Дело № 2-3464(3466)/2023
УИД 86RS0007-01-2023-004113-95
(86RS0007-01-2023-004119-77)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года г. Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Черненко Е.А., с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Баханькова А.В., представителей ответчика: Бас О.В., Паненышевой А.А., Камалейдиновой Л.В. и Леймана А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопредёленного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об устранении нарушений требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов на месторождениях нефти,
установил:
Природоохранный прокурор обратился в суд с исками, объединенными судом в одно производство, в которых просит: обязать ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее также - Общество) в срок, не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию, следующих объектов: Нефтегазосборные сети (адрес); Нефтегазосборные сети куст (адрес) Нефтегазосборные сети (адрес); Нефтегазосборные сети (адрес); Нефтегазосборные сети (адрес) Нефтегазосборные сети (адрес) Нефтегазосборные сети (адрес) Нефтегазосборные сети (адрес) и Нефтегазосборные сети (адрес)(иные данные) месторождения нефти, а также Нефтегазосборные сети (адрес)(иные данные) месторождения нефти и в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить их регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения. Также истец просит в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов указанных объектов.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения Обществом законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было установлено, что в рамках ежегодно заключаемых с (иные данные) договоров на оказание операторских услуг (в том числе от 01.01.2021 №№ 10.01.2023 №№), Общество осуществляет, в том числе разработку (иные данные) и (иные данные) месторождений нефти. При этом, для транспортирования добываемого углеводородного сырья, Обществом, без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, используются вышеперечисленные Нефтегазосборные сети, относящиеся к опасным
производственным объектам.
Эксплуатация ответчиком трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает санитарную и пожарную безопасность в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил, что Нефтегазосборные сети (адрес)(иные данные) месторождения нефти имеет регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов и застрахован в установленном порядке, в связи с чем, он не поддерживает требования в указанной части, поскольку не имеет полномочий на отказ от иска.
Представители ответчика исковые требования не признали по доводам письменных возражений на иск.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частью 1 статьи 34 и частью 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений, объектов транспортировки, хранения и реализации нефти и газа и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, которые обеспечиваются при соблюдении установленного порядка строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее также Закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах (далее также - ОПО) и последствий указанных аварий.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному Закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно ст. 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ установлено, что ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом, проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В силу с ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к Закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ в случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 - 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
Пункт 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) к объектами капитального строительства относит линейные объекты, в том числе, трубопроводы.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1816 от 12.11.2020 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется получения разрешения на строительство.
К таким объектам относятся линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 N 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования), которые предусматривают, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации согласно данным Требованиям (п. 6).
В соответствии с п. 9 Требований, на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
Согласно п. 10 Требований, при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с (иные данные) договоров на оказание операторских услуг, оказывает операторские услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе осуществляет добычу нефти и сбор попутного нефтяного газа (углеводородное сырье), осуществляет подготовку и сдачу углеводородного сырья транспортирующим организациям в систему магистральных нефтепроводов, в том числе, при эксплуатации без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, указанных в описательной части настоящего решения Нефтегазосборных сетей (иные данные) и (иные данные) месторождений нефти, за исключением Нефтегазосборной сети (адрес) имевшей на момент подачи иска регистрацию и договор страхования.
Спорные Нефтегазосборные сети, хотя и относятся, каждая в отдельности, к IV классу опасности, однако входят в системы промысловых трубопроводов (иные данные) и (иные данные) месторождений, имеющих II класс опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов № с приложениями и пояснениями заместителя начальника управления промышленной безопасности и охраны труда ООО «РН-Юганскнефтегаз» КАС от 27.06.2023 следует, что в 2022-2023 году для обеспечения работы 907 скважин 115 кустов (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные) ((адрес)), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные), (иные данные) месторождений и месторождения (иные данные) введено в эксплуатацию 115 трубопроводов, которые используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Данные трубопроводы будут включены в состав зарегистрированных ОПО, поскольку являются частями одного объекта. Объекты в обязательном порядке будут внесены в реестр ОПО и застрахованы по завершению строительства, комплексного опробирования и ввода в эксплуатацию в строгом соответствии со Сводом правил «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов (СП68.13330.2017).
Из пояснений начальника управления обеспечения бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз» ДИЯ и начальника управления внутреннего контроля ООО «РН-Юганскнефтегаз» ЛАВ также следует, что введенные в эксплуатацию в 2022-2023 году 115 трубопроводов используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Каждый отдельный трубопровод, как объект строительства, обладает признаками III и IV класса опасности. Классы опасности трубопроводов определены по количеству опасного вещества в соответствии с проектной документацией, утвержденной в обществе и требованиями Закона № 116-ФЗ. Трубопроводы (нефтесодержащие сети) не регистрируются в качестве самостоятельных ОПО, включаются в состав действующих ОПО. Трубопроводы (нефтесодержащие сети) не регистрируются в качестве самостоятельных ОПО, включаются в состав действующих ОПО. В государственном реестре опасных производственных объектов данные объекты не зарегистрированы. Гражданская ответственность владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии не застрахована.
Принимая во внимание, что перечисленные в иске трубопроводы расположены на (иные данные) и (иные данные) месторождениях и присоединены к системе нефтегазопроводов указанных месторождений, относящихся ко II классу опасности, участвуют в едином технологическом процессе для транспортировки нефтесодержащей жидкости, то есть обладает признаками опасности, суд приходит к выводу, что спорные объекты не могут идентифицироваться как самостоятельные объекты и подлежат идентификации по классу опасности, к которому относятся системы промысловых трубопроводов (иные данные) и (иные данные) месторождений, соответственно, для их эксплуатации необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора о возложении на Общество обязанности получить разрешение на ввод объектов в эксплуатацию подлежащими удовлетворению.
При этом, изложенное в письме Жилстройнадзора Югры от 21.12.2020 мнение о невозможности получения разрешения на ввод аналогичных спорным объектам объектов в эксплуатацию, не является для суда определяющим, поскольку Общество не обращалось в установленном порядке за получением разрешений на ввод спорных объектов в эксплуатацию. Доказательств обратному, стороной ответчика не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» обязанность по предоставлению в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сведений, необходимых для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, возложена на юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов.
Положениями Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Реестр), утвержденного приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. N 140 предусмотрена процедура внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, в связи с изменениями характеристик опасного производственного объекта.
Ответчиком также не оспаривается, что после ввода в эксплуатацию спорных Нефтегазовых сетей соответствующие изменения в сведения, характеризующие опасные производственные объекты, идентифицированные как система промысловых трубопроводов вышеуказанных месторождений нефти, в связи с увеличением в их составе числа технических сооружений, до подачи прокурором настоящего иска в суд, за исключением Нефтегазосборной сети (адрес)(иные данные) месторождения, в соответствующий реестр Обществом внесены не были.
Однако, как следует из материалов дела, все спорные нефтепроводы, расположены на землях лесного фонда, в связи с чем, нарушения требований промышленной безопасности при их эксплуатации могут повлечь аварийные разливы нефти, следовательно, создается угроза и пожарной безопасности в лесах, угроза возгорания и причинения ущерба лесному фонду.
Таким образом, суд приходит к выводу, что допущенные ответчиком нарушения требований промышленной, экологической, пожарной безопасности и градостроительного законодательства при эксплуатации спорных нефтепроводов создают реальную опасность возникновения в будущем аварий, которые могут повлечь гибель людей и/или причинение вреда их здоровью, загрязнить при порывах трубопроводов газоводонефтяной эмульсией компоненты окружающей среды, стать причиной возгорания участков лесного фонда.
Перечисленные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих в ХМАО – Югре, на промышленную безопасность, на благоприятную окружающую среду, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью по эксплуатации опасных производственных объектов с нарушениями требований закона создают угрозу здоровью людей и компонентам окружающей среды, поэтому, принимая во внимание, что на момент подачи прокурором исковых заявлений, выявленные нарушения требований промышленной безопасности ответчиком устранены не были, суд приходит к выводу о наличии оснований для понуждения последнего к таким действиям.
Обязанность же владельца опасного объекта за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта установлена 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", часть 2 которой предусматривает, что ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленные процессуальным истцом сроки устранения нарушений требований промышленной, экологической, пожарной безопасности и градостроительного законодательства при эксплуатации спорных нефтепроводов, суд находит разумными, доказательств невозможности по объективным причинам устранить нарушения стороной ответчика не представлено.
На основании пункта 9 части 1 статьи 333.36, пункта 8 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 (300+300) рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора –удовлетворить частично.
Обязать ООО «РН-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию, следующих объектов (иные данные) месторождения нефти:
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
Обязать ООО «PH-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении, следующих объектов (иные данные) месторождения нефти:
- Нефтегазосборные сети (адрес);
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес)
- Нефтегазосборные сети (адрес) и в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов на нем в отношении указанных объектов (иные данные) месторождения нефти.
Обязать ООО «РН-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию, следующего объекта (иные данные) месторождения нефти:
- Нефтегазосборные сети (адрес)
Обязать ООО «PH-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объекта (иные данные) месторождения - Нефтегазосборные сети (адрес) и в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов данного объекта.
В остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» госпошлину в бюджет города Нефтеюганска в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нефтеюганский районный суд.
В окончательной форме решение принято 26.12.2023.
СУДЬЯ: подпись