Дело № 12-13/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 мая 2017 г. по делу № 12-13/2017
Судья Нерчинского районного суда Забайкальского края Васильева Л.Д.
При секретаре судебного заседания Ванчуговой А.А.
С участием:
Представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю по доверенности ФИО1
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нерчинск
Жалобу Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У с т а н о в и л :
Постановлением **-ТПР/109/32/6 от 30 марта 2017 года начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО3 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в районный суд, Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО2 просит пересмотреть указанное решение. Утверждая, что при предоставлении работающим осужденным отпусков учреждением соблюдались требования ст. 117 Трудового Кодекса РФ с учётом требований статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении, был издан приказ об установлении дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда от 29.03.2017г. **. Повышенная оплата труда осужденным, работающим в должности столяра, рамщика, дизелиста, чистильщика канализационных тоннелей и каналов, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, слесаря по обслуживанию тепловых пунктов ( по ремонту оборудования) была установлена приказам от 29.03.2017г. **. Табели учета рабочего времени за январь и февраль 2017 года были приведены в соответствие со ст.91 ТК РФ Оплата за работу в праздничные дни, за работу в нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы была произведена осужденным в соответствии с приказами от 29.03.2017г. **, **, **. Так же был издан приказ от 29 марта 2017 года **, которым были установлены конкретные даты выплаты заработной платы, а так же урегулированы вопросы, касающиеся оплаты труда спец контингента за работу с вредными условиями труда, доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дня, сверхурочные работы. Просил принять во внимание, что несмотря на выявленные нарушения вредные последствия не наступили, поскольку каждому трудоустроенному осужденному производилась доплата до МРОТ. Считает, что имеются основания для применения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку имеются признаки для признания административного правонарушения малозначительным, с освобождением учреждения от административного наказания. Следует учесть, что учреждение по своей организационно-правовой форме является казенным, финансируется за счёт средств федерального бюджета. Просил отменить постановление от 30 марта 2017 года ** о назначении административного наказания, прекратить производство по административному делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Одновременно представлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, которое удовлетворено судом, о чём вынесено определение.
Жалоба рассмотрена по существу.
В суде представитель юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО1 после разрешения судом вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что все выявленные нарушения были устранены к моменту рассмотрения протокола должностным лицом. При назначении наказания данное обстоятельство учтено не было, как не было учтено признание вины, а так же тот факт, что к административной ответственности юридическое лицо привлекается впервые. Не было учтено, что санкция статьи предусматривает такое наказание как предупреждение. Просит принять законное и обоснованное решение.
Должностное лицо, чье постановление обжалуется- государственный инспектор труда в Забайкальском крае ФИО3 в суд не явилась, о времени и месте заседания уведомлена надлежаще (л.д.41-42).
По запросу суда представлено дело об административном правонарушении в подлиннике для исследования судом (л.д. 43-107).
Выслушав объяснение представителя учреждения, исследовав материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд пришел к следующему.
Частью первой статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, 20 марта 2017г. начальником отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО3 на основании Распоряжения на проверку ** от 10.03.2017г. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении осужденных Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Забайкальскому краю» (л.д. 46-50).
По результатам проверки 21 марта 2017г. был составлен акт (л.д. 51-55).
С результатами проверки был ознакомлен Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО2 (л.д. 12, 51-55), ему же было вручено предписание об устранении нарушений трудового законодательства (л.д.56-58).
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
- в нарушение ст. 117 Трудового кодекса РФ по результатам специальной оценки условий труда (отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 18.08.2014 г.) не установлен и не предоставляется дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда осужденным, работающим на должностях электрогазосварщика, машинистов котельных установок;
- в нарушение ст. 147 Трудового кодекса РФ по результатам специальной оценки условий не установлена и не производится повышенная оплата труда осужденным, работающим в должности столяра, рамщика, дизелиста (отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 18.08.2014 г.), чистильщика канализационных тоннелей и каналов, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, слесаря по обслуживанию тепловых пунктов (по ремонту оборудования) (отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 3.03.2017 г.);
- в нарушение ст.91 Трудового кодекса РФ в табелях учета рабочего времени за январь и февраль 2017 г. не отражено фактически отработанное осужденными время, работающих по сменному режиму работы (столовая, пекарня). В табелях учета рабочего времени проставлена норма часов по 40-часовой рабочей неделе;
- в нарушение ст. 153 Трудового кодекса РФ не оплачена в повышенном размере работа в нерабочие праздничные дни с 01 по 08 января 2017 г., 23 февраля 2017 г. осужденным, работающим в должности машинистов (кочегаров) котельной, подсобного хозяйства; в нарушение ст. 113 Трудового кодекса РФ от осужденных не получено согласие на работу в нерабочий праздничный день;
- в нарушение ст. 152 Трудового кодекса РФ не оплачена в повышенном размере сверхурочная работа за январь 2017 г. осужденным, работающим в должности машинистов ( кочегаров) З., С., Б., Ш.; отсутствуют приказы о предоставлении дней отдыха за работу в нерабочий праздничный день, за сверхурочную работу в январе и феврале 2017 г., отсутствуют заявления осужденных на предоставление дней отдыха; предоставление дней отдыха табелями учета рабочего времени не подтверждено; в нарушение ст. 99 Трудового РФ согласие на сверхурочную работу от осужденного не получено;
- установленные в соответствии с приказом ** от 30.12.2015 г. сроки выплаты заработной платы не соответствуют требованиям части 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю дела административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что подтверждается протоколом ** от 21 марта 2017г. (л.д. 59-64).
30 марта 2017г. начальником отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО3 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении принято постановление ** о привлечении ФКУ ИК-1УФСИН России по Забайкальскому краю к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (л.д.67-71).
Факт совершения административного правонарушения не оспаривался лицом, привлекаемым к административной ответственности и подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки соблюдения трудового законодательства в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю от 21 марта 2017г. (л.д.51-55), предписанием (л.д.56-58), совокупностью собранных в результате проверки доказательств, а так же объяснением Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО2 (л.д.72).
Данные доказательства согласуются между собой, допустимость и достоверность их сомнений не вызывает, они оценены должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Как следует из содержания части 2 статьи 103, части 1 статьи 104, части 3 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), нормы трудового права, регулирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, не распространяются на осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы. Однако что касается материальной ответственности осужденных, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда, то согласно части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 УИК РФ законодательство о труде распространяется на осужденных в полном объеме.
Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением осужденными трудовой деятельности, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
Нормы уголовно-исполнительного законодательства предусматривают регулирование вопросов оплаты труда осужденных граждан Трудовым кодексом Российской Федерации и соблюдение требований трудового законодательства является обязанностью администрации учреждения.
При указанных обстоятельствах действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что правонарушение следует признать малозначительным, суд находит не состоятельными, поскольку допущенное нарушение затрагивает сферу трудовых правоотношений.
Обсудив доводы представителя учреждения ФИО1, что устранение всех выявленных в ходе проведения проверки нарушений на момент рассмотрения протокола (л.д.76-103) не было учтено должностным лицом при принятии решения о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, при том, что санкцией статьи предусмотрен такой вид наказания как предупреждение, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 статьи 5.27 КоАП РФ за указанное административное правонарушение может быть назначено следующее наказание : предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, при назначении наказания должностным лицом не мотивировано применено наиболее строгое наказание в виде административного штрафа, при наличии альтернативного вида наказания – предупреждения.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии отягчающих ответственность обстоятельств, а также наличие обстоятельств, смягчающих ответственность - признание вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений, отсутствие вредных последствий и факта привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение , суд находит необходимым изменить постановление должностного лица, заменив назначенное ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Жалобу удовлетворить частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8, ст.30.9, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление ** от 30 марта 2017 года начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю изменить, назначив юридическому лицу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения. Жалобу Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО2 удовлетворить частично.
Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения решения, через районный суд.
Судья-
не вступило в законную силу