НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Неманского городского суда (Калининградская область) от 11.04.2017 № 2-49/2017

Дело №2-49/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2017 г. г. Неман

Неманский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Шевченко И.В.,

при секретаре Смолиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неманского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Неманский муниципальный район», МБУ «Неманский центр капитального строительства», Неманскому городскому МУП «Теплосеть», третьему лицу ООО «Балтлитстрой» о возложении обязанности ввести в эксплуатацию очистные сооружения в г. Немане и получить разрешение на сброс сточных вод в реку Неман,

У С Т А Н О В И Л:

Неманский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Неманский муниципальный район», МБУ «Неманский центр капитального строительства», Неманскому городскому МУП «Теплосеть», третьему лицу ООО «Балтлитстрой» о возложении обязанности на администрацию МО «Неманского муниципального района» и МБУ «Неманский центр капитального строительства» получить в Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области разрешение на ввод очистных сооружений в г. Немане в эксплуатацию в установленном законодательстве порядке, а также возложении обязанности на Неманское городское МУП «Теплосеть» получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе сточных вод в реку Неман в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе сточных вод в реку Неман через очистные сооружения. При этом Неманский городской прокурор ссылается на то, что 11 июля 2014 г. между администрацией МО «Неманский муниципальный район» (Муниципальный заказчик), ООО «Балтлитстрой» (Генеральный подрядчик), МБУ «Неманский центр капитального строительства» (Заказчик-застройщик) и НГ МУП «Теплосеть» (Приобретатель) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области». 28 апреля 2016 г. сторонами по Контракту подписан акт приемки законченного строительством очистных сооружений (далее Объекта). В соответствии с ч.1 ст.55 и ч.2 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается только после получения Заказчиком-застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, вопреки взятым на себя согласно п.4.3.33 Контракта обязательствам, Заказчиком-застройщиком до настоящего времени не приняты необходимые меры к получению от АО «Янтарьэнерго» технических условий для присоединения Объекта к электрическим сетям сетевой организации. По указанной причине на Объекте отсутствуют источники резервного электропитания. Кроме того, Заказчиком-застройщиком в нарушение п.4.3.32. Контракта до настоящего времени не представлен в Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора Калининградской области пакет правоустанавливающих и технических документов необходимых для получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию, а так же не организована совместно и по согласованию с Подрядчиком и Приобретателем приемка Объекта в эксплуатацию с подписанием соответствующего акта. Между тем, согласно п.4.3.36 Контракта именно Заказчик-застройщик несет ответственность за порядок, условия и последствия приемки выполненных Подрядчиком работ.

Согласно ст.15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Как следует из пунктов 1.8 и 4.6.5 Контракта, а также п.2.3 постановления главы администрации МО «Неманский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, по завершению работ право собственности на объект приобретает МО «Неманский муниципальный район», а Неманское городское МУП «Теплосеть» - право хозяйственного ведения, которые подлежат одновременной государственной регистрации. В соответствии с положениями пунктов 1, 3 ч.6 ст.60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя и недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ водных объектах), а также сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. Однако, до настоящего времени очистные сооружения в нарушение водного законодательства эксплуатируются Неманским городским МУП «Теплосеть» в режиме пусконаладочных работ, круглосуточно сбрасывая сточные воды в реку Неман в отсутствие нормативов допустимого объема их сброса и в отсутствии разрешения на сброс сточных вод в реку Неман в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользование (Росприроднадзора) по Калининградской области, что нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц из числа населения Неманского района на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, несмотря на наличие реальной возможности, очистные сооружения (на протяжении 8 месяцев - с 28 апреля 2016 г.) не подключены к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго» и не введены в установленном законом и Контрактом порядке в эксплуатацию, что также свидетельствует о самоустранении администрации МО «Неманский муниципальный район» от решения вопросов местного значения по организации водоотведения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены АО «Янтарьэнерго», Правительство Калининградской области.

Производство по делу, в части возложения обязанности на Неманское городское МУП «Теплосеть» получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе сточных вод в реку Неман через очистные сооружения в г. Немане, прекращено 04 апреля 2017 г. в связи с отказом Неманского городского прокурора от заявленных требований в этой части.

В ходе рассмотрения дела Неманский городской прокурор, неоднократно уточняя исковые требования, просил: 1) возложить на МБУ «Неманский центр капитального строительства», Неманское городское МУП «Теплосеть» обязанность по устранению нарушений, указанных в п.2 акта итоговой проверки «При строительстве объекта капитального строительства» от 11 октября 2016 г., а именно: установка вертикальных матч по поверхности кровли объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области»; 2) возложить на МБУ «Неманский центр капитального строительства», Неманское городское МУП «Теплосеть» обязанность выполнить все необходимые действия по устранению нарушений, указанных в п.3 акта итоговой проверки «При строительстве объекта капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: обеспечить объект «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» электроснабжением II-ой категории надежности с энергоснабжением электроприемников от двух независимых источников питания; 3) возложить на МБУ «Неманский центр капитального строительства» обязанность выполнить все необходимые действия для получения в Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области разрешения на ввод очистных сооружений в г. Немане в эксплуатацию в установленном законодательством порядке в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании правовое положение администрации МО «Неманский городской округ» (правопреемник администрации МО «Неманский муниципальный район) по ходатайству прокурора Епифанцева А.А. и с согласия сторон изменено на третье лицо на стороне ответчиков.

В судебном заседании прокурор Епифанцев А.А., поддерживая уточненные требования, пояснил, что в соответствии с п.9 ст.55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Вместе с тем, после проведения Службой ГАСН (Государственная инспекция архитектурно-строительного надзора) Калининградской области проверки выявлены нарушения, которые отражены в акте итоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и которые необходимо устранить, о чем заявлено в уточненных исковых требованиях. Согласно п.1.8 Контракта по завершению работ Объект эксплуатируется Приобретателем – Неманским городским МУП «Теплосеть» в соответствии со своим целевым назначением. Неманское городское МУП «Теплосеть» является специализированной эксплуатирующей организацией очистных сооружений в г. Немане (п.1 постановления главы администрации МО «Неманский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ). Все договорные обязательства с АО «Янтарь», касающиеся вопроса заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключаются между Неманским городским МУП «Теплосеть» и АО «Янтарьэнерго». Таким образом, получение во исполнение п.4.3.33 Контракта в соответствующих контролирующих и надзорных органов необходимых согласований возможно только при взаимосогласованных действиях ответчиков.

В судебном заседании представители 3-его лица - администрации МО «Неманский городской округ» Загирова Т.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Неберекутина Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявили, что администрация Неманского городского округа возражает против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что одним из документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора). Государственный строительный надзор на объекте «Строительство очистных сооружений в <адрес>» осуществлялся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Государственной инспекцией архитектурно-строительного надзора <адрес> (п.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ). Итоговая проверка Службой ГАСН проводилась на основании извещения МБУ «Неманский центр капитального строительства» (Заказчика – застройщика) об окончании строительства. Согласно п.3 результатов по Акту итоговой проверки при строительстве объекта капитального строительства в нарушение требований положительного заключения государственной экспертизы, которым предусмотрена категория надежности электроснабжения - II, электроснабжение объекта «Строительство очистных сооружений в <адрес>» выполнено по категории надежности электроснабжения – III. Указанное нарушение явилось основополагающей причиной тому, что заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации не было выдано. Вместе с тем, со стороны ответчиков и администрации Неманского городского округа отсутствует бездействие, а напротив принимаются все необходимые меры к технологическому присоединению энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям (объектам электросетевого хозяйства), обеспечив тем самым резервирование источников питания. Строительство очистных сооружений в <адрес> по категории надежности электроснабжения – III было вынужденной мерой, позволяющей начать пусконаладочные работы на построенном объекте. Так, в целях проектирования объекта «Строительство очистных сооружений в <адрес>» администрацией Неманского муниципального района были получены технические условия №В-185/11 от ДД.ММ.ГГГГ (заявленная мощность -500 кВт, категория – вторая, срок действия технических условий не указан). Проектная документация, выполненная в соответствии с указанными условиями, получила положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в начале строительства Объекта было выявлено, что для подключения Объекта к сетям электроснабжения необходимо получение новых технических условий и заключение договора с ОАО «Янтарьэнерго» правообладателем земельного участка. Заявка на технологическое присоединение была ДД.ММ.ГГГГ подана Неманским городским МУП «Теплосеть» - арендатором земельного участка. Неманским городским МУП «Теплосеть» был заключен с ОАО «Янтарьэнерго» договор от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям канализационных очистных сооружений (заявленная мощность -500 кВт, категория – вторая). Цена договора - 9760606 рублей. Срок выполнения мероприятий - 1 год со дня заключения договора. Однако, только ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Янтарьэнерго» было опубликовано извещение о процедуре запроса предложений по выбору подрядчика на разработку рабочей документации по объекту «Строительство ТП 15/0,4 кВ, 2-х ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-374 и проектируемой ЛЭП 15 кВ (Т.З. ), в г. Немане». По результатам рассмотрения предложений договор на выполнение работ заключен АО «Янтарьэнерго» с ООО «ИТ-Промсервис». В процессе проектирования проектировщиком было выявлено, что согласно выданным техническим условиям подключение объекта планируется от несуществующих (проектируемых) сетей. Фактически отсутствовала возможность обеспечить подключение объекта по II категории надежности электроснабжения на условиях и в срок, указанный в договоре от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что не представлялось возможным осуществить подключение построенного объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» по II категории надежности электроснабжения, администрация Неманского муниципального района была вынуждена обратиться в АО «Янтарьэнерго» с просьбой заменить категорию надежности на III. Отсутствие необходимой мощности не позволяло начать пуско-наладочные работы на построенном объекте, что могло привести к срыву не только Федеральной целевой программы развития Калининградской области, но и программы Приграничного сотрудничества. 07 декабря 2015 г. АО «Янтарьэнерго» были выданы новые технические условия (замена с II категории на категорию надежности III) и дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ. АО «Янтарьэнерго» ДД.ММ.ГГГГ был объявлен запрос предложений на выполнение строительно-монтажных работ. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств канализационных очистных сооружений по III категории было осуществлено ДД.ММ.ГГГГ. Вопросы технологического присоединения к сетям электроснабжения Объекта постоянно находятся на контроле, как администрации Неманского городского округа, так Заказчика-застройщика, и неоднократно рассматривались на заседаниях Правительства Калининградской области. Отсутствие электроснабжения объекта по II категории не позволяет завершить работы по вводу очистных сооружений в эксплуатацию и, соответственно, невозможно установить тариф на водоотведение. В целях обеспечения II категории Неманским городским МУП «Теплосеть» подана заявка в ЦОК АО «Янтарьэнерго». В настоящее время технические условия АО «Янтарьэнерго» выданы, но для их выполнения требуется более пятнадцати миллионов рублей. МУП «Теплосеть», в соответствии с Контрактом является Приобретателем, и возложение на предприятие обязанности выполнить все необходимые действия по устранению нарушений, связанных с обеспечением объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» электроснабжением II категорией надежности с энергоснабжением электроприемников от двух независимых источников питания, без решения вопроса о финансировании невозможно, противоречит Уставу предприятия, находящемуся в сложной финансовой ситуации.

В судебном заседании и.о. директора Неманского городского МУП «Теплосеть» Иванченко А.В. с уточненными исковыми требованиями не согласен, пояснив суду, что в соответствии с Контрактом (раздел 4.6) только после получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию Приобретатель, каковым является их предприятие, принимает меры направленные на надлежащую эксплуатацию созданных в результате выполнения работ объектов основных средств в соответствии с их целевым назначением. В настоящее время разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию не получено. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором осуществлялось «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области», передано предприятию в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, указанного основания недостаточно для того, чтобы возлагать на них обязанность по обеспечению Объекта электроснабжением II категорией надежности с энергоснабжением электроприемников от двух независимых источников питания, учитывая, что указанная сделка без решения вопроса о финансировании лишит Предприятие, которое и без того имеет значительную кредиторскую задолженность, возможности осуществлять уставную деятельность, связанную с оказанием услуг населению и юридическим лицам по производству и транспортировке тепловой энергии. Неманское городское МУП «Теплосеть» из-за сложившейся ситуации, для разрешения которой администрацией Неманского городского округа принимаются необходимые меры, несет убытки, связанные с содержанием обслуживающего персонала, коммунальных услуг, учитывая, что повышение тарифов на водоотведение пока невозможно.

В судебном заседании представитель ответчика и.о. директора МБУ «Центр капитального строительства» Шемет Ю.А. с уточненными исковыми требованиями не согласилась, пояснив суду, что в соответствии с требованиями проектной документации (2017 г.) подраздел 5.1 раздела 5 «Система электроснабжения» в качестве молниеприемников по возможности используется металлические конструкции ферм кровли или металлическая сетка стяжки кровли, в качестве вертикальных токоотводов от молниеприемника используются соединенная между собой стальная арматура стен и колонн. Следовательно, с учетом указанной проектной документацией установка вертикальных матч не требуется. Утверждение истца о том, что Заказчиком-застройщиком до настоящего времени не приняты необходимые меры к получению от АО «Янтарьэнерго» технических условий для присоединения Объекта к электрическим сетям сетевой организации с целью обеспечения резервирования источников питания, является необоснованным. Со стороны Муниципального заказчика, от действий которых непосредственно зависит и исполнение МБУ «Центр капитального строительства» требований пункта 4.3.32 (получение разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию), предприняты все меры по недопущению срыва Федеральной целевой программы развития Калининградской области и программы Приграничного сотрудничества. Именно с этой целью, осознавая, что подключение построенного объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» по II категории надежности электроснабжения невозможно в установленные сроки, администрация Неманского муниципального района была вынуждена обратиться в АО «Янтарьэнерго» с просьбой заменить категорию надежности на III, чтобы начать пусконаладочные работы на построенном объекте. В настоящее время новые технические условия для присоединения Объекта к электрическим сетям сетевой организации получены, но заключение договора с АО «Янтарьэнерго» не входит в полномочия МБУ «Центр капитального строительства», а поэтому с их стороны отсутствуют действия (бездействия), которые могли быть основанием к возложению в судебном порядке обязанности по получению разрешения на ввод очистных сооружений в г. Немане в эксплуатацию в установленном законодательством порядке.

Представители третьего лица ООО «Балтлитстрой» Сычев А.К., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявили, что ООО Балтлитстрой», как Генеральный подрядчик, заинтересован в том, чтобы ввод очистных сооружений в <адрес> в эксплуатацию был осуществлен, как можно быстрее, учитывая, что не обеспечение Объекта II категорией надежности электроснабжения может пагубно сказаться на дорогостоящем оборудовании.

Представители третьих лиц на стороне ответчика <адрес>, АО «Янтарьэнерго» в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. АО «Янтарьэнерго» представило заявление о рассмотрении дела без их участия. В представленном письменном отзыве имеется ссылка на то, что со стороны АО «Янтарьэнерго» все обязательства по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ выполнены.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках межправительственной Программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия» Европейского инструмента соседства и партнерства на 2007-2013 г.г. между администрацией МО «Неманский муниципальный район» и администрацией самоуправления муниципального района Юрбаускас (Литовская Республика) подписано соглашение о совместном сотрудничестве по проекту «Экологическое оздоровление реки Неман – строительства сброса и очистки сточных вод в <адрес>/Литовская Республика).

ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по строительству объекта «Строительство очистных сооружений в <адрес>» между администрацией Неманского муниципального района (Муниципальный заказчик), ООО «Балтлитстрой» (Генеральный подрядчик), МБУ «Неманский центр капитального строительства» (Заказчик-застройщик) и Неманским городским МУП «Теплосеть» (Приобретатель) заключен муниципальный контракт .

Пунктом 2.3 Контракта установлен срок окончания работ, в том числе подготовительный период – 45 календарных дней, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ; Сдача работ с подписанием акта приемки законченного строительством объекта и получением разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к муниципальному Контракту, согласно п.1 которого срок окончания выполнения работ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ; сдача работ с подписанием акта приемки законченного строительством объекта и получением разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Цена Контракта составляет – 536242970 руб. (п.3.1), которая не включает в себя плату за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации.

В силу ч.1 ст.55, ч.2 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок ввода объектов в эксплуатацию, в том числе перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен также ст.55 Градостроительного кодекса РФ.

Одним из документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора).

Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

Государственный строительный надзор на объекте «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» осуществлялся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Государственной инспекцией архитектурно-строительного надзора Калининградской области (п.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

Так, изначально в целях проектирования объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области», а также во исполнение Контракта администрацией Неманского муниципального района были получены технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ (заявленная мощность - 500 кВт, категория – вторая, срок действия технических условий не указан). Проектная документация, выполненная в соответствии с указанными условиями, получила положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в начале строительства Объекта было выявлено, что для подключения Объекта к сетям электроснабжения необходимо получение новых технических условий и заключение договора с ОАО «Янтарьэнерго» правообладателем земельного участка.

После чего, 22 июля 2014 г. земельный участок, на котором осуществлялось «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области», передан Неманскому городскому МУП «Теплосеть» (Приобретателю) в аренду на срок с 18 июля 2014 г. по 18 июля 2020 г.. 05 декабря 2014 г. Неманским городским МУП «Теплосеть» подана заявка на технологическое присоединение.

06 марта 2015 г. Неманское городское МУП «Теплосеть» заключило с ОАО «Янтарьэнерго» договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям канализационных очистных сооружений (заявленная мощность - 500 кВт, категория – вторая). Цена договора - 9760606 рублей. Срок выполнения мероприятий - 1 год со дня заключения договора. Заключение указанного договора невозможно было бы без решения вопроса о финансировании и заключения соглашения о перечислении денежных средств на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго», учитывая, что Неманское городское МУП «Теплосеть» в соответствии с п.3.7 Устава не вправе без согласия собственника, каковым является администрация, совершать сделки, а также распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, если это лишит его возможности осуществлять уставную деятельность (основным видом деятельности является оказание услуг населению и юридическим лицам по производству и транспортировке тепловой энергии – п.2.2. Устава, а с сентября 2014 г. сбор, очистка и распределение воды). Следует отметить, что обязательства по оплате за технологическое присоединение исполнялись в установленном договором от 06 марта 2015 г. и соглашениями от 06 апреля 2015 г. и 08 апреля 2015 г. порядке, о чем свидетельствует справка Заказчика-застройщика. Финансирование по указанному Договору осуществлялось за счет местного бюджета, сформированных за счет различных видов собственных доходов местного бюджета муниципального образования (включая средства гранта Евросоюза, межбюджетные субсидии из бюджета Калининградской области, доходы местного бюджета). Собственные доходы Неманского городского МУП «Теплосеть» при финансировании не учитывались.

Однако, только 11 июня 2015 г. ОАО «Янтарьэнерго» было опубликовано извещение о процедуре запроса предложений по выбору подрядчика на разработку рабочей документации по объекту «Строительство ТП 15/0,4 кВ, 2-х ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-374 и проектируемой ЛЭП 15 кВ (Т.З. ), в <адрес>». По результатам рассмотрения предложений договор на выполнение работ заключен АО «Янтарьэнерго» с ООО «ИТ-Промсервис». В процессе проектирования проектировщиком было выявлено, что согласно выданным техническим условиям подключение объекта планируется от несуществующих (проектируемых) сетей. Фактически отсутствовала возможность обеспечить подключение объекта по II категории надежности электроснабжения на условиях и в срок, указанный в договоре от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что не представлялось возможным осуществить подключение построенного объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» по II категории надежности электроснабжения, как следует из показаний ответчиков и не оспаривается истцом, администрация Неманского муниципального района после обсуждения сложившейся ситуации на очередном заседании Правительства Калининградской области, на которое были приглашены представители АО «Янтарьэнерго», была вынуждена 13 ноября 2015 г. обратиться в АО «Янтарьэнерго» с просьбой заменить категорию надежности на III. Отсутствие необходимой мощности не позволяло начать пусконаладочные работы на построенном объекте, что могло привести к срыву не только Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 г., но и программы Приграничного сотрудничества.

07 декабря 2015 г. АО «Янтарьэнерго» были выданы новые технические условия (замена с II категории на категорию надежности III, предусматривающая прекращении электроснабжения – не более 24 часов подряд и не более 72 часов за год суммарно) и дополнительное соглашение к договору от 07 декабря 2015 г., плата за технологическое присоединение не изменилась, несмотря на то, что, как следует из ответа АО «Янтарьэнерго» от 14 декабря 2016 г., изменение категории надежности электроснабжения приводит к увеличению платы, в связи с включением в технические условия обязательства сетевой организации по строительству кабельной линии КЛ 15 кВ протяженностью 1620 м.

АО «Янтарьэнерго» 01 февраля 2016 г. был объявлен запрос предложений на выполнение строительно-монтажных работ. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств канализационных очистных сооружений по III категории было осуществлено 29 марта 2016 г., что позволило 28 апреля 2016 г. подписать акт приемки законченного строительством очистных сооружений.

Итоговая проверка Службой ГАСН проводилась на основании извещения МБУ «Неманский центр капитального строительства» (Заказчика – застройщика) об окончании строительства.

Вместе с тем, согласно п.3 результатов по Акту итоговой проверки при строительстве объекта капитального строительства в нарушение требований положительного заключения государственной экспертизы, которым предусмотрена категория надежности электроснабжения - II, электроснабжение объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане» выполнено по категории надежности электроснабжения – III.

Следует отметить, что ко второй категории надежности электроснабжения потребителей относят те электроприемники, перерыв в работе которых может привести к значительному снижению отпуска производимых потребителем товаров, имеющим место в связи с этим незанятостью персонала, простоем производственного оборудования или же может сказаться на нормальной жизнедеятельности большого количества граждан. Также как для первой категории, для второй категории надежности необходимо резервирование источников питания. Т.е. энергоснабжение электроприемников II категории надежности электроснабжения необходимо осуществлять от двух независимых источников питания. При нарушении энергоснабжения от одного источника питания, допустимо временное отсутствие энергоснабжения на время переключения на резервный источник оперативным персоналом потребителя или же выездной бригадой электросетей.

Указанное нарушение явилось основополагающей причиной тому, что заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации не было выдано.

Вместе с тем, ни администрация Неманского городского округа, ни ответчики, действия которых непосредственно связаны с Муниципальным заказчиком, не уклоняются от решения вопроса, направленного на получение разрешения на ввод очистных сооружений в эксплуатацию, а напротив предпринимают действия для устранения выявленных Службой ГАСН нарушений.

Так, проблема технологического присоединения к сетям электроснабжения Объекта постоянно находится их контроле и неоднократно рассматривалась на заседаниях Правительства Калининградской области (вх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, протокол б/№ от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, протокол б/№ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, протокол б/№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх. /МС от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, протокол б/№ от ДД.ММ.ГГГГ).

В целях обеспечения II категории надежности энергоснабжения Неманским городским МУП «Теплосеть» 09 февраля 2017 г. подана заявка в ЦОК АО «Янтарьэнерго». В настоящее время АО «Янтарьэнерго» выданы технические условия № для присоединения к электрическим сетям. Размер платы за технологическое присоединение составляет <данные изъяты>..

Как следует из показаний представителя администрации Неманского городского округа – Неберекутиной Е.С., с целью удешевления работ, связанных с обеспечением II категории надежности электроснабжения, рассматривался вопрос об установлении в качестве резервного источника питания дизельного генератора мощностью 500 кВт, но по устной информации, полученной от специалистов электротехнического отдела ГАУ Калининградской области «Центр проектных экспертиз», проектная документация, предусматривающая такое решение, не получит положительного заключения экспертизы.

В настоящее время, как пояснили представители администрации Неманского городского округа, готовится обращение в Службу по государственному регулированию цен и тарифов на предмет проверки размера платы за технологическое присоединение, учитывая, что ранее между Неманским городским МУП «Теплосеть» заключался договор 06 марта 2015 г., размер платы по которому составил <данные изъяты>. Указанные намерения администрации Неманского городского округа не противоречат действующему законодательству и не свидетельствуют о бездействии со стороны Муниципального заказчика.

С учетом изложенного, суд не может согласиться с выводами Неманского городского прокурора о том, что администрация Неманского городского округа, имея реальную возможность к подключению очистных сооружений к объектам электросетевого хозяйства АО «Янтарьэнерго» и введению Объекта в эксплуатацию, самоустранилась от решения вопроса, учитывая сложившую ситуацию, описанную выше и связанную с отсутствием возможности обеспечить подключение объекта по II категории надежности электроснабжения на условиях и в срок, указанный в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, что могло привести к срыву не только Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года, но и программы Приграничного сотрудничества.

Возложение на предприятие обязанности выполнить все необходимые действия по устранению нарушений, связанных с обеспечением объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» электроснабжением II категорией надежности с энергоснабжением электроприемников от двух независимых источников питания, только на том основании, что предприятие является Приобретателем и специализированной эксплуатирующей организацией по Объекту, недостаточно и невозможно без решения вопроса о финансировании, и явно противоречит Уставу предприятия. В соответствии с Контрактом (раздел 4.6) только после получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию Приобретатель, каковым является их предприятие, принимает меры направленные на надлежащую эксплуатацию созданных в результате выполнения работ объектов основных средств в соответствии с их целевым назначением. В настоящее время разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию не получено. Неманское городское МУП «Теплосеть» из-за сложившейся ситуации, для разрешения которой администрацией Неманского городского округа принимаются необходимые меры, несет убытки, связанные с содержанием обслуживающего персонала, коммунальных услуг, учитывая, что повышение тарифов на водоотведение пока невозможно. Между тем, Неманское городское МУП «Теплосеть» и так находится в трудном в финансовом положении, имея значительную кредиторскую задолженность.

Согласно п.2 ст.1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 г. №19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» Уполномоченным органом на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию являются уполномоченные Правительством Калининградской области органы государственной власти Калининградской области Правительством Калининградской области полномочия по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию возложены на Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (постановление Правительства Калининградской области от 25.01.2017 г. №14).

Утверждение истца о том, что Заказчиком-застройщиком вопреки взятым на себя согласно п.4.3.33 Контракта обязательствам, до настоящего времени не приняты необходимые меры к получению в Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области разрешения на ввод очистных сооружений в г. Немане в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, суд находит необоснованными, учитывая, что для решения указанного вопроса необходимо подключение построенного Объекта по II категории надежности электроснабжения. В настоящее время новые технические условия для присоединения Объекта к электрическим сетям сетевой организации получены, но заключение договора с АО «Янтарьэнерго» не входит в полномочия МБУ «Центр капитального строительства» ни на основании Контракта, ни на основании Устава учреждения, обеспечивающего исполнение своих обязательств только в пределах предоставленных субсидий из средств местного бюджета и средств, полученных в установленном порядке от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а поэтому со стороны МБУ «Центр капитального строительства» отсутствуют действия (бездействия), которые могли быть основанием к возложению в судебном порядке обязанности, как по выполнению действий по устранению нарушений, указанных в п.3 Акта итоговой проверки , так и по получению разрешения на ввод очистных сооружений в г. Немане в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, учитывая при этом принятые и предпринимаемые действия со стороны Муниципального заказчика.

Из пункта 2 результатов по Акту итоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в нарушение требований проектной документации том 5.1, подраздел 5.1, раздел 5 «Система электроснабжения» при устройстве молниезащиты сооружений объекта капитального строительства на поверхности кровли не выполнены работы по установке вертикальных матч.

Вместе с тем, как следует из показаний и.о. директора МБУ «Центр капитального строительства» Шемет Ю.А., АО «Паневежио статибос трестас» разработан проект (шифр 19/1-0-ЭС), согласно требованиям которого подраздел 5.1 раздела 5 «Система электроснабжения» содержит ссылку на то, что в качестве молниеприемников по возможности используется металлические конструкции ферм кровли или металлическая сетка стяжки кровли, в качестве вертикальных токоотводов от молниеприемника используются соединенная между собой стальная арматура стен и колонн. Указанные в проекте требования, связанные с монтажом заземляющего устройства/молниезащиты выполнены, о чем свидетельствует акт .

Неманским городским прокурором не представлено доказательств, опровергающие доводы и.о. директора МБУ «Центр капитального строительства» Шемет Ю.А. о том, что с учетом указанной проектной документацией установка вертикальных матч не требуется.

При таких обстоятельствах, исковые требования Неманского городского прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Неманского городского прокурора о возложении на МБУ «Неманский центр капитального строительства», Неманское городское МУП «Теплосеть» обязанности устранить нарушения, указанные в п.2 Акта итоговой проверки 2/657 «При строительстве объекта капитального строительства» от 11 октября 2016 г., а именно: установка вертикальных матч по поверхности кровли объекта «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области;

о возложении на МБУ «Неманский центр капитального строительства», Неманское городское МУП «Теплосеть» обязанности устранить нарушения, указанные в п.3 Акта итоговой проверки 2/657 «При строительстве объекта капитального строительства» от 11 октября 2016 г., а именно: обеспечить объект «Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области» электроснабжением II-ой категории надежности с энергоснабжением электроприемников от двух независимых источников питания;

о возложении на МБУ «Неманский центр капитального строительства» обязанности получить в Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области разрешение на ввод очистных сооружений в г. Немане в эксплуатацию в установленном законодательством порядке в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца, с даты изготовления мотивированного решения, мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2017 г..

Судья Неманского городского суда

Шевченко И.В.