НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Невского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 12.04.2018 № 2-1991/1812АП

Дело №2-1991/18 12 апреля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Байковой В.А.

При секретаре Горячевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцева А. Л. к У. П. фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, включении периода службы в Советской Армии в специальный стаж, назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить полный расчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Румянцев А.Л. обратился в суд с иском, указывая, что в решение У. П. фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ указано, что право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ у него наступает с 56 лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Истец с данным решением УПФР не согласен, считает ответчик необоснованно не учел в специальный стаж период службы в ВС С., при включении службы в Советской Армии его специальный стаж составит 13 лет 11 мес. 25 дней, что достаточно для назначения пенсии с 55 лет. Истец просил признать незаконным решение У. П. фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный стаж период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии, предоставить полный расчет пенсии.

Истец в суд не явился, о судебном заседании извещен, его представительТрунин В.В. в суд явился, уточнил требования, просит обязать ответчика включить в специальный стаж период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, предоставить полный расчет пенсии.

Представитель У. П. фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга Яковлев Ю.С. в суд явился, иск не признал, пояснил, что решением У. от ДД.ММ.ГГГГРумянцеву А.Л. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 55 лет, в связи с тем, что имеющийся специальный стаж составляет 11 лет 11 мес. 12 дней, при необходимых 12 лет 06 мес., и разъяснено, что при имеющемся стаже на соответствующих видах работ по Списку право наступит по достижении возраста 56 лет. В случае несогласия с принятым решением истец был вправе оспорить решение в суде. Ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, считает истец имел возможность реализовать свое право на обращение в суд до ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском Румянцев А.Л. обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехгодичного срока исковой давности.

Представитель истца возражал против применения срока исковой давности.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж истца по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" учтено 11 лет 11 мес. 12 дней (л.д. 55, 45).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ранее - ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику с заявлением и необходимыми документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В специальный стаж Румянцева А.Л.У. также было включено 11 лет 11 мес. 12 дней, в том числе периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве гальваника, работавшего на Ленинградском Учебно-производственном предприятии ЛП ВОС (переименовано в Санкт-Петербургское Учебно-производственное предприятие ВОС). В досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано ввиду отсутствия специального стажа (л.д. 23-26).

Обращаясь с настоящим иском, истец указывает, что У. необоснованно в специальный стаж не учтен период прохождения службы в Советской Армии, поскольку после службы в составе Вооруженных Сил С. следовала работа с тяжелыми условиями труда, служба в армии также подлежала учету в специальный стаж.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении в ГУ УПФ РФ по <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной пенсии истцом наряду с другими документами была представлена копия военного билета, но при этом в специальный стаж истца УПФР не был зачтен период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в решении ответчиком не дана оценка указанного периода.

Представитель ответчика в суде пояснил, что нормы по приравниванию иных периодов (периодов на военной службы) к специальному стажу работы введены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», тогда как оспариваемое решение состоялось 10.10.2013, то есть до принятия Федерального закона № 400-ФЗ.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР. При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, периоды указанные в п. п. "к", приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Судом установлено, что после службы истца в составе Вооруженных сил СССР следовала работа на Учебно-производственном предприятии № 5 ЛП ВОС с 20.07.1981 по 07.08.1985, указанный период учтен УПФР в специальный стаж по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Поскольку Румянцев А.Л. по окончании службы в армии работал по специальности, предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное П. обеспечение", указанный период подлежал включению в специальный стаж работы истца при решении вопроса о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, несмотря на то, что пенсионный орган обладал сведениями о прохождении истцом службы в Советской Армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанный период необоснованно не был включен в стаж работы истца при назначении ему досрочной пенсии по вине ответчика.

С учетом удовлетворения требований Румянцева А.Л., специальный стаж истца на соответствующих видах работ по пп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на ДД.ММ.ГГГГ составил 13 лет 11 мес. 25 дней, суд приходит к выводу, что у истца имеется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в возрасте 55 лет, которого он достиг ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, именно с этой даты на ответчике лежала обязанность по назначению и выплате пенсии истцу.

Представителем УПФР в <адрес> Санкт-Петербурга в судебном заседании заявлено о пропуске Румянцевым А.Л. срока исковой давности.

Суд полагает ходатайство ответчика о применении срока исковой давности подлежит отклонению.

В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Учитывая, что пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, то в силу положений ст. 2 ГК РФ нормы Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе.

В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Аналогичные положения закреплены в ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, исходя из того, что ответчик изначально при решении вопроса о назначении истцу пенсии нарушил его право на включение в специальный стаж периода службы в армии, что привело к отказу в назначении пенсии с момента возникновения у истца права на досрочную пенсию (с 55 лет), суд считает, что пенсия подлежит назначению истцу с первоначального обращения с соответствующим заявлением, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд полагает, что требование о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании произвести перерасчет пенсии обоснован и подлежит удовлетворению. Пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит обязать ответчика предоставить полный расчет пенсии, при этом, как пояснил представитель истца, с соответствующим заявлением в УПФР Румянцев А.Л. не обращался.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 3н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлен порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - государственная услуга), стандарт предоставления государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, порядок их взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем (его представителем) информации о порядке предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в форме выписки из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 11 Административного регламента).

При письменном обращении заявителя (его представителя), в том числе с использованием официального сайта ПФР, электронной почты ПФР и территориального органа ПФР, государственная услуга предоставляется заявителю (его представителю) в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения (пункт 13 Административного регламента).

Заявитель (его представитель) имеет право подать жалобу на решения и действия (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба) в том числе в случае нарушение срока предоставления государственной услуги (пункт 59 Административного регламента).

Как пояснил представитель истца, Румянцев А.Л. не обращался в УПФР <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении порядка расчета пенсии.

Поскольку истцом не доказан факт нарушения его прав неполучением ответа на запрос о предоставлении информации, касающейся порядка расчета пенсии, суд полагает оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу расчета не имеется. В связи с чем требование истца об обязании УПФР предоставить расчет пенсии удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Румянцева А. Л. к У. П. фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, включении периода службы в Советской Армии в специальный стаж, назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить полный расчет пенсии удовлетворить в части.

Признать незаконным решение У. П. фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной пенсии.

Обязать У. П. фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга назначить Румянцеву А. Л. досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в рядах Советской Армии.

В удовлетворении требования об обязании предоставить полный расчет пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца в апелляционном порядке.

Судья: