соразмерности совершенному деянию. Полагает, что приведенные доводы достаточны для пересмотра обжалуемого судебного акта, на основании чего просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении № 11 от 27.02.2020 в отношении генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., и прекратить производство по делу.

В судебное заседание заявитель не прибыл, о времени и месте слушания жалобы извещался надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия где так же указал, на то, что в справке о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства от 13.01.2020, а также в протоколе об административном правонарушении от 24.01.2020 (табл. 1, стр. 3) в основании выплаты иностранным работникам (138 руб., 1808 руб., 660 руб. = 2606 руб.) указано «полевое довольствие». Полевое довольствие - не является заработной платой, не облагается налогом и не учитывается при определении среднего заработка. Полевое довольствие - это компенсационные выплаты, выплачиваемые работнику в связи с работой в полевых условиях, на основании ст. 1681 ТК РФ. Т.е., вывод административного органа, что физическим лицам-нерезидентам, минуя счет в уполномоченных банках, была выплачена заработная плата в сумме 2606 руб., не соответствует действительности. Работникам-иностранцам, осуществляющим трудовую деятельность на отдаленных производственных участках, где отсутствуют средства связи, торговые точки, были куплены и отправлены на участок товары первой необходимости, приобретенные в счет причитающегося работникам полевого довольствия, по их просьбе. В абз. 3, ч. 2, ст. 14 Закона № 173-Ф3 указано, что юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров. Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении, дата совершения вменяемого правонарушения 07.09.2018, дата обнаружения административного правонарушения – 13.01.2020. Протокол об административном правонарушении по данному факту, в нарушение ст. 28.5 КоАП РФ, составлен 24.01.2020, т.е. по истечению срока установленного нормой КоАП РФ. При этом административное расследование по данному факту не назначалось.

В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России по № 1 по Хабаровскому краю Глухова А.Н., возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на предоставленный отзыв по заявленным требованиям, изз которого следует, что на основании представленной информации Управления по вопросу миграции Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю от 03.12.2018 № 39/8-1635 Инспекцией в соответствии со ст. 13, 14 Федерального закона от 10.2.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» п. 4 ст. 13 Федерального закона 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 22.01.2019 года № 06.2-32/746 сделан запрос документов в отношении ООО «Артель старателей «Заря», должностное лицо Общества генеральный директор Шудренко В.М. Согласно представленным документам, Шудренко В.М. как генеральный директор ООО Артель старателей «Заря» в 2018 году вступил в трудовые отношения с физическим лицом-нерезидентом: - Бузмаков С.А., ИНН 272410177904, дата рождения 21.02.1980 год, гражданин Украины. Осуществлял трудовую деятельность на основании трудового договора от 03.03.2018 № 48, принят на должность токаря. Трудовой договор заключен на основании патента серия 27 № 1800007769, выдан 01.03.2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, территория действия патента - Хабаровский край. Договор заключен до 01.11.2018 года. Салимов А.А.У., ИНН 380204542071, дата рождения 17.02.1990 года, гражданин республики Узбекистан. Осуществлял трудовую деятельность на основании трудового договора от 30.03.2018 № 101, принят на должность машиниста экскаватора. Трудовой договор заключен на основании патента серия 27 № 1800014621, выдан 28.03.2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, территория действия патента - Хабаровский край. Договор заключен до 28.10.2018 года. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно п. 3 п.п. 3.1 представленных трудовых договоров, генеральный директор ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. за выполнение трудовых обязанностей устанавливал работникам, физическим лицам-нерезидентам должностные оклады. В соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Статьей 15 ТК РФ регламентировано, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Исходя из анализа представленных документов кроме выплаты заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации Обществом в 2018 году в пользу сотрудников-нерезидентов производились выплаты заработной платы безналичными денежными средствами через банковский счет. Материалами дела подтверждается, что генеральный директор ООО Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. являясь резидентом, совершал операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершил валютную операцию. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит. Следовательно, генеральный директор ООО Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. произвел выдачу иностранным работникам заработной платы, то есть осуществление вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке, что свидетельствует о совершении незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ст. 15.25 КоАП РФ. У генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, но данным руководителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Факт нарушения законодательства подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 24.01.2020 № 27052001301046200002, кассовыми документами и платежной ведомостью. Собранные доказательства по делу № 27052001301046200002 подтверждают виновное действие (бездействие) должностного лица, за которое предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Постановлением № 11 по делу об административном правонарушении 27.02.2020 года генеральный директор ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000,00 рублей. Исходя из ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства отягчающие административную ответственность. При назначении наказания генеральному директору ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. в виде административного штрафа в размере 20000,00 рублей предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, должностным лицом учтены обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения объектом которого являются общественные отношения в области валютных операций, а также отсутствие отягчающих и смягчающих его вину обстоятельств. По своему размеру назначенное наказание является минимальным в пределах санкции вменяемой генеральному директору ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. статьи КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному. Кроме того, генеральному директору ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. о последствиях совершенного административного правонарушения, а также об административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ известно, ранее он был подвергнут административному наказанию, в виде административного штрафа в размере 20000,00 руб., согласно Постановлению № 22 по делу об административном правонарушении от 25.06.2018 года (вступившее в законную силу 10.07.2018 года, оплата штрафа произведена 29.06.2018 года). Согласно ст. 26.1 КоАП установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: - наличие события административного правонарушения установлено и подтверждено документально; - лицо, совершившее противоправные действия установлено; - виновность лица в совершении административного правонарушения установлена и подтверждена документально; - обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность исследованы; - характер административного правонарушения является значительным; - обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено; - причины и условия совершения административного правонарушения исследованы. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Шудренко В.М. является генеральным директором ООО Артель старателей «Заря», которое не входит в число субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи, с чем замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, за впервые совершенное административное правонарушение, по ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению. Оснований для освобождения генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ, исполняющим обязанности начальника Инспекцией не установлено. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью Инспекции. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений негативных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего рынка. Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативно правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности. Объективная сторона состава вмененного генеральному директору ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. административного правонарушения выражается в осуществлении валютных операций, а именно выплата резидентом физическим лицам - нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках. Субъективная сторона состава административного правонарушения выражается в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению генеральным директором ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко ВМ., обязанности, предусмотренной ст. 19 Закона № 173-ФЗ. Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Таким образом, расчеты при осуществлении валютных операций физически лицами - резидентами нерезидентам производятся через банковские счета уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, что является необходимым условием стабильности государственной финансовой системы, гарантией экономической безопасности страны. Выдача иностранным работникам заработной платы, то есть осуществление вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке нарушает экономические интересы государства и подрывает основы его безопасности, что представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования. На основании вышеизложенного Инспекция считает доводы генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. о незаконности вынесения постановления по делу об административном правонарушении, необоснованными, в связи, с чем просит суд жалобу по делу об административном правонарушении оставить без удовлетворения. Постановление по делу об административном правонарушении № 11 от 27.02.2020 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., без изменения.

Выслушав мнение участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

Часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с п.п. а) п. 7 ч. 1 ст. 1 ФЗ № 173-ФЗ к нерезидентам относятся: а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части п.п. а п. 6 - физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; п.п. б) п.6 - постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Как установлено судом из материалов дела работник Бузмаков С.А., ИНН 272410177904, дата рождения 21.02.1980 год, гражданин Украины. Осуществлял трудовую деятельность в ООО «Артель старателей «Заря» на основании трудового договора от 03.03.2018 № 48, принят на должность токаря. Трудовой договор заключен на основании патента серия 27 № 1800007769, выдан 01.03.2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, территория действия патента - Хабаровский край. Договор заключен до 01.11.2018 года.

Работник Салимов А.А.У., ИНН 380204542071, дата рождения 17.02.1990 года, гражданин республики Узбекистан. Осуществлял трудовую деятельность в ООО «Артель старателей «Заря» на основании трудового договора от 30.03.2018 № 101, принят на должность машиниста экскаватора. Трудовой договор заключен на основании патента серия 27 № 1800014621, выдан 28.03.2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, территория действия патента - Хабаровский край. Договор заключен до 28.10.2018 года.

При этом согласно п.п. б п. 9 ч. 1 ст. 1 ФЗ № 173-ФЗ к валютным операциям относятся, в том числе: б) приобретение нерезидентом у резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ст. 15.25 КоАП РФ правонарушениях, выражается в совершении валютных операций, запрещенных Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», или в совершении таких операций без соблюдения установленных данным Федеральным законом ограничений.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением исчерпывающего перечня случаев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исчерпывающий перечень случаев, когда физические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банка, предусмотрен ч. 3 ст. 14 закона № 173-ФЗ.

Возможность осуществления такой валютной операции как выплата работнику полевого довольствия относящегося к компенсационным выплатам за осуществление трудовой деятельности в валюте Российской Федерации наличными денежными средствами резидентом физическому лицу - нерезиденту, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством РФ не предусмотрена и в перечень исключений такая выплата не входит.

Таким образом, в соответствии с ч. 1, ст. 15.25 КоАП РФ, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, является нарушением валютного законодательства.

Из смысла и содержания указанных норм права суд установил, что физические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации только в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», к которым выплата работнику полевого довольствия относящегося к компенсационным выплатам за осуществление трудовой деятельности наличными денежными средствами, не относится и не предусмотрена.

Таким образом, возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту полевого довольствия относящегося к компенсационным выплатам за осуществление трудовой деятельности наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Установленные ч. 3, ст. 14 Закона требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках, кроме указанных в данном пункте, обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным финансовым операциям.

Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты физическими лицами - резидентами физическим лицам – нерезидентам полевого довольствия относящегося к компенсационным выплатам за осуществление трудовой деятельности, не противоречит и Трудовому кодексу Российской Федерации.

Согласно абз. 5, ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту полевого довольствия относящегося к компенсационным выплатам за осуществление трудовой деятельности наличными нежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ.

Как установлено из анализа материалов дела и представленных документов, полевое довольствие, относящееся к компенсационным выплатам за осуществление трудовой деятельности иностранным работникам выплачивалась в наличной денежной форме, в период действия трудовых договоров с каждым из них.

При этом каких-либо сведений о том, что указанные иностранные работники указали о невозможности получения денежных средств через открытые на их имя банковские счета и (или) нежелании их открывать, материалы дела не содержат и заявителем суду не представлено, как и не предоставлено каких либо сведений о наличии заключенных договоров розничной купли-продажи товаров между подателем жалобы и иностранными работниками.

Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых должностным лицом сделан вывод о виновности генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., в совершении инкриминируемого правонарушения, поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно события административного правонарушения.

Представленных материалов дела, достаточно для рассмотрения жалобы по существу.

Источниками получения доказательств, из которых суд сделал соответствующие выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, стали собранные материалы административного дела.

Факт совершения (событие) административного правонарушения, и вина генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., при описываемых выше обстоятельствах, должным образом установлена и подтверждается доказательствами, собранными в материалы в дела, относимость, допустимость, достоверность и достаточность которых у суда сомнений не вызывает: Расходным кассовым ордером от 07.09.2018 № 300, Платежной ведомостью от 07.09.2018 года № 608, Платежной ведомостью от 07.09.2018 года № 609, расходным кассовым ордером от 07.09.2018 № 298, Платежной ведомостью от 07.09.2018 года № 593, Патентом на Салимова А., Трудовым договором от 30.03.2018 года № 101, Патентом на Бузмакова С., Трудовым договором от 04.03.2018 года, Информацией по иностранным работникам, Справкой о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства РФ от 13.01.2020 года, Актом проверки соблюдения валютного законодательства РФ от 13.01.2020 года, Протоколом по делу об административном правонарушении от 24.01.2020 года.

Довод подателя жалобы на то, что должностным лицом полевое довольствие отнесено к заработной плате как основание к отмене обжалуемого постановление суд не принимает, поскольку в данном случае полевое довольствие, относящееся к компенсационным выплатам за осуществление трудовой деятельности иностранным работникам выплачивалась в наличной денежной форме, в период действия трудовых договоров с каждым из них без осуществления соблюдения норм Закона № 173-ФЗ, что и образует в данном случае состав административно наказуемого деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 1, ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок и срок привлечения генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, исключающих производства по административному делу, не установлено.

На основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20000 до 30000 рублей.

При назначении наказания генеральному директору ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., в виде административного штрафа в размере 20000 рублей 00 копеек, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, должностное лицо учло обстоятельства и характер совершенного должностным лицом административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области валютных операций, а также отсутствие отягчающих и смягчающих его вину обстоятельств.

Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены должностным лицом при назначении наказания, по делу не имеется.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Нарушение законодательства о валютных операциях, посягает на отношения, объектом которых являются валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является грубым нарушением обязательных правил в сфере валютного регулирования, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области валютных операций.

Следовательно, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М., не имеется.

Довод лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением положений ст. 28.2 КоАП РФ как основание признания протокола недопустимым доказательством суд не принимает, поскольку сроки, установленные для составления протокола, не являются пресекательными и само по себе нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Рассматриваемым протоколом по делу об административном правонарушении подтверждается факт правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России по № 1 по Хабаровскому краю, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса, Уткиной Н.И. № 11 от 27.02.2020 о привлечении генерального директора ООО «Артель старателей «Заря» Шудренко В.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения решения по жалобе.

Судья А.С. Новосёлов