Дело №2-236/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 г. г. Неман
Неманский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Шевченко И.В.,
при секретаре Смолиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к Андрееву Владиславу Валерьевичу о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге,
У С Т А Н О В И Л:
ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее по тексту – Учреждение) обратилось в суд с иском к Андрееву В.В. о взыскании 184227 руб. в счёт компенсации вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге. При этом истец ссылается на то, что 23 апреля 2017 г. на стационарном пункте весового контроля <адрес> Учреждения, расположенном на автомобильной дороге <адрес> была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством – автомашиной марки <данные изъяты> государственный регистрационный номер № (с полуприцепом <данные изъяты> государственный регистрационный номер № принадлежащим на праве собственности Андрееву В.В., под управлением водителя ФИО5 который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: <адрес> (пройденное расстояние 72,403 км (0,72403 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27 февраля 2017 г. №05-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области». Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено. По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт № от 23 апреля 2017 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси. В связи с выявленными нарушениями Учреждением произведён расчет размера вреда, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов. В качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, письмом в адрес Андреева В.В. была направлена претензия от 14 мая 2017 г. №-ю, в которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов. В претензии истец просил выслать в свой адрес квитанцию об оплате и уведомлял ответчика о том, что в случае предъявления иска в суд с последнего будет взыскана государственная пошлина. Ответчик до настоящего времени не возместил причиненный вред, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее уведомление, в представленном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя истца. Согласно дополнительно представленных письменных пояснений, исковые требования Учреждения поддерживает в полном объеме.
Ответчик Андреев В.В. в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее уведомление. О причинах неявки в суд не сообщил, заявлений о переносе судебного заседания, возражений по заявленным требованиям не представил.
Изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст.15 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненной личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ).
Согласно ст.29 Федерального закона №257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 части 1); повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов (пункт 6 части 2).
Согласно п.17 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ, тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Постановлением РФ.
В силу ч.1 ст.31 Федерального закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В части 12 ст.31 Федерального закона №257-ФЗ указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. №934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Указанные Правила утратили силу с 1 февраля 2020 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31 января 2020 г. №67. Вместе с тем они подлежат применению при рассмотрении настоящего гражданского дела, так как действовали в период спорных правоотношений.
В силу пункта 2 Правил возмещения вреда, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства транспорта России от 12 августа 2011 г. №211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее по тексту – Порядок осуществления временных ограничений).
Пунктом 16 Порядка осуществления временных ограничений предусмотрено, что временные ограничения движения (за исключением движения по автомобильным дорогам федерального значения) могут вводиться в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов частной автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением (в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик частной автомобильной дороги с учетом результатов оценки технического состояния такой автомобильной дороги при значениях коэффициента прочности дорожной одежды менее единицы).
Согласно п.8 Порядка осуществления временных ограничений, при издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии Приказом Министерства транспорта России от 12 августа 2011 №211, обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.
Начиная с 2015 г. весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводились.
Министерство транспорта России совместно с Федеральным дорожным агентством принял решение об отмене весенних временных ограничений движения, связанных со снижением несущей способности, по автомобильным дорогам федерального значения. В приказ Министерства транспорта России от 12 августа 2011 г. №211 внесены соответствующие изменения. Начиная с 2018 г., такие временные ограничения движения в весенний период не вводятся.
Однако, действующее законодательство (ч.2.1 ст.30 Федерального закона №257-ФЗ) позволяет местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.
Введение весенних и летних ограничений заключается не в замене предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № 2 к постановлению Правительства от 15 апреля 2011 г. №272 г. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» другими значениями, а во введении дополнительного ограничения на региональных дорогах. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.
Регионы самостоятельно утверждают не только сроки, но и допустимые нагрузки на ось транспортного средства для проезда в период ограничений. Если нагрузки превышают утвержденные значения, то для движения по дорогам во время «просушки» необходимо получить спецпропуск в профильном ведомстве.
Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области №05-од от 27 февраля 2017 г. в период с 1 апреля по 30 апреля 2017 г. введены временные ограничения движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, связанное со снижением несущей способности, конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения
Указанный приказ был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: dorogi73.ru, build.ulgov.ru и в средствах массовой информации (газета «Ульяновская правда» от 28 февраля 2017 г. №14).
На основании изложенного, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем, ответчик мог и должен был знать об установлении ограничений.
Следовательно, перевозя тяжеловесные грузы, перевозчик обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения. Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.
Как усматривается из материалов дела 23 апреля 2017 г. на стационарном пункте весового контроля <адрес> Учреждения, расположенном на автомобильной дороге <адрес> была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством – автомашиной марки <данные изъяты> государственный регистрационный номер № (с полуприцепом <данные изъяты> государственный регистрационный номер № принадлежащим на праве собственности Андрееву В.В., под управлением водителя ФИО6 который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: <адрес> (пройденное расстояние 72,403 км (0,72403 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период. При этом специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено. В ходе рассмотрения дела подобное разрешение ответчиком в суд также не представлено.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт № от 23 апреля 2017 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
Согласно п.2 Правил возмещения вреда, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28 ноября 2011 г. № 835-пр создано областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» путём переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.
Автомобильные дороги общего пользования, по которым осуществлялась перевозка тяжеловесных грузов транспортом ответчика, включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 декабря 2009 г. №431-П, и закреплены на праве оперативного управления за истцом ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».
В соответствии с п.2.3.3. Устава Учреждения к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них. Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает взвешивание транспортных средств (п.2.4.25 Устава); производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п.2.4.27 Устава).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» Учреждение произвело расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось № от 23 апреля 2017 г (далее по тексту - Акт №).
Согласно п.5 Правил возмещения вреда, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно Акта № зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю оси.
№ оси | Допустимые | Фактические | Перегруз(кг) (столбец 3- столбец 2) | Перегруз (%) (столбец 4/ столбец 2) | Рублей за перегруз (постановление Правительства 331-П) |
1. | 5,000 | 6,340 | 0,340 (должно быть 1,340) | 1 (должно быть 27) | 4 408 (должно быть 11 272) |
2. | 5,000 | 7,820 | 2,820 | 56 | 33 028 |
3. | 3,000 | 5,960 | 2,960 | 99 | 33 028 |
4. | 3,000 | 6,020 | 3,020 | 101 | 33 028 |
5. | 3,000 | 5,920 | 2,920 | 97 | 33 028 |
Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому значение Рпм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.
Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 3,8-5,2-1,32-1,32 метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27 февраля 2017 г. №05-од.
Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы: - первой оси - фактическая масса - 6,340 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение - 1,340 тонны (указано неверно 0,340) или 27% (7% - неверно указан);
- по второй оси - фактическая масса - 7,820 тонн, допустимая — 5,000 тонн, превышение - 2,820 тонны или 56%;
- по третьей оси - фактическая масса - 5,960 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 2,960 тонны или 99%;
- по четвертой оси - фактическая масса - 6,020 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 3,020 тонны или 101%;
- по пятой оси - фактическая масса - 5,920 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 2,920тонны или 97%.
Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>» (далее - Постановление №-П).
Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов) | Размер вреда (рублей на 100 км) |
До 10 | 1520 |
Свыше 10 до 20 | 2430 |
Свыше 20 до 30 | 3887 |
Свыше 30 до 40 | 5874 |
Свыше 40 до 50 | 8377 |
Свыше 50 до 60 | 11389 |
Свыше 60 (в ред. постановления Правительства | Рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П) |
Примечание. В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2.9 раза.
Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства:
- до 10 % - 1520 руб. (4408 руб. = 1520 * 2,9) за 100 км (первая ось – ошибочный расчет).
- свыше 20 % до 30 % - 3887 руб. (11272 руб. = 3 887 * 2,9) за 100 км (первая ось).
- свыше 50 % до 60 % - 11389 руб. (33028 руб. = 11389 * 2,9) за 100 км (вторая ось);
- свыше 60 % - рассчитывается отдельно. Истец при расчете вреда свыше 60 % не производит отдельный расчет, а применяет значение свыше 50 % до 60 % - 11389 руб. (33028 руб. = 11389 * 2,9) за 100 км (третья, четвертая и пятая оси).
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению №431-П и схеме дорог Ульяновской области.
Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: <адрес> (пройденное расстояние 64,139 км).
Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:
Пр = [Рпм +(Рпом1+ Рпом2+ … + Pпомi)] x Sx Tтг, где:
Пр - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (в рублях);
Рпм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (рублей на 100 километров);
Рпом1, Рпом2, Pпомi - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;
S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
Ттг - базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле: Ттг = Тпг х Iтг (где: Тпг - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1; Iтг - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Данный индекс утверждается на каждый год и рассчитан следующим образом: индексы-дефляторы инвестиций в основной капитал (капитальных вложений) утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 23 сентября 2011 г. № 20713-АК/ДОЭ «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г., а базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1).
Таким образом, Ттг 2009 г. (компенсационный индекс на 2009 г.) = 1 (базовый компенсационный индекс 2008 г.) х 1,052 (индекс-дефлятор 2009 г.) = 1,052;
Ттг 2010 г. (компенсационный индекс на 2010 г.) = 1,052 (базовый компенсационный индекс 2009г.) * 1,127 (индекс-дефлятор 2010 г.) = 1,186;
Ттг 2011 г. (компенсационный индекс на 2011 г.) =1,186 (базовый компенсационный индекс 2010г.) * 1,171 (индекс-дефлятор 2011 г.) = 1,389;
Ттг 2012 г. (компенсационный индекс на 2012 г.) = 1,389 (базовый компенсационный индекс 2011г.) * 1,113 (индекс-дефлятор 2012 г.) = 1,546;
Ттг 2013 г. (компенсационный индекс на 2013 г.) = 1,546 (базовый компенсационный индекс 2012г.) * 1,012 (индекс-дефлятор 2013 г.) = 1,564;
Ттг 2014 г. (компенсационный индекс на 2014 г.) = 1,564 (базовый компенсационный индекс 2013г.) * 1,064 (индекс-дефлятор 2014 г.) = 1,664;
Ттг 2015 г. (компенсационный индекс на 2015 г.) = 1,664 (базовый компенсационный индекс 2014г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2015 г.) = 1,747;
Ттг 2016 г. (компенсационный индекс на 2016 г.) = 1,747 (базовый компенсационный индекс 2015г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2016 г.) = 1,834;
Ттг 2017 г. (компенсационный индекс на 2017 г.) = 1,834 (базовый компенсационный индекс 2016г.) * 1,051 (индекс-дефлятор 2017 г.) = 1,927.
В момент составления акта, как следует из искового заявления, инженер весового контроля допустил описку, указав в графе «Перегруз» по первой оси «0,340», а необходимо было указать «1,340» и тогда в графе «Рубли за перегруз» по первой оси необходимо было указать «11272», а фактически указано «4408» и соответственно расчет размера причиняемого ущерба на участке № уменьшен.
Размер причиняемого ущерба на участке № в момент составления акта составил: Пр = (1520*2.9 + 11389*2,9 + 11389*2,9 + 11389*2,9 + 11389*2,9) * 64,139/100 * 1,927 = 4408 + 33028 + 33028 + 33028 + 33028) * 0,64139 * 1,927 = 168733 (руб.)
Вместе с тем, размер причиняемого ущерба на участке № с учетом устранения описки составляет: ПР = (3887*2.9 + 11389*2,9 + 11389*2,9 + 11389*2,9+ 11389*2,9) * 64,139/100 * 1,927 = (11272 + 33028 + 33028 + 33028 + 33028) * 0,64139 * 1,927 = 177217 (руб.)
На участке № (маршрут движения – 8,264 км (0.08264 сот. км. - для формулы)):
№ оси | Допустимые | Фактические | Перегруз (кг) (столбец 3- столбец 2) | Перегруз (%) (столбец 4/ столбец 2) | Рублей за перегруз (постановление Правительства 331-П) |
1. | 6,000 | 6,340 | 0,340 | 6 | 4 408 |
2. | 6,000 | 7,820 | 1,820 | 30 | 11 272 |
3. | 4,000 | 5,960 | 1,960 | 49 | 24 293 |
4. | 4,000 | 6,020 | 2,020 | 51 | 33 028 |
5. | 4,000 | 5,920 | 1,920 | 48 | 24 293 |
Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому значение Рпм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.
Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 3,8-5,2-1,32-1,32 метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27 февраля 2017 г. №05-од.
Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:
- по первой оси - фактическая масса — 6,340 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение — 0,340 тонны или 6%;
- по второй оси — фактическая масса — 7,820 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение - 1,820 тонны или 30%;
- по третьей оси — фактическая масса — 5,960 тонн, допустимая — 4,000 тонн, превышение - 1,960 тонны или 49%;
- по четвертой оси - фактическая масса — 6,020 тонн, допустимая — 4,000 тонн, превышение - 2,020 тонны или 51%;
- по пятой оси — фактическая масса — 5,920 тонн, допустимая — 4,000 тонн, превышение — 1,920 тонны или 48%.
Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 июля 2008 г. №331-П.
Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1):
- до 10 % - 1520 руб. (4408 руб. = 1520 * 2,9) за 100 км (первая ось);
- свыше 20 % до 30 % - 3887 руб. (11272 руб. - 3887 * 2,9) за 100 км (вторая ось);
- свыше 40 % до 50 % - 8377 руб. (24293 руб. - 8377 * 2,9) за 100 км (третья и пятая оси);
- свыше 40 % до 50 % - 8377 руб. (24293 руб. = 8377 * 2,9) за 100 км (четвертая ось);
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению №-П и схеме дорог <адрес>. Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: поворот на птицефабрику - <адрес> (пройденное расстояние 8,264 км).
Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:
Пр = [Рпм +(Рпом1+ Рпом2+ … + Pпомi)] x Sx Tтг,
Базовый компенсационный индекс 2017 года составляет - 1,927.
Размер ущерба на участке № составляет: Пр = (1520*2,9 + 3887*2,9 + 8377*2,9 + 11389*2,9 + 8377*2,9) * 8,264/100 * 1,927 = (4408 + 11272 + 24293 + 33028 + 24293) * 0,08264 * 1,927 = 15494 (руб.)
Таким образом, размер причиняемого ущерба на обоих участках движения по акту № от ДД.ММ.ГГГГ в момент составления акта (с опиской) составил: 184227 (руб.). (168733 руб. + 15494 руб.).
Вместе с тем, размер причиняемого ущерба по акту № от 23 апреля 2017 г. с учетом исправления описки составляет: 192711 (руб.).
Следует учесть, что истцом заявлены требования в размере 184227 руб., которые он не намерен увеличивать.
С результатами измерений и Актом № от 23 апреля 2017 г. водитель транспортного средства ФИО1 был ознакомлен, акт подписал без возражений и замечаний, один экземпляр акта получил под роспись. Ответчик имел возможность принести возражения и в ходе рассмотрения заявленных истцом требований.
14 мая 2017 за исх.№-ю в адрес Андреева В.В. направлена претензия с предложением в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов, что подтверждается списком почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ Данная претензия ответчиком получена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» удовлетворить.
Взыскать с Андреева Владислава Валерьевича в пользу Областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» компенсацию возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге в размере 184227 (сто восемьдесят четыре тысячи двести двадцать семь) руб.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца, с даты изготовления мотивированного решения, мотивированное решение изготовлено 30 июля 2020 г.
Судья Неманского городского суда
Шевченко И.В.