Дело № 2-3454/2023
УИД 86RS0007-01-2023-004109-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2023 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующий судья Заремба И.Н.
при секретаре Лотарингской И.В.
с участием
представителя истца Баханькова А.С.
представителя ответчика Бас О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об обязании устранить нарушения промышленной и экологической безопасности на территории (иные данные) месторождения,
установил:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО «РН-Юганскнефтегаз», в котором просит обязать ООО «PH-Юганскнефтегаз» в срок не позднее (иные данные) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопровода (иные данные) в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения; обязать ООО «PH-Юганскнефтегаз» в срок не позднее (иные данные) месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов на нем в отношении трубопровода (иные данные).
Исковые требования мотивированы тем, что Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «РН-Юганскнефтегаз» соблюдения законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в ходе которой установлено, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «НК (иные данные)» договоров на оказание операторских услуг (в том числе от (дата)№Д, (дата)№Д) осуществляет разработку (иные данные) месторождений и месторождения им. (иные данные) и др. Для обеспечения работы восьми скважин куста (иные данные) месторождения Обществом с (дата) года для транспортирования добываемого углеводородного сырья используется объект «(иные данные) относящийся к опасным производственным объектам без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Нефтепровод расположен на землях лесного фонда. Эксплуатация ответчиком трубопровода с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает санитарную и пожарную безопасность в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.
Представитель истца Баханьков А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Бас О.В. исковые требования не признала, приобщила возражения на иск, в пояснениях полностью ссылалась на возражения.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №7 от 10 января 2020 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства в области использования и охраны недр.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов-это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 года опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному Закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно ст.3 Федерального закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ предусмотрено, что ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к Закону от 21.07.1997 N 116-ФЗВ случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 - 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
В силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства являются линейные объекты, в том числе, трубопроводы.
В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1816 от 12 ноября 2020 года утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется получения разрешения на строительство.
К таким объектам относятся линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 N 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые предусматривают, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации согласно данным Требованиям (пункт 6).
В соответствии с п. 9 Требований, на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
В соответствии с п. 10 Требований, при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
В судебном заседании установлено, что ПАО (иные данные)» является владельцем лицензии по разработке и эксплуатации (иные данные) месторождения.
ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «(иные данные)» договоров на оказание операторских услуг (в том числе от (дата)№Д и (дата)№Д) оказывает операторские услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе осуществляет добычу нефти и сбор попутного нефтяного газа (углеводородное сырье), осуществляет подготовку и сдачу углеводородного сырья транспортирующим организациям в систему магистральных нефтепроводов.
Из свидетельства о регистрации № следует, что система промысловых трубопроводов Соровского месторождения относится к третьему классу опасности.
Ответчиком введен в эксплуатацию и эксплуатируется объект Соровского месторождения - (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в (дата) года, отнесен к третьему классу опасности.
Из пояснений заместителя начальника управления промышленной безопасности и охраны труда ООО «РН-Юганскнефтегаз» от (дата) следует, что в 2022-2023 году для обеспечения работы (иные данные) скважин (иные данные) кустов (иные данные) введено в эксплуатацию (иные данные) трубопроводов. Данные объекты используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Данные трубопроводы будут включены в состав зарегистрированных ОПО, поскольку являются частями одного объекта. Объекты в обязательном порядке будут внесены в реестр ОПО и застрахованы по завершению строительства, комплексного опробирования и ввода в эксплуатацию в строгом соответствии со Сводом правил «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов ((иные данные)).
Из пояснений начальника управления обеспечения бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз» ДИЯ, начальника управления внутреннего контроля ООО «РН-Юганскнефтегаз» ЛАВ следует, что введенные в эксплуатацию в 2022-2023 году (иные данные) трубопроводов используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Каждый отдельный трубопровод, как объект строительства, обладает признаками III и IV класса опасности. Классы опасности трубопроводов определены по количеству опасного вещества в соответствии с проектной документацией, утвержденной в обществе и требованиями Федерального закона №116-ФЗ. Трубопроводы (нефтесодержащие сети) не регистрируются в качестве самостоятельных ОПО, включаются в состав действующих ОПО. В государственном реестре опасных производственных объектов данные объекты не зарегистрированы. Гражданская ответственность владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии не застрахована.
Таким образом, учитывая, что указанный в исковом заявлении трубопровод расположен на Соровском месторождении, относящемся к третьему классу опасности, присоединен к системе нефтегазопроводов Соровского месторождения, участвуют в едином технологическом процессе Соровского месторождения - используется для транспортировки нефтесодержащей жидкости, то есть обладают признаками опасности, суд приходит к выводу, что он не может идентифицироваться как самостоятельный объект, подлежит идентификации по классу опасности, к которому относится Соровское месторождение в целом - третьему классу опасности, соответственно, для их эксплуатации необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
Следует отметить, что согласно пояснений начальника управления обеспечения бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз» ДИЯ, и начальника управления внутреннего контроля ООО «РН-Юганскнефтегаз» ЛАВ, опасным производственным объектом трубопроводы становятся после ввода в эксплуатацию, то есть после подключения к системе трубопроводов.
Соответственно учитывая, что трубопровод был подключен к системе трубопроводов, то есть введен в эксплуатацию в (дата) года, следовательно он стал опасным производственным объектом.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
В соответствии с со ст. 4 Федерального закона №225-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В соответствии с со ст. 10 Федерального закона №225-ФЗ от 27 июля 2010 года договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.
Так вышеуказанный нефтепровод является опасным производственным объектом, при этом ответчиком он в государственный реестр опасных производственных объектов по настоящее время не внесен, соответственно, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта не произведено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в части обязания ответчика зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов вышеуказанный объект, заключить со специализированной организацией договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроках, в течение которых ответчиком должны быть устранены вышеуказанные нарушения, суд соглашается со сроками, указанными истцом, учитывая, что вышеуказанный опасный производственный объект уже эксплуатируется ответчиком около (иные данные) месяцев, а в соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1371, ответчик не позднее (иные данные) рабочих дней со дня начала эксплуатации должен был предоставить сведения, характеризующие опасный производственный объект для регистрации.
Доводы стороны ответчика о том, что работы по включению спорного объекта в государственный реестр опасных производственных объектов, а также по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ведутся, в связи с чем исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора не подлежат удовлетворению суд считает несостоятельными, поскольку доказательств о том, что спорный объект включены в государственный реестр опасных производственных объектов, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта заключены, не предоставлено.
Предоставленный ответчиком страховой полис № оформленный между Обществом и САО «(иные данные)» на объект – система промысловых трубопроводов Соровского месторождения, лишь подтверждает страхование самой по себе всей системы трубопроводов, но не конкретизирует указанный в иске объект капитального строительства Соровского месторождения - «(иные данные)»
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме (иные данные) рублей, от уплаты которой истец, при подачи иска, был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об обязании устранить нарушения промышленной и экологической безопасности на территории (иные данные) месторождения, удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «PH-Юганскнефтегаз» обязанность в срок не позднее (иные данные) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопровода «(иные данные)» (иные данные) месторождения в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «PH-Юганскнефтегаз» обязанность в срок не позднее (иные данные) месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов на нем в отношении трубопровода «(иные данные) Соровского месторождения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (иные данные)) в бюджет города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме (иные данные) рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.