НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Невинномысского городского суда (Ставропольский край) от 13.12.2016 № 2-3029/2016

Дело №2-3029/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2016 года г.Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хрипкова А.И.,

с участием: представителя истца – ФИО1, действующего на основании доверенности от 17.10.2016г.,

представителя ответчика – ГУ УПФР по СК в г.Невинномысске – ФИО2, действующего на основании доверенности от 11.01.2016г.,

при секретаре Васильевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в принятии к учету справки о заработной плате для назначения трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Невинномысский городской суд Ставропольского края с иском к ГУ УПФР по г.Невинномысску СК об оспаривании решения, оформленного протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №1121 от 17.11.2015г. об отказе в принятии к учету справки о заработной плате для назначения трудовой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости и просил принять к учету при назначении пенсии по старости справку о заработной плате от 19.05.2008г. №280/15-569, выданную Министерством угольной промышленности – государственным предприятием «Шахта Тернопольская», однако 17.11.2015г. ответчик, рассмотрев в совокупности представленные документы, отказал в принятии выше указанной справки, поскольку денежные единицы (карбованцы), указанные в справке за период с 01.01.1991г. по 12.11.1992г., не соответствуют денежным единицам (рублям). Оспариваемое решение оформлено в виде протокола №1121 заседания Комисссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 17.11.2015г.

Истец не согласен с данным решением и считает его незаконным и необоснованным.

Так, ссылаясь на положения ст.39 Конституции РФ, гарантирующей социальное, в том числе и пенсионное обеспечение граждан, истец указывает, что Законом РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», вступившим в силу с 01.01.2002г., закреплены правовые основания и условия назначения трудовых пенсий, а также периоды работы и иной деятельности, которые подлежат включению в страховой стаж.

Ссылаясь на ч.1 ст.30 названного Закона, а также п.26 Постановления Минтруда РФ №16, Пенсионного Фонда России №19па от 27.02.2002г., заявитель указывает, что в связи с введением его в действие, при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом, данная норма закона предусматривает дифференцированный подход при расчете пенсии, предоставляя право выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу. Одним из показателей, влияющих на расчетный размер пенсии, является среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

С заявлением о назначении пенсии истцом представлена справка о заработной плате от 19.05.2008г. №280/15-569, выданная Министерством угольной промышленности – государственным предприятием «Шахта Тернопольская», в которой указывалась заработная плата за период с марта 1989 года по февраль 1994 года, в денежных единицах – карбованцах.

Ссылаясь на ст.6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992г., подписанного в том числе Российской Федерацией и Республикой Украиной, «О гарантиях прав граждан – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», которым назначение пенсии гражданам государств – участников СНГ, назначение пенсии производится по месту жительства, и при этом, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления данного Соглашения в силу.

При этом, данным Соглашением установлено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж, а в случае, если в государствах – участниках Соглашения, введена национальная валюта, размер такого заработка (дохода) исчисляется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Ссылаясь на методические рекомендации, применяемые в целях реализации положений названного Соглашения, изложенные в Письме Минсоцзащиты от 31.01.1994г. №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», и Указаниях Минсоцзащиты от 18.01.1996г. №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР», истец полагает, что в случае, если в государствах – участниках данного Соглашения были введены национальные валюты, суммы заработка, полученные в результате перевода национальной валюты в рубли, увеличиваются на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При этом, должно приниматься во внимание, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.

Как указывает истец, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР – купон (переходная) – карбованец-гривна. До 01.04.1992г. в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР, а с 01.04.1992г. были введены купоны многоразового использования и одновременно рубли бывшего СССР. При этом, курс купона не установлен Центральным Банком РФ, поскольку являлся переходной денежной единицей. С 12.11.1992г. единственным законным средством платежа на территории Украины стал украинский карбованец, и обмен рублей СССР на украинский карбованец производился из расчета один к одному.

Следовательно, как полагает истец, до 12.11.1992г. денежной единицей Украины в период с 01.04.1992г. до 11.11.1992г. являлся купон и рубль СССР, а с 12.11.1992г. – карбованец. Соответственно, начисление и выплата заработной платы истца в указанный период производилось в рублях СССР, купонах, карбованцах.

В связи с чем, по мнению истца, при перерасчете его пенсии сумм заработной платы, указанной в справке №280/15-569 от 19.05.2008г., отказ во включении указанных сумм является незаконным, поскольку с 01.04.1992г. до 11.11.1992г. в Украине наравне с рублем действовала переходная денежная единица – купон.

Соответственно, ссылаясь на положения п.10 Указания Минсоцзащиты от 18.01.1996г. №1-1-У, истец полагает, что необходимо возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения его прав путем принятия к расчету справку о заработной плате и перерасчета пенсии, используя при этом данные по заработной плате за период работы с марта 1989 года до 11.11.1992г. в российских рублях, а с 12.11.1992г. по февраль 1994г. в карбованцах, пересчитав их на рубли.

Как полагает истец, исходя из правового содержания ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», необходимо возложить на ответчика обязанность по перерасчету пенсии с даты назначения пенсии, то есть с момента возникновения у него права, реализация которого могла быть осуществлена с указанной даты, при условии включения данного периода в добровольном порядке при назначении трудовой пенсии по старости на общих основаниях.

Ссылаясь на методические указания, изложенные в письме Пенсионного Фонда России от 31.03.2005г. №ЛЧ-25-26/3105 «Об изменении наименования и нарицательной стоимости денежных единиц государств – бывших республик СССР», истец полагает, что представленная им справка о заработной плате имеет все необходимые реквизиты, а указание заработной платы в карбованцах не может повлиять на отказ в начислении пенсии по ней, так как имеется возможность перерасчета данной валюты в рубли по действующему курсу, в соответствии с Указаниями минсоцзащиты РФ и иными нормативными актами Пенсионного Фонда РФ.

На основании указанных доводов, просил суд: признать протокол №1121 заседания Комиссии Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.11.2015г. об отказе в принятии справки о заработной плате незаконным; в порядке восстановления нарушенных прав возложить на данное учреждение обязанность включить в подсчет общего трудового стажа (страхового) стажа за период с марта 1989 года по февраль 1994 года и произвести расчет назначенной ему пенсии согласно представленной справки №280/15-569 от 19.05.2008г., выданной Министерством угольной промышленности Государственным предприятием «Шахта Тернопольская» путем перерасчета карбованцев в рубли из расчета 1/1.

В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, не явился, предоставив заявление о рассмотрении данного гражданского дела без его участия, с участием его представителя.

В связи с чем, с учетом мнения участников процесса, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие не явившегося истца, с участием его представителя – по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика – ГУ УПФР по г.Невинномысску СК – ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.29-32), согласно которым основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлен Законом РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка их выплаты осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный Закон.

Как указано ответчиком, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены названным Законом, применяются правила международного договора, в том числе и Соглашение стран СНГ от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

Также ссылаясь на нормы и положения ст.6 названного Соглашения, указывает, что для установления права на пенсию, в том числе и пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения, а исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за период работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Ссылаясь на положения ч.2 ст.10 и ч.1 ст.30 Закона РФ от 17.11.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях», ответчик указывает, что период работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Законом, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР. При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Ссылаясь на методические рекомендации Минсоцзащиты РФ, изложенные в Письме от 31.01.1994г. №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» о порядке пенсионного обеспечения граждан данной категории, указывает, что пенсионное обеспечение таких граждан, прибывших из государств – участников Соглашения от 13.03.1992г. производится в порядке, установленным данным соглашением. И при назначении пенсии гражданам данной категории учитывается трудовой стаж, приобретенный за время до 13.03.1992г., а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст.ст.94-104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР от 20.11.1990г. А в случае, если в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992г. введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному ЦБ РФ на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды предоставляется заработок для начислении пенсии). Курс валют публикуется в «Российской газете».

Также, ссылаясь на Указание Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996г. №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР», указывает, что пенсионное обеспечение лиц данной категории, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России. При исчислении пенсии таким лицам суммы заработка, полученные после перевода национальной валюты в рубли, увеличивается на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством РФ. А в случае, когда курс валюты, действующий на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992г., ЦБ РФ не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана – маната и др.), соответствующие суммы заработка, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством РФ. Исчислении пенсии может быть произведено при предоставлении дополнительных сведений о заработке за период работы, предшествующие введению национальной валюты.

Как указано представителем ответчика, при предоставлении лицами, переселившимися на жительство в РФ из государств – бывших республик СССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты, и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке. Если оплата производилась не в национальной, а в иностранной валюте, такой заработок вообще не может применяться для начисления пенсии. Справка о заработной плате предоставляется за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. А если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2002г.

По мнению стороны ответчика, справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты – только в советских рублях, а после введения национальной валюты – в национальной валюте.

Перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав – 01.01.2002г. по курсу ЦБ РФ. До 01.01.1998г. суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Периоды выплаты заработной платы в переходной валюте заменяются другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Так, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР – купон (переходная) – карбованец – гривна. В декабре 1991 года в обороте на территории Украины использовались рубли СССР. С 01.04.1992г. введены купоны многоразового использования и одновременно рубли бывшего СССР. При этом, курс купона не установлен Центральным Банком РФ, поскольку являлся переходной денежной единицей. С 12.11.1992г. единственным законным средством платежа на территории Украины стал украинский карбованец, и обмен рублей СССР на украинский карбованец производился из расчета один к одному. В связи с чем, заработная плата за период с 01.04.1992г. до 11.11.1992г. исключается из подсчета заработка.

С 02.09.1996г. на территории Украины введена национальная валюта – гривна, и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 по информации Национального Банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

ФИО3 при обращении в ГУ УПФР по г.Невинномысску представлена справка о заработке для начислении пенсии за период с марта 1989 года по февраль 1994 года, в который заработная плата за 1989 и 1990 год указана в рублях, а за 1991, 1992, 1993 и 1994 годы в карбованцах.

Ссылаясь на Указание Минсоцзащиты РФ №1-1-У от 18.01.1996г. «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР», составленном на основании данных представленных, в том числе и посольством Украины, в Украине с 01.04.1992г. по 11.11.1992г. действовала переходная денежная единица – купон, а с 12.11.1992г. введена национальная валюта карбованец.

Таким образом, поскольку карбованец не являлся официальной денежной единицей на территории Украины в период с 01.01.1991г. по 11.11.1992г. и не может быть указан в справке о заработной плате истца в качестве средства денежных расчетов за вышеуказанный период времени, суммы заработка за данный период должны быть исключены, по мнению ответчика, из подсчета размера пенсии. Кроме того, заработная плата за период с 01.04.1992г. по 11.11.1992г. исключается из периода подсчета заработка, поскольку в этот период действовала переходная денежная единица – купон, курс которой не был установлен ЦБ РФ.

При этом, исчисление пенсии может быть произведено из заработка за период работы, предшествующий введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством РФ, а также при предоставлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению национальной валюты.

В связи с чем, сторона ответчика полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО3, поскольку оспариваемый им протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №1121 от 17.11.2015г. вынесен в соответствии с нормами и правилами действующего законодательства РФ и нормами международных договоров РФ.

В удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

А согласно требованиям ч.1-4 ст.11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены нормами Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ч.2 ст.2 которого изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Вместе с тем, как указано в ч.3 ст.2 названного Закона, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Так, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство – участник Содружества Независимых государств должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, 13.03.1992г. государства – участники СНГ, в том числе Российская Федерация и Республика Украина, заключили Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно ст.1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п.п.2, 3 ст.6 названного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Согласно ст. 11 названного Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Таким образом, трудовой стаж, приобретенный гражданами РФ на территории государства - участника вышеназванного Соглашения, а также на территории бывшего СССР, будет учитываться при начислении пенсии работнику на основании документов, выданных работодателями на территории соответствующего государства. Указанный трудовой стаж может подтверждаться записями в трудовой книжке, а также справками о доходах работника за соответствующие периоды работы.

Согласно ч.2 ст.10 Закона РФ №173-ФЗ т 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.29 Закона РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

А согласно ч.1 ст.30 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При этом, согласно п.п.2-4 ст.30 названного Закона, с учетом разъяснений, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 №О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», право выбора наиболее выгодного расчета пенсии предоставлено застрахованному лицу, и одним из показателей, влияющих на расчетный размер пенсии, является среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо органами государственной (муниципальной) власти.

Как установлено в судебном заседании, ФИО3 обратился в ГУ УПФР по г.Невинномысску с заявлением о принятии к расчету при назначении пенсии по старости справки о заработной плате от 19.05.2008г. №280/15-569, выданную Министерством угольной промышленности Государственным предприятием «Шахта «Тернопольская»» (л.д.9), предоставив также трудовую книжку, в которой также отражены сведения о периоде работы на данном предприятии. Указанная справка переведена в соответствии с требованиями законодательства РФ на русский язык, что также подтверждается материалами дела (л.д.10). Из содержания данной справки следует, что за период с марта 1989 года по декабрь 1990 года размер заработной платы ФИО3 указан в рублях, а с января 1991г. по февраль 1994г. – в карбованцах.

Решением от 17.11.2015г., оформленным протоколом заседания комиссии ГУ УПФР по г.Невинномысску №1121, ФИО3 А,А. отказано в принятии к расчету указанной справки о заработной плате, поскольку денежные единицы (карбованцы), указанные в справке за период с 01.01.1991г. по 12.11.1992г. не соответствуют денежным единицам (рублям), находящимся в обращении на территории Украины в указанный период.

Однако, письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994г. №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» разъяснен порядок пенсионного обеспечения граждан данной категории, согласно которому пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина), производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992г., а также после этой даты на территории государств - участников названного Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст.99-104 Закона РСФСР от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР». В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992г. введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком РФ на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии). Курс валют публикуется в «Российской газете».

Согласно п.1 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996г. №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России.

П.9 и 10 названного Указания, обязательного для ответчика в силу ведомственной подчиненности, определено, что при исчислении пенсии лицам, переселившимся в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., суммы заработка, полученные после перевода национальной валюты в рубли, увеличиваются на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством РФ. Исчисление пенсии может быть произведено при представлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению данной национальной валюты.

Как следует из п.11 названного Указания, при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке. П.15 названного Указания определено, что документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств – бывших республик СССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством РФ. При этом, форма таких документов может быть произвольной.

Таким образом, признавая, что представленная ФИО3 справка от 19.05.2008г. содержит все реквизиты, заполнение которых предусмотрено действовавшим законодательством РФ на момент возникновения спорных правоотношений, в том числе с учетом требований, изложенных в Письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994г. №1-369-18, а факт его работы на указанном предприятии подтвержден сведениями, содержащимися в трудовой книжке, данная справка о заработной плате подлежит учету при назначении пенсии ФИО3 и исчислении ее размера в соответствии с требованиями ст.30 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно информации о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР (приложение 1 к Указанию Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996г. №1-1-У), в Республике Украина существовали следующие денежные единицы: рубль СССР – купон (переходная) – карбованец – гривна.

Так, в декабре 1991 года в обороте на территории Украины использовались рубли СССР, с 01.04.1992г. введены купоны многоразового использования, при этом, одновременно в качестве платежного средства действовали рубли СССР. Однако, курс купона не установлен Центральным Банком РФ, поскольку являлся переходной денежной единицей.

С 12.11.1992г. единственным законным средством платежа на территории Украины стал украинский карбованец, что следует из Соглашения между Центральным Банком России и Национальным Банком Украины «Об организации межбанковских расчетов в связи с введением украинского карбованца», и этим же соглашением установлен плавающий курс карбованца.

Как следует из Совместного заявления Банка России, Национального банка Украины от 29.08.1996г., с 25.08.1996г. в соответствии с Указом Президента Украины от 25.08.1996г. №762/96 «О денежной реформе», на территории Украины введена новая национальная валюта – гривна, и обменный курс к украинскому карбованцу установлен из расчета 100000 карбованцев за 1 гривну.

Для использования в работе Пенсионным Фондом РФ в нижестоящие подразделения направлено письмо от 31.03.2005г. №ЛЧ-25-26/3195 «Об изменении наименования и нарицательной стоимости денежных единиц государств – бывших республик СССР», приложением к которому указано письмо Департамента эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ от 14.03.2005г. №29-5-1-3/756, из которого также следует, что с 02.09.1996г. в обращение на территории Украины введена денежная единица – украинская гривна, с обменным курсом по отношению к карбованцу в 1/1000000.

При этом, суд учитывает, что согласно представленным истцом сведениям, архивные документы по основной деятельности и личному составу предприятия ГП «Шахта «Тернопольская» (шахта «Кировская») уничтожены 02.08.2014г. в результате пожара от попадания взрывного предмета в административное здание ГП «Шахтерскантрацит», и представить иные документы, в том числе и справку о заработной плате, истец лишен возможности.

Таким образом, учитывая, что представленная ФИО3 справка о заработной плате от 19.05.2008г., выданная Министерством угольной промышленности – государственным предприятием «Шахта «Тернопольская», имеет все необходимые реквизиты, указание в данной справки на начисление заработной платы за период с января 1991г. по февраль 1994г. в карбованцах не может иметь правового значения при разрешении вопроса о начислении пенсии по ней, поскольку возможность пересчета данной валюты в рубли по действующему курсу, в соответствии с Указаниями Минсоцзащиты РФ и иными нормативными актами и методическими рекомендациями Пенсионного фонда РФ.

При этом, к расчету не подлежит период с 01.04.1992г. по 11.11.1992г. – период действия переходной валюты Украины – купона.

Следовательно, решение ГУ УПФР по г.Невинномысску, оформленное протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.11.2015г. №1121, которым ФИО3 отказано в принятии к расчету пенсии представленной им справки о заработной плате от 19.05.2008г., не может являться законным и обоснованным.

В порядке восстановления нарушенных пенсионных прав истца, на ответчика следует возложить обязанность включить в подсчет общего трудового (страхового) стража за период с марта 1989 года по февраль 1994 года и произвести расчет пенсии, назначенной ФИО3 (страховое свидетельство ) согласно представленной справки от 19.05.2008г. №280/15-569, выданной Министерством угольной промышленности Государственным предприятием ««Шахта Тернопольская»» о заработной плате для начисления пенсии, путем перерасчета денежных единиц «карбованцы» в денежные единицы «рубли» из расчета, определяемого действующим законодательством, за исключением периода с 01.04.1992г. по 11.11.1992г.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.10 и ч.1 ст.30 Закона РФ от 17.11.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях», ст.ст.1, 2 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст.1, 2, 6, 11 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992г., ст.ст.11, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в принятии к учету справки о заработной плате для назначения трудовой пенсии по старости – удовлетворить частично.

Признать решение Комиссии Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, об отказе ФИО3 в принятии к расчету пенсии справки о заработной плате, оформленной протоколом заседания №1121 от 17.11.2015г. – незаконным.

В порядке восстановления нарушенных прав ФИО3 возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края обязанность включить в подсчет общего трудового (страхового) стража за период с марта 1989 года по февраль 1994 года и произвести расчет пенсии, назначенной ФИО3 (страховое свидетельство ) согласно представленной справки от 19.05.2008г. №280/15-569, выданной Министерством угольной промышленности Государственным предприятием ««Шахта Тернопольская»» о заработной плате для начисления пенсии, путем перерасчета денежных единиц «карбованцы» в денежные единицы «рубли» из расчета, определяемого действующим законодательством, за исключением периода с 01.04.1992г. по 11.11.1992г.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня изготовления его мотивированной части с подачей апелляционной жалобы через Невинномысский городской суд Ставропольского края.

Мотивированное решение суда изготовлено 16.12.2016г.

Судья А.И.Хрипков