Дело № 2-109/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Неман 16 мая 2017 года
Неманский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Колесникова В.Г.
при секретаре Ворониной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябова Анатолия Платоновича к Совету депутатов Неманского городского округа, администрации Неманского городского округа о восстановлении прав на пенсию за выслугу лет муниципального служащего, обязании произвести перерасчет размера и обеспечить ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет муниципального служащего с 01 января 2017 года в размере 50 % должностного оклада согласно действующему законодательству,
У С Т А Н О В И Л:
Рябов А.П. обратился в суд с данным иском, указывая, что ему с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости. Вместе с этим, с декабря 2007 года, имеющему 31 год выслуги лет муниципальной службы, была установлена доплата к пенсии за выслугу лет муниципальной службы. Исчисление этой доплаты производилось по произвольной, не основанной на Законе методике, разработанной администрацией муниципалитета. Выплата производилась до декабря 2016 года в размере, составляющем 12 % от должностного оклада. Решением Совета депутатов Неманского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Неманского городского округа, которым произвольно установлен заниженный размер пенсии за выслугу лет. В п. 3.2. Положения указано, что за целый год стажа муниципальной службы, сверх указанного в пункте 1 настоящего раздела пенсия за выслугу лет увеличивается на 1 процент должностного оклада муниципального служащего. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 20 процентов оклада муниципального служащего. Следовательно, нормы, установленные Законами Калининградской области от 17.06.2016 г. № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области» и от 14.12.2010 г. № 526 «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещающим государственные должности Калининградской области» нарушены, а процентное соотношение пенсий к должностным окладам неправомерно занижено, что повлекло за собой значительное уменьшение реального размера пенсий за выслугу лет. Так, в соответствии с Законом моя пенсия за выслугу лет должна составлять 50% от должностного оклада (в соответствии с установленным соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Калининградской области) в размере 26 650 рублей или 13 325 рублей, а по муниципальному Положению она составила 20% от должностного оклада или 5 330 рублей, что подтверждается выплатой от 1 марта 2017 года. Неправильное понимание и применение органами местного самоуправления областного Закона на территории Калининградской области приводит к необоснованным различиям в реализации права муниципальных служащих на пенсию за выслугу лет. Считает, что ответчики нарушили его права на пенсию за выслугу лет муниципального служащего, многократно снизив её размер, в связи с чем, просит обязать Совет депутатов и администрацию Неманского городского округа в полном объеме восстановить его права на пенсию за выслугу лет муниципального служащего, нарушенные Положением о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Неманского городского округа, утвержденным Решением Совета депутатов Неманского городского округа от 25 января 2017г. № 16, привести указанное Положение в строгое соответствие с законодательством Российской Федерации и Калининградской области, произвести перерасчет размера и выплату пенсии за выслугу лет муниципального служащего в соответствии с действующим законодательством.
В ходе судебного заседания Рябов А.П. уточнил исковые требования и просил суд обязать Совет депутатов и администрацию Неманского городского округа произвести перерасчет размера и обеспечить ему ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет с 01 января 2017 года в размере 50% должностного оклада в соответствии с законодательством РФ и Калининградской области.
В судебном заседании Рябов А.П. свои уточненные исковые требования поддержал в полном объёме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Совета депутатов Неманского городского округа Белоусова Ю.А. исковые требования не признала, пояснив, что Рябовым А.П. не указан период, за который истец просит суд обязать администрацию Неманского городского округа произвести такой перерасчет, а также исходя из какого размера процентов должностного оклада, необходимо обязать осуществить такой расчет. С января 2017 г. согласно Положению о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, данная выплата Рябова А.П. составила 20 % от должностного оклада или 5 330 рублей. Постановлением главы Неманского городского округа Мельникова А.С. от 11.12.2007 г. № 1301 с декабря 2007г. Рябову А.П. установлена ежемесячная доплата к пенсии за муниципальную службу в размере 6 600 руб. В последующем постановлением администрации Неманского муниципального района от 16.01.2013г. № 29 в связи с изменением с 01.01.2013г. базовой ставки для расчета доплаты за муниципальную службу к трудовой пенсии, с 01.01.2013г. ежемесячная доплата за муниципальную службу к трудовой пенсии для Рябова А.П. установлена в размере 3 168 руб. Постановлением администрации Неманского городского округа от 22.02.2017г. № 174 с 01.01.2017 г. пенсия за выслугу лет для Рябова А.П. составила 5 330 руб. Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим предусмотрены п.4 ст.7 ФЗ от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно ч.1 и ч. 2 ст.24 от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Статьёй 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Ответчики вправе с учётом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, то определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации.
Претендуя на расчет причитающихся выплат, исходя из максимального размера - 50 % должностного оклада, Рябов А.П. ссылается на нормы Закона Калининградской области «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещающим государственные должности Калининградской области» № 526 от 14.12.2010 г. (ч. 1 ст. 3). При этом в силу ст. 8 Закона Калининградской области «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещающим государственные должности Калининградской области» № 526 от 14.12.2010г. финансирование расходов по выплате пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим производится за счет средств областного бюджета.
Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу, утвержденного Решением Неманского районного Совета депутатов от 30.12.2003 г. № 314, так и действующее в настоящее время Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Неманского городского округа, утвержденное Решением Совета депутатов Неманского городского округа от 25.01.2017г. № 16 не противоречит ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закону Калининградской области от 17.06.2016г. № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области». В настоящее время не обжалованы, действующие. С учетом изложенного в удовлетворении требований Рябова А.П. просила отказать.
Представитель ответчика – администрации Неманского городского округа Загирова Т.И. исковые требования Рябова А.П. не признала в полном объеме. Суду пояснила, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Рябов А.П. имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, на истца в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих и лиц, замещавших государственные должности, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы Законом Калининградской области от 14.12.2010 года № 526 «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и замещавшим государственные должности Калининградской области», согласно которого гражданским служащим Калининградской области назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в размере 25 процентов должностного оклада гражданского служащего Калининградской области.
За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного в пункте 1 настоящей статьи стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 2 процента должностного оклада гражданского служащего Калининградской области. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 50 процентов должностного оклада гражданского служащего Калининградской области (ч.2 ст. 3 Закона Калининградской области). Особенности организации муниципальной службы и правовое положение муниципальных служащих урегулированы Законом Калининградской области от 17.06.2016 года №536 «О муниципальной службе в Калининградской области», в соответствии с которым в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Калининградской области.
В разделе 3 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Неманского городского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Неманского городского округа от 25.01.2017 г. №16 указано, что муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в размере 10 процентов должностного оклада муниципального служащего. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх указанного в пункте 1 настоящего раздела пенсия за выслугу лет увеличивается на 1 процент должностного оклада муниципального служащего. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 20 процентов должностного оклада муниципального служащего. При разработке проекта Положения учитывались основные характеристики местного бюджета, а именно доходы, расходы и дефицит бюджета.
Рябову А.П. на основании постановления администрации Неманского муниципального района от 16.01.2013 года «Об установлении ежемесячной доплаты за муниципальную службу к трудовым пенсиям» с 01 января 2013 года была установлена ежемесячная доплата за муниципальную службу к трудовой пенсии в размере 3 168 руб.
Бюджет Неманского района всегда являлся и в настоящее время является дотационным и производимые доплаты никогда никем не компенсировались.
После перерасчета пенсии за выслугу лет, в соответствии с постановлением администрации Неманского городского округа от 22.02.2017 года № 174 «Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, к трудовым пенсиям» Рябову А.П. с 01 января 2017 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 5 330 руб. При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая, что условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Неманского городского округа определены с учетом возможностей местного бюджета, а также принимая во внимание, что размер пенсии за выслугу лет Рябова А.П. увеличился с 3 168 руб. до 5 330 руб., полагает, что право Рябова А.П. на пенсионное обеспечение не нарушено. Также пояснила, что пенсия за выслугу лет гражданам выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям в соответствии с муниципальным нормативным правовым актом представительного органа. При таких обстоятельствах полагает, что установленный Положением размер пенсии за выслугу лет не может рассматриваться как нарушающий право на пенсионное обеспечение и ухудшающий положение Рябова А.П., в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований Рябова А.П. отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению иска.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Рябов А.П. как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность местного самоуправления, является получателем трудовой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет (доплата к трудовой пенсии по старости).
Стаж муниципальной службы Рябова А.П., дающий право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости), составляет 31 год. Последняя занимаемая Рябовым А.П. должность "первый заместитель главы администрации района".
На основании постановления главы Неманского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Рябову А.П. установлена ежемесячная доплата к пенсии за муниципальную службу в размере 6 600 рублей.
Постановлением главы Неманского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Рябову А.П. установлена ежемесячная доплата к пенсии за муниципальную службу в размере 1 320 рублей.
Постановлением главы администрации Неманского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Рябову А.П. установлена ежемесячная доплата к пенсии за муниципальную службу в размере 2 640 рублей.
Постановлением главы администрации Неманского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Рябову А.П. установлена ежемесячная доплата к пенсии за муниципальную службу в размере 3 168 рублей.
Постановлением главы администрации Неманского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Рябову А.П. установлена ежемесячная доплата к пенсии за муниципальную службу в размере 5 330 рублей.
В соответствии с п.п. «ж» и «н» 4.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу п. 12 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации; в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.24 Закона); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23 Закона). В ст. 5 Закона установлен перечень оснований, обеспечивающих взаимосвязь муниципальной службы и государственно гражданской службы РФ.
Согласно ст. 3 Закона Калининградской области от 14.12.2010 года №526 «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и замещавшим государственные должности Калининградской области» гражданским служащим Калининградской области назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в размере 25 процентов должностного оклада гражданского служащего Калининградской области. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного в пункте 1 настоящей статьи стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 2 процента должностного оклада гражданского служащего Калининградской области. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 50 процентов должностного оклада гражданского служащего Калининградской области.
Таким образом, установленный Законом области № 526 максимальный размер пенсии является предельным размером, с учетом которого муниципальное образование «Неманский городской округ» определяет уровень дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Как усматривается из содержания раздела 3 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Неманского городского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Неманского городского округа от 25.01.2017г. №16 (далее по тексту - Положение), муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в размере 10 процентов должностного оклада муниципального служащего. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх указанного в пункте 1 настоящего раздела пенсия за выслугу лет увеличивается на 1 процент должностного оклада муниципального служащего. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 20 процентов должностного оклада муниципального служащего.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Действующим нормативным актом, которым изначально было рекомендовано производить доплату к пенсиям служащих субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим является Указ Президента РФ от 16.08.1995 г. № 854 «О некоторых гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральных, государственных служащих». Пунктом 10 данного Указа органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать соответствующие социальные гарантии (доплаты) за счет собственных средств.
Анализируя приведенные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления, при назначении Рябову А.П. ежемесячной доплаты к пенсии с 01 января 2017 года действовал в рамках, предоставленных в области социальной защиты ему полномочий, поскольку, определение размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством, является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. Правовое регулирование пенсионного обеспечения муниципальных служащих отнесено к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств местного бюджета. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов муниципального образования, то органы местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
Представителем ответчика представлен расчет доплаты к трудовой пенсии Рябову А.П., согласно которому размер доплаты составляет 5 330 руб., данный расчет сторонами не оспаривался.
Суд полагает, что размер доплаты определен в соответствии с установленным порядком выплаты пенсий муниципальным служащим, исходя из стажа службы истца, должностного оклада. Представленными суду письменными материалами подтверждается наличие дефицита бюджета Неманского городского округа.
Уменьшение размера выплат в связи с изменением правового регулирования не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии.
Из доказательств по делу следует, что размер трудовой (базовой либо страховой части) пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не снижен, а наоборот на протяжении 9 лет увеличивался, а поэтому нет оснований для постановки вопроса о нарушении пенсионных прав истца.
Довод истца о том, что в МО «Гвардейский городской округ» пенсионеры получают ежемесячную доплату в размере 50% является незаконным, поскольку, данное Положение утратило силу в связи с принятием Решения Совета депутатов Гвардейского городского округа от 09.11.2015 N 19.
Иные доводы истца о нарушении его прав, суд находит необоснованными, поскольку, постановление администрации Неманского городского округа от 22.02.2017 года № 174 «Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, к трудовым пенсиям», «Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Неманского городского округа», утвержденное Решением Совета депутатов Неманского городского округа от 25.01.2017г. № 16 в настоящее время являются действующими и не оспорены.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Рябова А.П. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Рябова Анатолия Платоновича к Совету депутатов Неманского городского округа, администрации Неманского городского округа о восстановлении прав на пенсию за выслугу лет муниципального служащего, обязании произвести перерасчет размера и обеспечить ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет муниципального служащего с 01 января 2017 года в размере 50 % должностного оклада согласно действующему законодательству - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца, с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2017 года.
СУДЬЯ В.Г. Колесников
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>