НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Невинномысского городского суда (Ставропольский край) от 15.12.2015 № 2-2789/2015

Дело 2-2789/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с участием представителей истца Мироновой Н.Н. по доверенности Газаевой Л.Н., Коробко В.Е., представителя ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30 «Солнышко» г. Невинномысска Аксенич Л.В., представителя ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30 «Солнышко» г. Невинномысска и третьего лица управления образования администрации г. Невинномысска по доверенности Фроловой Л.В.,

при секретаре Лепехиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мироновой Н.Н. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 30 «Солнышко» г. Невинномысска о возложении обязанности по привидению основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствие с Уставом образовательного учреждения и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

у с т а н о в и л:

Миронова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 30 «Солнышко» г. Невинномысска (далее МБДОУ № 30 г. Невинномысска) о возложении обязанности по привидению Основной общеобразовательной программы дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей, принятую на Педагогическом Совете ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Уставом образовательного учреждения в части численного состава групп для детей с тяжелыми нарушениями речи до 10 человек.

В обоснование своего требования Миронова Н.Н. в иске указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МБДОУ № 30 г. Невинномысска, согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 4.1 Устава МБДОУ № 30 г. Невинномысска в группах компенсирующей направленности предельная наполняемость для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет 6-10 человек.

В настоящее время предельная наполняемость для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет 14 человек, и это не предел, так как «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в психическом и физическом развитии детей», утвержденная Педагогическим советом МБДОУ № 30 г.Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ рассчитана на более чем 15 человек, что подтверждается письмом от 22.07.2015 года Думы г. Невинномысска.

Заведующая ФИО1 объясняет такое нарушение Устава инициативой родителей, при этом, не учитывая возрастание нагрузки на , которое никакими компенсациями и стимулирующими доплатами не возмещается.

Увеличение численности группы коррекционной направленности, возрастание на­грузки, как правило, сказывается на качестве оказываемых услуг и эффективности про­фессиональной деятельности , что нарушает ее трудовые права на безопасный и эффективный труд.

Письмом от 22.07.2015 года Думы г. Невинномысска она была уведомлена о том, что в адрес управления администрации г. Невинномысска и заведующей МБДОУ № 30 г. Невинномысска ФИО1 были направлены рекомендации о необходимости приведения численного состава групп в соответствие с действующим законодательством. До настоящего времени изменений в численный состав групп не внесено.

Впоследствии от истца Мироновой Н.Н. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором указала о том, что дополняет заявленные исковые требования требованием о возложении на работодателя обязанности привести в соответствие с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей», принятую на Педагогическом совете ДД.ММ.ГГГГ в части численности состава группы для детей с тяжелыми нарушениями речи до 10 человек.

Истец Миронова Н.Н. в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов представителям по доверенности Газаевой Л.Н. и Коробко В.Е.

Представитель истца по доверенности Газаева Л.Н., в судебном заседании исковые требования Мироновой Н.Н. поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований, в дополнение к ним пояснила, что в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. В материалах дела имеется программа, но нет к нему соответствующего заключения. В соответствии со ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для исполнения, в связи с чем, считала необоснованным утверждение ответчика о рекомендательном характере требований п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». На момент подачи иска «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей» не соответствовала Уставу МБДОУ № 30 г. Невинномысска. Устав был изменен в 2015 году, а указанная программа была принята в 2014 году, обновлена в марте 2015 года. В новой редакции Устава нет п. 4.1 в связи с чем, считала, что, поскольку, на момент подачи иска действовал Устав, в котором был предусмотрен п. 4.1 о численном составе групп для детей с тяжелыми нарушениями речи до 10 человек, то необходимо привести указанную программу и в соответствие именно с прежним Уставом.

Представитель истца по доверенности Коробко В.Е. в обоснование заявленных истцом требований пояснил, что в п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» указано какое количество детей должно быть в группах компенсирующей направленности. В группе МБДОУ № 30 г. Невинномысска находятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых отмечается алалия, дезартрия, заикание. В п. 3.2.9 раз. 3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указано, что государственные стандарты дошкольного образовательного учреждения разрабатываются на основании СанПиНа, которым рекомендовано количество детей с тяжелыми нарушениями речи 6-10 человек.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №30 «Солнышко» г. Невинномысска и третьего лица управления образования администрации г. Невинномысска по доверенности Фролова Л.В. в судебном заседании доводы искового заявления не признала и просила отказать в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым в соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должно содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

На основании п. 5 ст. 108 гл. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», уставы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 01.01.2016 года. На основании изложенного, Устав ответчика приведен в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и зарегистрирован 27.11.2015 года в Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю.

В соответствии с пп. 9 аб. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Согласно ч. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Пунктом 2.5. раздела 2 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определено, что при разработке образовательной программы дошкольного образования организация определяет продолжительность пребывания детей в организации, режим работы организации, предельную наполняемость групп. Пунктом 3.2.4. раздела 3 ФГОС ДО установлено, что наполняемость группы детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы.

Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН) утверждены санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования.

Считают, что наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации, которые не носят обязательный характер. Пункт 1.11. СанПиН указывает на рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет.

В пункте 2, раздела 2 основной общеобразовательной программы дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей МБДОУ № 30 указано, что предельная наполняемость групп компенсирующей направленности для детей с 4-х лет до прекращения образовательных отношений не более 15 человек.

Данный пункт по предельной наполняемости соответствует п. 20 раз. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1014, в котором отмечено, что дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. Численность воспитанников группы МБДОУ № 30 на 01.10.2015 года - 14 детей. Дети зачислены в группу компенсирующей направленности на основании заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Невинномысска (с учетом потребности детей города в коррекции нарушений развития), и заявления родителей (законных представителей) воспитанников.

В дополнение к указанным возражениям Фролова Л.В. пояснила, что у ответчика имеется вся необходимая документация для осуществления своей деятельности в сфере дошкольного образования. Полагала, что требование ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части необходимости наличия санитарно-эпидемиологического заключения относится к зданиям, сооружениям, но к программам это не относится.

Представитель ответчика Аксенич Л.В. дополнительно пояснила, что в МБДОУ № 30 дети укомплектованы в 6 групп, из которых 2 группы компенсирующей направленности – это группа и , на сегодняшний день в группе - 13 детей, в группе – 15 детей и действительно в этих группах находятся дети с тяжелыми нарушениями речи.

Представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, хотя был надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Мироновой Н.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

согласно частям 5 и 6 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Пунктом 2.5. раздела 2 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определено, что при разработке образовательной программы дошкольного образования организация определяет продолжительность пребывания детей в организации, режим работы организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Пунктом 3.2.4. раздела 3 ФГОС ДО установлено, что наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.

Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13) утверждены санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать для детей с тяжелыми нарушениями речи 6 и 10 человек.

Как установлено в судебном заседании истец Миронова Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МБДОУ № 30 г. Невинномысска, где дети с тяжелыми нарушениями речи укомплектованы в 2 группы компенсирующей направленности – это группа и , на день рассмотрения дела в группе - 13 детей, в группе – 15 детей.

На Педагогическом Совете ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ № 30 г.Невинномысска принята «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в психическом и физическом развитии детей», согласно которой предельная наполняемость групп компенсирующей направленности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», детей с 3 лет до завершения образовательных отношений – 15 человек (п.2 раздела 2 Программы) (л.д. 139-140).

В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (в редакции от 28.11.2015 года) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Суд считает обоснованными доводы истца, изложенные в исковом заявлении, о том, что увеличение численности группы коррекционной направленности приводит к возрастание на­грузки, что сказывается на качестве оказываемых услуг и эффективности про­фессиональной деятельности .

Поскольку в судебном заседании установлено, что Основная общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в психическом и физическом развитии детей, принятая на Педагогическом Совете ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ № 30 г. Невинномысска, в части численного состава группы для детей с тяжелыми нарушениями речи противоречат требованиям п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, а соблюдение санитарных правил является обязательным, в том числе, и для юридических лиц, то суд считает обоснованным требования истца Мироновой Н.Н. о приведение указанной программы в соответствие п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, принятыми в соответствие в Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (в редакции от 28.11.2015 года).

Установлено также, что на момент подачи иска свою деятельность МБДОУ № 30 г. Невинномысска осуществлял на основании Устава, принятого 15.08.2011 года, в котором п. 4.1 предусматривал, что в группах компенсирующей направленности предельная наполняемость для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей (л.д.17).

Однако, до принятия решения по делу Устав ответчика был приведен в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю, соответственно Устав ответчика в редакции от 15.08.2011 года утратил силу ДД.ММ.ГГГГ.

Устав МБДОУ № 30 г. Невинномысска не содержит никаких положений о предельной наполняемости в группах, в том числе, в группах компенсирующей направленности.

Поскольку Устав ответчика в редакции от 15.08.2011 года утратил силу ДД.ММ.ГГГГ, у суда нет правовых оснований обязывать ответчика привести Основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей, принятую на Педагогическом Совете ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ № 30 г. Невинномысска, в соответствие с уже утратившим силу на момент принятия решения суда Уставом МБДОУ № 30 г. Невинномысска от 15.08.2011 года, в связи с чем, истцу Мироновой Н.Н. следует отказать в удовлетворении требования о возложении обязанности на ответчика о приведении указанной Основной программы в соответствие с п. 4.1 Устава от 15.08.2011 года.

Руководствуясь ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.12, 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (в редакции закона от 13.07.2015 года), ст. 39 Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (в редакции закона от 28.11.2015 года), СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольный образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 (с изменениями и дополнениями) ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Мироновой Н.Н. удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 «Солнышко» г.Невинномысска привести Основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей, принятую на Педагогическом совете ДД.ММ.ГГГГ, привести в соответствие с требованиями п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольный образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 (с изменениями и дополнениями) в части численного состава группы для детей с тяжелыми нарушениями речи до 10 человек.

В остальной части требований Мироновой Н.Н. в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 21.12.2015 года.

Судья Ф.О. Шайганова