Дело № 2-3101/2023
УИД 86RS0007-01-2023-003613-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2023 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Морозовой М.С.
с участием представителя истца Алексеенко В.С.
представителей ответчика Пищальникова А.С.
Дзыгмана И.О.
Бас О.В.
Ауль К.А.
Камалетдиновой Л.В.
Лейман А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов
У С Т А Н О В И Л:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об обязании в срок:
1. не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов Малобалыкского месторождения:
«Нефтегазосборные сети. (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»;
2. не позднее 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить регистрацию трубопроводов Малобалыкского месторождения в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов:
«Нефтегазосборные сети. (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»;
3. не позднее двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии и инцидентов на нем в отношении объектов Малобалыкского месторождения:
«Нефтегазосборные сети. (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)» (т.3л.д.1).
Исковые требования мотивированы тем, что Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «РН-Юганскнефтегаз» соблюдения законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в ходе которой установлено, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «НК «Роснефть» договоров на оказание операторских услуг (в том числе от 01.01.2021 №, 10.01.2023 №) осуществляет разработку Восточно-Сургутского, Ефремовского, Западно-Угутского, Кудринского, Малобалыкского, Омбинского, Петелинского, Правдинского, Приобского, Приразломного, Салымского (Лемпинская площадь), Соровского, Среднебалыкского, Среднеугутского, Усть-Балыкского, Южно-Балыкского месторождений и месторождения им. Московцева и др.
Ответчиком введены в эксплуатацию и эксплуатируются объекты Малобалыкского месторождения:
«Нефтегазосборные сети. (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети куст (иные данные)», относящиеся к опасным производственным объектам без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Указанные нефтепроводы расположены на землях лесного фонда. Эксплуатация ответчиком трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает санитарную и пожарную безопасность в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.
Представитель истца Алексеенко В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что нормы постановления№ от 12 ноября 2020 года исключили обязанность по получению разрешения на ввод в эксплуатацию линейных объектов 3 и 4 классов опасности. Ответчик идентифицировал спорные объекты как отдельные объекты, в качестве третьего класса опасности по объему пропускаемой жидкости. Однако данные трубопроводы являются составной частью Малобалыкского месторождения – объектами обустройства Малобалыкского месторождения, которое относится к первому классу опасности. Поскольку указанные трубопроводы являются составной частью опасного объекта, относящегося к первому классу опасности, соответственно спорные нефтепроводы должны также относиться к первому классу опасности, поскольку данные трубопроводы не являются самостоятельными объектами, а построены для обустройства Малобалыкского месторождения. Кроме того, в соответствии с п.10 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ в случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 - 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности. Поскольку у ответчика имеется разработанная строительная документация для получения соответствия построенного объекта, ему необходимо обратиться в Жилстройнадзор для получения положительное заключения на соответствие объектов проектной документации, после чего обратиться в Департамент строительства для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Сторона ответчика, указывая на невозможность получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, не предоставила доказательств о том, что ей отказано в получении таких разрешения на спорные объекты. Также пояснил, что класс опасности объекту присваивается ответчиком расчетным способом - по диаметру трубы определяется сколько тонн жидкости может находиться в ней одномоментно. Ростехнадзор выполняет только регистрирующие функции на основании поданных ответчиком документов. Кроме того, ответчик длительно эксплуатирует указанные в исковом заявлении трубопроводы, однако работу по регистрации их в реестре опасных производственных объектов и по заключению договоров страхования начал после подачи настоящего иска в суд.
Представитель ответчика Пищальников А.О., действующий на основании доверенности № от (дата) (т.1л.д.175), в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что все нефтепроводы, указанные в исковом заявлением, отнесены к третьему классу опасности, поэтому получать разрешение на ввод их в эксплуатацию не нужно. Истцом не указано какие нормы нарушены ответчиком. Его доводы также подтверждается письмом Жилстройнадзора, который указал, что поскольку объекты относятся к третьему классу опасности, соответственно не требуется получать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Также пояснил, что ответчиком работа по регистрации нефтепроводов в Едином государственном реестре проведена, при регистрации проводилась правовая экспертиза поданных документов, после которой право собственности на нефтепроводы зарегистрировано. Поскольку право собственности на нефтепроводы зарегистрировано, соответственно, отсутствует необходимость получать разрешение на ввод их в эксплуатацию, так как данные нефтепроводы относятся к третьему классу опасности. Кроме того, поскольку в настоящее время все указанные в исковом заявлении объекты построены, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, эксплуатируются, поэтому невозможно получить разрешение на их строительство, соответственно, невозможно получить разрешение на ввод их в эксплуатацию, а в случае удовлетворения исковых требований, решение суда в указанной части будет неисполнимо. Исковые требования в части регистрации объектов в реестре опасных производственных объектов удовлетворению не подлежат, так как документы в Ростехнадзор для включения объектов в реестр опасных производственных объектов направлены. Исковые требования в части заключения договоров страхования также не подлежат удовлетворению, поскольку работа по заключению договоров страхованию ведется.
Представитель ответчика Дзыгман И.О., действующий на основании доверенности № от (дата) (т.1л.д.177), в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что работа по включению объектов в реестр опасных производственных объектов ведется. Также ведется работа по заключению договоров страхования.
Представители ответчика Бас О.В., действующая на основании доверенности № от (дата) (т.1л.д.178), в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика Ауль К.А., действующая на основании доверенности № от (дата) (т.1л.д.180), в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика Камалетдинова Л.В., действующая на основании доверенности № от (дата) (т.1л.д.179), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что проекты строительства спорных объектов проектировали институты не на всю систему, а на конкретный объект строительства, на который не требуется разрешение на строительство. Представитель Лейман А.В., действующий на основании доверенности № от (дата) (т.1л.д.85), в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что спорные трубопроводы могут работать самостоятельно и могут быть зарегистрированы как новая система нефтепроводов. В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию можно получить только при наличии заключения о соответствии построенного объекта.
Также ранее представителем ответчика предоставлялись возражения (т.1л.д.87).
Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №7 от 10 января 2020 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства в области использования и охраны недр.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 года опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному Закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно ст.3 Федерального закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ предусмотрено, что ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к Закону от 21.07.1997 N 116-ФЗВ случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 - 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
В силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства являются линейные объекты, в том числе, трубопроводы.
В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1816 от 12 ноября 2020 года утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется получения разрешения на строительство.
К таким объектам относятся линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 N 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые предусматривают, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации согласно данным Требованиям (пункт 6).В соответствии с п. 9 Требований, на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
В соответствии с п. 10 Требований, при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
В судебном заседании установлено, что ПАО «Роснефть» является владельцем лицензии № по разработке и эксплуатации Малобалыкского месторождения (т.3л.д.4).
ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «НК «Роснефть» договоров на оказание операторских услуг (в том числе от 10.01.2023 №) оказывает операторские услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе осуществляет добычу нефти и сбор попутного нефтяного газа (углеводородное сырье), осуществляет подготовку и сдачу углеводородного сырья транспортирующим организациям в систему магистральных нефтепроводов (т.1л.д.46).
Из свидетельства о регистрации № следует, что система промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения относится к первому классу опасности (т.2л.д.160).
Ответчиком введены в эксплуатацию и эксплуатируются объекты Малобалыкского месторождения:
- «Нефтегазосборные сети. (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности(т.1л.д.35);
- «Нефтегазосборные сети (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности(т.2л.д.183-187);
«Нефтегазосборные сети (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в мае 2023 года, отнесен к третьему классу опасности(т.2л.д.121-122),
- «Нефтегазосборные сети (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в мае 2022 года, отнесен к третьему классу опасности(т.2л.д.199-203);
- «Нефтегазосборные сети (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу(т.2л.д.183-187);
- «Нефтегазосборные сети (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в августе 2022 года, отнесен к третьему классу опасности(т.2л.д.204-207);
- «Нефтегазосборные сети (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности(т.2л.д.209-214);
- «Нефтегазосборные сети куст (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в апреле 2022 года, отнесен к третьему классу опасности(т.2л.д.215-220);
- «Нефтегазосборные сети куст (иные данные)» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т.2л.д.221-234).
Из проектной документации «Обустройство куста скважин № Малобалыкского месторождения» следует, что проектируемый нефтегазосборный трубопровод является объектом системы обустройства Малобалыкского месторождения сбора и транспортировки углеводородов, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса. Согласно сведениям, характеризующими опасный производственный объект : объект системы обустройства Малобалыкского месторождения сбора и транспортировки углеводородов, количество горючих веществ в технологическом процессе: нефть – 4 393 т., нефтяной газ -5.2 т., ингибитор – 0,252 т. (т.1л.д.26 оборот). Из проектной документации «Обустройство куста скважин № Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемого куста до подключения в нефтесборные сети, затем жидкость транспортируется на ДНС-4 Малобалыкского месторождения (п.3.4) (т.3л.д.33).
Из проектной документации «Обустройство кустов скважин № Малобалыкского месторождения» следует, что проектируемые сооружения кустов скважин предназначены для добычи, сбора, измерения и транспортировки продукции скважин до ДНС с УВСП-4 Малобалыкского месторождения (п.1) (т.3л.д.80).
Из проектной документации «Обустройство куста скважин № Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки № до подключения к существующей системе нефтегазосборных сетей и дальнейшего транспорта на прием ДНС-2. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т.3л.д.134).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки № Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки № до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее продукция скважин с действующих и проектируемых кустов транспортируется по нефтегазосборным трубопроводам на прием ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т.3л.д.185).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки № Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки № до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т.4л.д.6).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки № Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки № до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т.4л.д.54).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки № Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки № до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т.4л.д.102).
Из проектной документации «Обустройство кустов скважин №,№ Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемых кустов скважин № до подключения к существующей системе нефтесбора и дальнейшего транспортирования на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т.4л.д.150-151).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки № Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемого кустаскважин № до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемые нефтегазосборные сети подключаются к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т.5л.д.6).
Из пояснений заместителя начальника управления промышленной безопасности и охраны труда ООО «РН-Юганскнефтегаз» от 27 июня 2023 года следует, что в 2022-2023 году для обеспечения работы № скважин № кустов Восточно-Сургутского, Ефремовского, Западно-Угутского, Кудринского, Малобалыкского, Омбинского, Петелинского, Правдинского, Приобского, Приразломного, Салымского (Лемпинская площадь), Соровского, Среднебалыкского, Среднеугутского, Усть-Балыкского, Южно-Балыкского месторождений и месторождения им. Московцева введено в эксплуатацию 115 трубопроводов. Данные объекты используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Данные трубопроводы будут включены в состав зарегистрированных ОПО, поскольку являются частями одного объекта (т.2л.д.236).
Из пояснений начальника управления обеспечения бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз» Д.И.Я., начальника управления внутреннего контроля ООО «РН-Юганскнефтегаз» Леймана А.В. следует, что введенные в эксплуатацию в 2022-2023 году 115 трубопроводов используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Каждый отдельный трубопровод, как объект строительства, обладает признаками III и IV класса опасности. Классы опасности трубопроводов определены по количеству опасного вещества в соответствии с проектной документацией, утвержденной в обществе и требованиями Федерального закона №116-ФЗ. Трубопроводы (нефтесодержащие сети) не регистрируются в качестве самостоятельных ОПО, включаются в состав действующих ОПО. В государственном реестре опасных производственных объектов данные объекты не зарегистрированы. Гражданская ответственность владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии не застрахована (т.2л.д.238).
Таким образом, учитывая, что указанные в исковом заявлении трубопроводы расположены на Малобалыкском месторождении, относящемся к первому классу опасности, присоеденены к системе нефтегазопроводов Малобалыкского месторождения, участвуют в едином технологическом процессе Малобалыкского месторождения - используются для транспортировки нефтесодержащей жидкости, то есть обладают признаками опасности, суд приходит к выводу, что они не могут идентифицироваться как самостоятельные объекты, подлежат идентификации по классу опасности, к которому относится Малобалыкское месторождение в целом - первому классу опасности, соответственно, для их эксплуатации необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требований прокурора об обязании ответчика получить разрешение на ввод объектов в эксплуатацию подлежат удовлетворению, ответчик обязан не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод их в эксплуатацию.
Определяя срок, в течение которого ответчик должен получить разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию, суд учитывает, что стороной ответчика не предоставлено доказательств, подтверждающих невозможность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить решение суда в указанной части.
При этом, письмо Жилстройнадзора Югры в адрес ответчика от 21 декабря 2020 года суд не принимает в качестве доказательства о невозможности получения разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию, поскольку в нем указаны другие объекты строительства, соответственно, данное письмо не относится к предмету спора (т.1л.д.150).
Стороной ответчика не предоставлено доказательств о невозможности получения разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию, указав их класс опасности первый.
Кроме того, доводы стороны ответчика о том, что поскольку спорные объекты уже введены в эксплуатацию, соответственно, невозможно получить разрешение на их ввод в эксплуатацию никакими доказательствами не подтверждены, поэтому суд их не принимает.
Кроме того, согласно п.2 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
В соответствии с со ст. 4 Федерального закона №225-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В соответствии с со ст. 10 Федерального закона №225-ФЗ от 27 июля 2010 года договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.
Учитывая, что вышеуказанные нефтепроводы являются опасными производственными объектами, однако ответчиком они в государственный реестр опасных производственных объектов по настоящее время не внесены, соответственно, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта не произведено, суд приходит к выводу, что требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в части обязания ответчика зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов вышеуказанные объекты, заключить со специализированной организацией договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроках, в течение которых ответчиком должны быть устранены вышеуказанные нарушения, суд соглашается со сроками, указанными истцом, учитывая, что вышеуказанные опасные производственные объекты эксплуатируются ответчиком длительный период, а в соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1371, ответчик не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации должен был предоставить сведения, характеризующие опасный производственный объект для регистрации.
Доводы стороны ответчика о том, что работы по включению спорных объектов в государственный реестр опасных производственных объектов, а также по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ведутся, в связи с чем исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора не подлежат удовлетворению суд считает несостоятельными, поскольку доказательств о том, что спорные объекты включены в государственный реестр опасных производственных объектов, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта заключены, не предоставлено.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 18 000 рублей, от уплаты которой истец, при подачи иска, был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ИНН №):
1.не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов Малобалыкского месторождения:
«Нефтегазосборные сети. (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети куст (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети куст (иные данные)»;
2. не позднее 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить регистрацию трубопроводов Малобалыкского месторождения в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов:
«Нефтегазосборные сети. (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»;
3. не позднее двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии и инцидентов на нем в отношении объектов Малобалыкского месторождения:
«Нефтегазосборные сети. (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)»,
«Нефтегазосборные сети (иные данные)».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ИНН (иные данные)) в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 18 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
районного суда