66RS0038-01-2021-001362-92
КОПИЯ
Дело № 12-222/2021
РЕШЕНИЕ
12 октября 2021 года г.Невьянск Свердловской области
Судья Невьянского городского суда Свердловской области Лемешкина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, жалобу директора ООО «Куратье» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении *** от 00.00.0000, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС *** по ....ФИО7
установил:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по .... от 00.00.0000***, директор
ООО «Куратье» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе директор ООО «Куратье» ФИО1 просит постановление должностного лица отменить, прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, не оспаривая фактические обстоятельства административного правонарушения, указывая на совершение правонарушения впервые, свое имущественное и семейное положение, оказание содействия налоговому органу при проведении проверке, незначительность выплаченных наличными денежными средствами сумм, незначительное число сотрудников, которым таким образом выплачена заработная плата, отсутствие ущерба причиненного бюджету, отсутствие иных негативных последствий, добросовестность и своевременность выплаты заработной платы и сдачи отчетности.
В судебном заседании защитник директора ООО «Куратье» ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности от 00.00.0000, поддержала доводы жалобы, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности, а также просила обратить внимание суда на техническую описку в сумме совершённых операций в валюте РФ, указанной в последнем абзаце постановления на его
2 странице. Также просила обратить внимание на то, что юридическое лицо также привлечено к административной ответственности и размер наложенных административных штрафов превышает по их совокупности и в отдельности ту сумму, которая выплачена работникам. Кроме того, заработная плата выплачена своевременно, а то, что работники не предоставили свои банковские счета, не может являться виной работодателя, работодатель не имеет возможности их понудить открыть банковский счет.
В судебное заседание директор ООО «Куратье» ФИО1 и специалист Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по .... не явились, уведомлены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Об отложении судебного заседания не просили. В связи с чем суд пришел к выводу о возможности проведения судебного заседания при данной явке, в том числе с учетом позиции защитника, подтвердившей уведомление ФИО1 о судебном заседании.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав пояснения защитника директора ООО «Куратье» ФИО1 – ФИО3, оценив доказательства в совокупности, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующему
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях".
В соответствии с пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч.1 ст. 1 Федерального закона 173-ФЗ, то есть физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не проживающие постоянно в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, иностранный гражданин, который временно пребывает на территории Российской Федерации и работает в Российской Федерации по трудовому договору, для целей валютного законодательства признается нерезидентом.
Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. Таким образом, использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентами и нерезидентами является валютной операцией.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Указанной нормой Федерального закона № 173-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень случаев, при которых расчеты при осуществлении валютных операций могут осуществляться резидентами помимо счетов в уполномоченных банках.
Из материалов дела следует, что директор ООО «Куратье» ФИО1 допустил совершение обществом валютной операции с нарушением валютного законодательства, выразившееся в том, что в период с 00.00.0000 по 00.00.0000, а именно
00.00.0000. 00.00.0000 и 00.00.0000, ООО «Куратье» осуществило выплату заработной платы по трудовым договорам иностранным работникам ФИО4, ФИО5, ФИО6К., являющимися нерезидентами, путем выдачи по платежным ведомостям через кассу организации наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в общей сумме 18 442,69 рублей, минуя банковские счета в уполномоченных банках, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от
10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Выводы о виновности директора ООО «Куратье» ФИО1 в совершении административного правонарушения, нашли свое полное подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, объективно подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно:
- актом *** проверки соблюдения валютного законодательства от 00.00.0000;
- сведениями о том, что должностным лицом ответственным за осуществление контроля по соблюдению ООО «Куратье» валютного законодательства является директор указанного юридического лица ФИО1
- протоколом об административном правонарушении *** от
00.00.0000, составленным в отношении директора ООО «Куратье» ФИО1, отвечающим требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- поручением *** на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 00.00.0000,
- трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним, а также патентами, разрешением на временное проживание в отношении граждан Республики ....ФИО4, ФИО5, ФИО6К.;
-расходными кассовыми ордерами №***, 0194, 0202 от 00.00.0000, 00.00.0000, 00.00.0000 соответственно.
Также из материалов дела следует, что указанные обстоятельства не отрицались должностным лицом ни в рамках производства по делу об административном правонарушении (что в том числе следует из письма в адрес налоговой инспекции с просьбой рассмотреть дело в отсутствии должностного лица), ни в судебном заседании его защитником.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы или платы по гражданско-правовому договору работнику - нерезиденту не относится.
В соответствии с абз. 5 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работники являлись гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Положения названного Федерального закона не содержат исключений в части расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами при заключении соответствующих трудовых договоров или гражданского правовых договоров (договоров подряда) в отношении какой-либо категории иностранных граждан.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом обоснованно сделан вывод о несоблюдении директором ООО «Куратье» ФИО1 положений Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в действиях указанного должностного лица.
Порядок и срок привлечения директора ООО «Куратье» ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
В постановлении административного органа по делу об административном правонарушении содержатся все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При назначении директору ООО «Куратье» ФИО1 административного наказания требования ст.ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым. Административное наказание директору ООО «Куратье» ФИО1 назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, отвечает требованиям закона и конкретным обстоятельствам дела, принято с учетом характера совершенного правонарушения, сведений о личности директора ООО «Куратье» ФИО1, в том числе его семейного и имущественного положения, и является справедливым.
Доводы относительно того, что при назначении наказания не учтены смягчающие обстоятельства, такие как совершение правонарушения впервые, оказание содействия налоговому органу при проведении проверке, незначительность выплаченных наличными денежными средствами сумм, незначительное число сотрудников, которым таким образом выплачена заработная плата, отсутствие ущерба причиненного бюджету, отсутствие иных негативных последствий, добросовестность и своевременность выплаты заработной платы и сдачи отчетности, привлечение юридического лица к административной ответственности и размер наложенных штрафов, сумма которых превышает по их совокупности и в отдельности ту сумму, которая выплачена работникам, то, что заработная плата выплачена своевременно, частично судом признаются заслуживающим внимание – в части совершения административного правонарушения впервые, признание вины, оказание содействия налоговому органу при проведении проверке. Однако указанные обстоятельства, несмотря на то, что они являются смягчающими в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не являются основанием для снижения размера назначенного административного штрафа, поскольку административный штраф назначен должностному лицу в размере минимальном, который предусмотрен санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Иные обстоятельства суд смягчающими не признает, поскольку размер выплаченных денежных средств, число сотрудников которым выплачена заработная плата наличными денежными средствами, отсутствие ущерба бюджеты, отсутствие иных негативных последствий с учетом того, что ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ является формальным составом.
Также указанные обстоятельства, как и то обстоятельство, что юридическое лицо также привлечено к административной ответственности, а размер наложенных штрафов, превышает по их совокупности и в отдельности ту сумму, которая выплачена работникам, добросовестность и своевременность выплаты заработной платы и сдачи отчетности, не свидетельствуют о наличии оснований для признания совершенного директором ООО «Куратье» ФИО1 административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ; а кроме того, добросовестность и своевременность выплаты заработной платы и сдачи отчетности является обязанностью работодателя, равно как и контроль со стороны директора указанного юридического лица для соблюдения Обществом валютного законодательства РФ (последующие выплаты заработной платы осуществлялись уже путем перечисления на банковские счета, что следует из материалов дела, то есть при должной степени заботливости, осмотрительности и контроле за соблюдением валютного законодательства РФ, возможность исключения нарушений требований валютного законодательства РФ могла иметь место быть).
Также отсутствуют основания для признания совершенного директором ООО «Куратье» ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное им правонарушение затрудняет уполномоченным органам государственной власти осуществлять контроль за движением денежных средств и, как следствие, создает угрозу экономической безопасности государства. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям возникает уже при наличии факта невыполнения требований законодательства о валютном регулировании, и не зависит от наличия или отсутствия вреда; немотивированные случаи отмены по малозначительности постановлений, вынесенных за нарушение требований нормативных правовых актов, неизбежно ведут к формированию халатного отношения к исполнению своих обязанностей, с одновременным укреплением в сознании уверенности в собственной безнаказанности; необоснованное применение ст.2.9 КоАП РФ противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в ст. 24.1 КоАП РФ, основополагающей из которых является обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Доводы о неверно указанной сумме выплаченной обществом физическим лицам – нерезидентам валюты РФ в виде банкнот Банка России из кассы предприятия в наличной форме, также как и неверное указание гражданства нерезидентов, не свидетельствуют об отсутствии в действиях директора ООО «Куратье» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Указанные данные могут быть исправлены в порядке исполнения постановления.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, также не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление по делу об административном правонарушении *** от 00.00.0000, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС *** по .... ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Куратье» ФИО1 оставить без изменений, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Невьянский городской суд Свердловской области.
Судья: подпись О.А. Лемешкина
Копия верна. Судья: О.А. Лемешкина