НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Невьянского городского суда (Свердловская область) от 24.12.2021 № 2-1103/2021660038-01-2021-001639-37

Копия

Дело № 2-1103/2021 66RS0038-01-2021-001639-37

Мотивированное решение

принято 24.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск 17.12.2021

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Камаловой Ю.И.,

с участием истца Кузнецовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Ольги Дмитриевны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о защите пенсионных прав,

установил:

Истец Кузнецова О.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Невьянске Свердловской области (далее – ГУ УПФ Российской Федерации в г. Невьянске, ответчик, пенсионный орган) со следующими требованиями:

признать незаконным решение от 00.00.0000*** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии;

обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с 00.00.0000 по 00.00.0000 в должности социального педагога по правовому регулированию Верх-Нейвинской средней школы, и назначить досрочную страховую пенсию с 00.00.0000;

взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 3 000,00 рублей.

В судебном заседании истец Кузнецова О.Д. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по обстоятельствам дела пояснила следующее. 00.00.0000 она обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в г. Невьянске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ). Решением от 00.00.0000*** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком не принят к зачету спорный период работы. С принятым решением, она не согласна, считает его незаконным.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований истца отказать.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований истца следует отказать, по следующим основаниям.

На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 00.00.0000 Кузнецова О.Д., 00.00.0000 года рождения, обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в г. Невьянске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением комиссии по пенсионным вопросам от 00.00.0000*** Кузнецовой О.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 00.00.0000, по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 00.00.0000 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 2020 году, поскольку право возникает только 00.00.0000.

В специальный стаж Кузнецовой О.Д. не был включен период работы с 00.00.0000 по 00.00.0000 в должности социального педагога по правовому регулированию Верх-Нейвинской средней школы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, вступившего в силу с 00.00.0000, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктами 1 (подп. "м") и 3 (абзац 1) постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список № 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее Правила № 781).

Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001, включительно; Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999, включительно (далее Список № 463); Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее Список № 1397).

Таким образом, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению, как законодательство, действующее на момент обращения ее в Управление с заявлением о назначении пенсии (Список № 781 и Правила № 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (Список № 1067 и Список № 463).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Список № 463 не предусматривал возможность льготного назначения пенсии социальному педагогу, поскольку такая должность в названном списке отсутствует.

Список № 1067 в разделе "Наименование должностей" предусматривает должность социального педагога, однако в соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, работа в качестве социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела "Наименование учреждений" Списка), в то время как работа в качестве социального педагога осуществлялась истцом в спорные периоды в образовательном учреждении среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) - техническом лицее (пункт 1.10 раздела "Наименование учреждений").

Список № 781 также не предусматривает возможности зачета в специальный стаж работы в должности социального педагога, такая работа учитывается только при условии ее осуществления в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка (п. 11 Правил № 781).

С учетом приведенных выше нормативных положений, спорные периоды трудовой деятельности истца в качестве социального педагога, в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, включению не подлежит.

Государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, а также издержки, связанные с рассмотрением дела, на основании ст. 98 и ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на него же.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Ольги Дмитриевны отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательное форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.

Судья: И.Н. Уфимцева

Копия верна:

Судья: Секретарь: