Дело № 5/1-178/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Нерюнгри 27 сентября 2016 года
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Рожин Г.И., с участием должностных лиц отдела государственного экологического надзора Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) исполняющего обязанности руководителя ФИО1, государственного инспектора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3 на постановление Государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 обратилась в суд с жалобой, просит признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что законный представитель ФГУП «Охрана» МВД России - генеральный директор, корреспонденция которому должна направляться по адресу: <адрес>А не был надлежащим образом извещен о производстве по делу об административном правонарушении. Кроме того, доверенность, выданная на ее имя в связи с временным исполнением обязанностей начальника Нерюнгринского отдела филиала предприятия, содержит общие полномочия представителя на подписание документов. В ней отсутствует указание на полномочия по представлению интересов предприятия в деле об административном правонарушении.
В судебном заседании ФИО3 участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ОГЭН Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы <адрес> ФИО1, ФИО2 жалобу не признали, просили постановление Государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3 о назначении административного наказания оставить без изменения.
Суд, заслушав пояснения участников судебного процесса, изучив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность, в частности, должностного лица.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, в частности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Постановлением Государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. ФИО3 привлечена к административной ответственности в связи с нарушением юридическим лицом ФГУП «Охрана» МВД РФ законодательства об охране окружающей среды выразившимся в отсутствии на предприятии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Так, согласно указанному постановлению в процессе деятельности предприятия образуются отходы потребления 1, IV, V классов опасности для окружающей среды, а именно: отходы, подобные коммунальным (мусор от хозяйственно-бытовой деятельности, использованные картриджи от оргтехники, отходы бумаги, и прочее). Учитывая, что освещение предприятия осуществляется светильниками с ртутьсодержащими люминесцентными лампами, образуются чрезвычайно опасные отходы (отработанные люминесцентные ртутьсодержащие дампы), которые в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, по степени негативного воздействия на окружающую среду относятся к отходам 1 класса опасности.
Договор на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов заключен с МУП МО «НР» «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор на транспортировку и обезвреживание отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащие лампы) заключен с ИП ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ года
Договор на проведение работ и оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств заключен е ИП ФИО5. № от ДД.ММ.ГГГГ.
План природоохранных мероприятий на 2016 год разработан и предоставлен. Инструкция по организации сбора, накопления и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в наличии. Паспорта на опасные отходы I, IV классов опасности разработаны. Первичная документация по учету образования и движения отходов (журналы движения отходов) предоставлены.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в филиале ФГУП «Охрана» МВД РФ по РС(Я) не разработан, что является нарушением ст.18 «Нормирование в области обращения с отходами» Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В жалобе ФИО3 просит об отмене данного постановления, указывая на то, что не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение, как должностное лицо, так как не имела полномочий по представлению интересов предприятия в деле об административном правонарушении и не являлась его законным представителем.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно приказу директора ФГУП «Охрана» МВД России в лице Филиала ФГУП «Охрана» МВД по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 поручено временное исполнение обязанностей начальника Нерюнгринского отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> на время отсутствия ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с временным возложением исполнения обязанностей начальника Нерюнгринского отдела ФИО3 была выдана доверенность №д от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление полномочий, согласно которой последняя имеет право: действовать отмени и интересах филиала, в том числе с правом заключать и подписывает от имени Предприятия (Филиала) договоры на оказание услуг связанные с основной деятельностью Нерюнгринского отдела согласованные с директором филиала ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес>); подписывать счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказания услуг), акты сверок за директора и главного бухгалтера филиала ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> вести учет и хранение трудовых книжек работников филиала, вносит записи о трудовых книжках о принятии, переводе и увольнении работников филиала на основании приказа, подписанного директором филиала ФГУАП «Охрана» МВД России по <адрес> действовать отмени и интересах филиала, в том числе подписывает от имени Предприятия (Филиала) претензии и исковые заявления, уточнения исковых заявлений, отзывы на исковые заявления, возражения на отзывы на исковые заявления, заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, изменения предмета или основания исков, признания исков, полного или частичного отказа от исковых требований, заключения мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам.
Как следует из указанного документа, ФИО3 при временном исполнении обязанностей начальника Нерюнгринского отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> не была наделена полномочиями по представлению интересов предприятия в деле об административном правонарушении, равно как и административно-хозяйственными функциями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах данного учреждения.
Соответственно, врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3 не является субъектом инкриминируемого правонарушения, что исключает обоснованность ее привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
В связи с чем, постановление Государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы <адрес> подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ФИО3 состава административного правонарушения.
Кроме того, в силу ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого Государственного реестра юридических лиц, местом нахождения юридического лица ФГУП «Охрана» МВД России является адрес: <адрес>
В соответствии с частью 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Абзац второй части 3 данной статьи определяет, что руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Приказом ФГУП «Охрана» МВД РФ от 16.01.2008 года № 28 утверждено Положение о филиале ФГУП «Охрана» МВД РФ по <адрес>
Согласно пункту 1.4. указанного Положения, местом нахождения филиала ФГУП «Охрана» МВД России по РС (Я) является адрес: <адрес>
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Сведений об извещении юридического лица и филиала по месту их регистрации о проведении плановой проверки и иных действий, связанных с производством дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Нарушение требований ст. 25.1 КоАП РФ является самостоятельным процессуальным нарушением, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3 удовлетворить
Постановление Государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновным должностного лица - врио начальника Нерюнгринского отдела ФГУП «Охрана» МВД России по <адрес> ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ФИО3 состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Нерюнгринского
городского суда РС(Я) Г.И. Рожин