НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Неманского городского суда (Калининградская область) от 14.03.2017 № 12-12/2017

Дело № 12-12/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

14 марта 2017 г. г. Неман

Судья Неманского городского суда Калининградской области Колесников В.Г.,

при секретаре – Ворониной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе И.о. главы администрации Неманского муниципального района Калининградской области ФИО1 на постановление мирового судьи Неманского судебного участка от 06.12.2016 г. № 5-694/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ

ФИО2 Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи по делу № 5-694/2016 от 06 декабря 2016 года И.о. главы администрации Неманского муниципального района ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что 13 октября 2016 года аудитором контрольно-счетной палаты Калининградской области ФИО3 в отношении него был составлен протокол № 8 об административном правонарушении по ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Согласно вышеуказанного протокола основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось отсутствие надлежащего контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных в качестве субсидии администрации Неманского муниципального района. С квалификацией вменяемого правонарушения не согласен и полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в силу следующего.

24 ноября 2014 года между администрацией Неманского муниципального района (муниципальный заказчик), муниципальным бюджетным учреждением «Неманский центр капитального строительства» (заказчик-застройщик) и обществом с ограниченной ответственностью «Арбат. Инженерные системы» (генеральный подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 0335300002114000106-02 (далее по тексту - муниципальный контракт) на основании которого генеральный подрядчик обязался в установленный муниципальным контрактом по заданию муниципального заказчика и в соответствии с условиями муниципального контракта выполнить работы по строительству объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс г. Немана».

Согласно п. 2 муниципального контракта срок окончания выполнения работ, не позднее 01 декабря 2015 года.

Из п. 3.1. муниципального контракта следует, что цена контракта составила 98 281 630 рублей (в том числе НДС). В соответствии с дополнительным соглашением от 30.11.2015 года № 3 об увеличении цены муниципального контракта на 4 424 600 рублей окончательная цена муниципального контракта составила 102 706 200 рублей. Пунктом 2 дополнительного соглашения от 30.09.2015 года №3 срок окончания работ по муниципальному контракту был установлен не позднее 01.04.2016 года.

Муниципальный заказчик и заказчик-застройщик приняли выполненные генеральным подрядчиком работы без замечаний по объему, качеству и стоимости, что подтверждается подписанными актами формы КС-2 и справками формы КС-3. Оплата выполненных работ была произведена в соответствии с п. 3.4, муниципального контракта. Общая стоимость выполненных работ составила 102 706 200 рублей. По условиям муниципального контракта заказчик-застройщик в лице МБУ «Неманский центр капитального строительства», обладающий специальными познаниями в области строительных норм и правил, обязан был проверять обоснованность цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных генеральным подрядчиком в лице ООО «Арбат. Инженерные системы», поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные работы, продукцию, материалы и другие произведенные затраты и нести ответственность за их достоверность (п. 4.3.5), а также своевременно оплатить выполненные работы на основании подписанных документов об объёмах и стоимости выполненных работ, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, при условии выделения соответствующих лимитов бюджетных обязательств, при условии соответствия выполненных работ требованиям настоящего контракта (п. 4.3.1.).

В рамках выполнения работ по основному муниципальному контракту у администрации Неманского муниципального района возникла необходимость в дополнительных работах. По его поручению с ООО «Арбат. Инженерные системы» было проведено рабочее совещание, по результатам которого были составлены: акт от 29.01.2015 года б/н на дополнительные работы по объекту «Физкультурно-оздоровительный комплекс» в г. Немане Калининградской области»; акт от 14.09.2015 года № 10 на дополнительные работы по объекту «Физкультурно-оздоровительный комплекс» в г. Немане Калининградской области»; локальная смета (расчет) № 1 от 30.09.2015 года. При заключении дополнительного соглашения администрацией Неманского муниципального района все требования закона соблюдены.

В связи с тем, что при повторном контрольном обмере было выявлено завышение объемов и стоимости выполненных работ, администрация Неманского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к ООО «Арбат. Инженерные системы» о взыскании неосновательного обогащения. Полагаю, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, так как условия предоставления субсидий им не нарушены. Решение о выделении денежных средств из местного бюджета было принято на основании актов о приемке выполненных работ, которые были подписаны заказчиком-застройщиком, лицом ответственным за приемку объемов выполненных строительных работ.

В судебное заседание И.о. главы администрации Неманского муниципального района ФИО1 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях поддержал доводы жалобы.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что работал с 2013 по 2015 года директором МБУ «Центр капитального строительства». Главой Неманского муниципального района вынесено постановление о назначении заказчика-застройщика по ФОК. Строительство ФОК контролировалось МБУ «ЦКС». Инженер выходит на объект с проверкой, после чего подписывает КС-2. В функции заказчика-застройщика входит проверка объемов строительных работ. КС-2 не подписывался главой администрации, поскольку тот, не обладает специальными познаниями в строительстве. МБУ «ЦКС» имеет право в рамках муниципального контракта определять дополнительные виды работ.

Выслушав участника процесса, свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, предусмотрена за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Согласно ст. 28 БК РФ, к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательства доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Из представленных материалов дела следует, что 13 октября 2016 года аудитором контрольно-счетной палаты Калининградской области ФИО4 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ - нарушение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Так, при проведении контрольного мероприятия в Администрации Неманского муниципального района по проверке законности, эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств, выделенных на строительство «Физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Немане», установлены факты бездействия И.о. главы администрации района в части надлежащего контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных ей в качестве субсидии, то есть о нарушении должностным лицом, являющимся получателем субсидии, условий их предоставления.

К полномочиям главы администрации МО «Неманский муниципальный район» относятся, в частности: приобретение и осуществление имущественных и иных прав и обязанностей от имени муниципального образования (п.1 ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 38 Устава муниципального образования «Неманский муниципальный район» (действовавшего на тот момент) Администрация Неманского муниципального района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 38 Устава муниципального образования «Неманский муниципальный район» к компетенции администрации Неманского муниципального района относится разработка проекта бюджета муниципального района и исполнение бюджета муниципального района.

В соответствии с п.п.6.1., 6.2., 6.5. ст. 37 Устава муниципального образования «Неманский муниципальный район» и п. 3.1. Положения об администрации Неманского муниципального района, утвержденного решением районного совета депутатов Неманского муниципального района от 10 сентября 2008 г. N 383, в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации Неманского муниципального района: осуществляет общее руководство деятельностью администрации Неманского муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации Неманского муниципального района; заключает от имени Неманского муниципального района договоры в пределах компетенции администрации Неманского муниципального района; осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью районного Совета депутатов).

Министерством строительства Калининградской области (главный распорядитель) и администрацией Неманского муниципального района (распорядитель) были заключены соглашения о софинансировании расходов муниципального образования на реализацию Целевой программы Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 года» № 5/2013 от 12.02.2013 г., № 7/2015 от 25.02.2015 г. и № 4/2016 от 09.03.2016 г.

Пунктом 2.2.4. Соглашений № 5/2013 от 12.02.2013 г., № 7/2015 от 25.02.2015 г. и № 4/2016 от 09.03.2016 г. предусмотрено, что Распорядитель в течении срока действия соглашения осуществляет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в соответствии с соглашением.

Как следует из материалов дела, глава администрации Неманского муниципального района в нарушение пунктов 2.2.4 соглашений от 12.02.2013 № 5/2013, от 25.02.2015 № 7/2015 и от 09.03.2016 № 4/2016 (с учетом изменений и дополнений) о софинансировании расходов муниципального образования на реализацию Целевой программы Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы» и Адресного инвестиционного перечня объектов капитального строительства, заключенных с Министерством строительства Калининградской области, не осуществлял надлежащего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Так, в соответствии с указанными соглашениями за период с 2014 по апрель 2016 года из областного бюджета в бюджет муниципального образования «Неманский муниципальный район» поступила субсидия на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Неман (далее - Объект) в сумме 102 721 500 рублей.

Между Администрацией Неманского муниципального района, муниципальным бюджетным учреждением «Неманский центр капитального строительства» и ООО «Арбат. Инженерные системы» был заключен муниципальный контракт от 24.11.2014 г. № 0335300002114000106-02 на выполнение работ по строительству Объекта. С учетом дополнительного соглашения от 30.09.2015 № 3 цена Муниципального контракта от 24.11.2014 увеличена на 4 424 600 рублей и составила 102 706 200 рублей.

При проведении Контрольно-счетной палатой Калининградской области проверки законности, эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств, выделенных на строительство «Физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Немане» установлено, что при строительстве Объекта выявлены нарушения требований строительных норм и правил на сумму 6 976 100 рублей, в том числе в результате оплаты: завышения объемов и стоимости работ на сумму 3 161 800 рублей; дополнительных работ без документов, подтверждающих необходимость их выполнения - 3 814 300 рублей, а именно: акты на выполнение дополнительных работ подписаны Генеральным подрядчиком, Заказчиком-застройщиком и утверждены Заказчиком- застройщиком, но не подписаны и не утверждены Главой администрации; в актах не указаны причины, по которым возникла необходимость в проведении дополнительных работ, а также причины, по которым эти работы не были учтены в первоначальной документации, не перечислен полный перечень видов и объемов работ, который необходимо выполнить дополнительно к основным работам, и не произведен расчет объемов и стоимости выполняемых дополнительно работ.

В соответствии п. 3.3 Муниципального контракта от 24.11.2014 года: «Цена контракта может быть увеличена, если по предложению Администрации увеличиваются предусмотренные настоящим Контрактом объем выполняемых работ...».

Однако предложения Генеральному подрядчику либо Заказчику- застройщику об увеличении объема выполняемых работ, по сравнению с тем, который был предусмотрен Муниципальным контрактом от 24.11.2014, и причины возникновения в этом необходимости главой администрацией района не указывались и не вносились, данные обстоятельства не нашли своего подтверждения в судебных заседаниях мирового судьи, районного суда.

В соответствии с п.п. 6.5. и 6.1. раздела 6 «Порядок приемки выполненных работ» Муниципального контракта от 24.11.2014: «Промежуточной сдаче- приемке подлежат все работы, являющиеся предметом Контракта, а также скрытые их части, освидетельствование которых в более поздний период невозможно по технологическим причинам». «Ежемесячная приемка работ производится 21-28 числа каждого месяца с оформлением и подписанием Генеральным подрядчиком, Муниципальным заказчиком и Заказчиком-застройщиком акта о приемке выполненных работ (по унифицированной форме КС - 2), оформленного по проценту технической готовности, либо распоряжения о выявлении дефектов с указанием даты повторной приемки.

В нарушение п.6.1 раздела 6 «Порядок приемки выполненных работ» Муниципального контракта от 24.11.2014 глава администрации ФИО1 не участвовала в ежемесячной приемке работ, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) не подписывал.

Глава администрациии при перечислении Заказчику-застройщику бюджетных средств на оплату Генеральному подрядчику завышенных объемов и стоимости работ на сумму 3 161 800 рублей и 3 814 300 рублей на оплату, дополнительных работ без документов, подтверждающих необходимость их выполнения, не исходила из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, таким образом, нарушив принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.

Вышеуказанные бездействия главы администрации свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных ей в качестве субсидии, в том числе и их экономности, то есть о нарушении получателям субсидий, условий их предоставления, предусмотренных пунктом 2.2.4 Соглашений от 12.02.2013 № 5/2013, от 25.02.2015 № 7/2015 и от 09.03.2016 № 4/2016), заключенных Администрацией с Министерством строительства Калининградской области.

Доказательств, подтверждающих принятие главой администрации Неманского муниципального района всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, правил и норм, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, суду не представлено.

Ссылка на то, что решение о необходимости увеличения субсидии и дополнительных работ было принято Администрацией Неманского муниципального района на рабочем совещании, не нашла своего подтверждения в судебном заседании, данное обстоятельство не подтверждается и материалами дела.

Также данный довод, опровергается тем, что за указанные бездействия ФИО1 на основании постановления мирового судьи Неманского судебного участка Калининградской области № 5-691/2016 от 02 ноября 2016 года был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» и подвергнут административному штрафу в размере 300 рублей. Из текста постановления следует, что ФИО1 в судебном заседании свою вину признал полностью.

Изучив материалы дела в их совокупности, мировой судья пришел к правильному выводу, что глава администрации Неманского муниципального района имел все возможности выполнить свои обязанности, предусмотренные муниципальным контрактом от 24.11.2014., а именно: участвовать в ежемесячной приемке выполненных работ, подписывать акты о приемке выполненных работ (по унифицированной форме КС - 2) либо распоряжения о выявлении дефектов с указанием даты повторной приемки, и тем самым осуществлять надлежащий контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных ей в качестве субсидии из Федерального бюджета в размере 100 099 914 рублей и из областного бюджета в размере 2 621 631 рублей, всего 102 721 545 рублей.

Также установлено, что главой администрация Неманского муниципального района в нарушение пунктов 2.2.4 соглашений от 12.02.2013 № 5/2013, от 25.02.2015 № 7/2015 и от 09.03.2016 № 4/2016 (с учетом изменений и дополнений) о софинансировании расходов муниципального образования на реализацию Целевой программы Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы» и Адресного инвестиционного перечня объектов капитального строительства, заключенных с Министерством строительства Калининградской области, не осуществляла надлежащего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Вывод о наличии в действиях главы администрации Неманского муниципального района состава административного правонарушения сделан мировым судьей на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых, приведено в постановлении мирового судьи от 06 декабря 2016 года.

Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, позволили мировому судье верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о наличии в действиях главы администрации Неманского муниципального района состава административного правонарушения.

Совокупность доказательств никаких сомнений в достоверности и допустимости не вызывает.

Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи, по делу не имеется.

Административное наказания в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции, является справедливым и соразмерным содеянному.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.5 – 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи Неманского судебного участка от 06 декабря 2016 г. в отношении должностного лица ФИО1 о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, а жалобу И.о. главы администрации Неманского муниципального района ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в надзорную инстанцию Калининградского областного суда.

Судья В.Г. Колесников